ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ мини-музея «От пера до ручки»
проект по рисованию (подготовительная группа)

Субботкина Ольга Александровна

Всё больше и больше в нашу повседневную жизнь стали внедряться, так называемые «умные» вещи. «Умными» обычно называют устройства, которые обладают довольно внушительными возможностями, которые, по идее, совсем им нехарактерны. Например, шариковая ручка. Нельзя не согласиться с тем, что пишущая ручка является одним из наиболее используемых и незаменимых предметов в мире. До недавнего времени она имела лишь одну основную функцию – способность выводить на бумагу необходимый нам текст. Сегодня возможности её увеличились. Современная ручка может служить в роли вашего личного секретаря, музыкального плеера, фонарика, она даже способна отсылать ваш текст по адресам. В связи с тем у нас возник интерес к исследованию причин и этапов эволюции ручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ot_pera_do_ruchki.doc994.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

мини-музея «От пера до ручки»

Картинки по запросу "перо и ручка"

     Автор-разработчик проекта:

               Субботкина Ольга Александровна,

                                         воспитатель высшей квалификационной категории

                     

Саранск, 2020

Актуальность

Всё больше и больше в нашу повседневную жизнь стали внедряться, так называемые «умные» вещи. «Умными» обычно называют устройства, которые обладают довольно внушительными возможностями, которые, по идее, совсем им нехарактерны. Например, шариковая ручка. Нельзя не согласиться с тем, что пишущая ручка является одним из наиболее используемых и незаменимых предметов в мире. До недавнего времени она имела лишь одну основную функцию – способность выводить на бумагу необходимый нам текст. Сегодня возможности её увеличились. Современная ручка может служить в роли вашего личного секретаря, музыкального плеера, фонарика, она даже способна отсылать ваш текст по адресам. В связи с тем у нас возник интерес к исследованию причин и этапов эволюции ручки.

Цель

Формирование у детей представлений об истории возникновения ручки и дальнейшем её преобразовании человеком.

Задачи

  1. Формирование представлений об истории возникновения ручки и её дальнейшем преобразовании человеком.
  2. Расширение кругозора дошкольников.
  3. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков.
  4. Развитие творческой деятельности, логического мышления, воображения, мелкой моторики, коммуникативных качеств.
  5. Воспитывать интерес к музеям и выставкам.

Новизна проекта 

Создание мини-музея, разработка и внедрение в практику совместного творческого проекта для удовлетворения информационных потребностей участников всего образовательного пространства.

Гипотеза проектной деятельности 

Повышение культуры воспитанников посредством проектной деятельности.

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, родители воспитанников, воспитатель группы.

Срок реализации: долгосрочный, 1 год.

Формы работы: поисковая, экспозиционная, познавательная, продуктивная, экспериментальная деятельность,  работа с родителями

Методы: наглядные, словесные, поощрение

Приёмы: игровая ситуация, объяснение, показ, беседа, экскурсия.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Работа с родителями: предложить родителям помочь в организации проведения проекта «От пера до ручки» - приобретение экспонатов, консультации, беседы.

Принципы 

* принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

* принцип опоры на интересы ребенка;

* принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

* принцип наглядности;

* принцип доступности;

* принцип содержательности;

* принцип последовательности;

* принцип интегративности (использование экспонатов и экспозиций мини-музея в непосредственной образовательной деятельности детей);

* принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Этапы реализации проекта:  2020-2021

Этапы реализации проекта

1 этап — информационно-аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.

2 этап — проектировочный: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, беседы)

3 этап – диагностико-аналитический: подводятся итоги, оформление результата проекта в виде презентации

Предполагаемый результат

На основании проведенной работы у детей произойдут следующие качественные изменения: сформирован устойчивый интерес к истории письменности, появится интерес к самостоятельному творческому поиску новых занятий с использованием различных предметов для письма в творческой деятельности, сформированы навыки творческого рассказывания об истории письменности, сформируются элементарные представления о музее и его функциях, дети узнают историю возникновения письменности на Руси.

Пополнение коллекции перьев и ручек.

Создание презентации проекта мини-музей «От пера до ручки».

План проектной деятельности

№ п\п

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап

1.Консультация с родителями по теме:
«Музейная педагогика, как эффективное средство развития дошкольника»

2.Консультация «Идём в музей»

3.Анкетирование

Март - апрель 2020

1.Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения. 
3. Выбор инициативной группы

2

Практический этап (основной)

1.Сбор экспонатов

2.Оформление выставки

3.Индивидуальная работа с детьми

4.Проведение экскурсий, творческой деятельности

Март 2020 –май 2021

Создание, пополнение и развитие мини-музея «От пера до ручки»

3

Заключительный этап

Презентация работы мини-музея «От пера до ручки»

Май 2021

Фотоальбом, Презентация, Выставка экспонатов мини-музея

Список литературы

  1. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
  2. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  3. Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  4. О. Тихонова «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.
  5. «Приобщение детей к истокам семьи посредством семейного музея», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

«Музейная педагогика, как эффективное средство развития дошкольника»

(консультация для родителей)

Картинки по запросу "перо и ручка"

                                           Подготовила:

            Субботкина Ольга Александровна,

                                      воспитатель высшей квалификационной категории

САРАНСК, 2020

Немного истории. Понятие «музейная педагогика» было введено в оборот в конце 19 века в Германии. А на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году,  А. Лихтварк  первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея. Тогда впервые были предложены рекомендации работы с детьми в музее:

- каждая встреча в музее происходит у одного экспоната;

- при выборе экспонатов опираться на непосредственность восприятия окружающего детьми;

- учитывать связь с темой детства;

- детей рассадить вокруг экспоната и с помощью руководителя рассматривать очень подробно;

- иллюстрировать связь произведения с литературой, музыкой своего времени.

Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться только в 1960-е годы.

 Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и в России она зародилась более 100 лет назад, сам термин «музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы. В данный период было выделено содержание культурно-образовательной деятельности музеев. В арсенале музея можно выделить до 100 различных форм, среди которых отмечают базовые: беседа, экскурсия, кружки, студии, клубы, литературные вечера, просмотр видеофильмов, презентаций. Это встречи с интересными людьми, досуги, исторические игры, конкурсы и викторины. В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми и родителями.

Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Мотивация «в музей ради ребенка» становится ведущей для многих посетителей. Современные социологи провели опрос и выяснили, что только 20% опрошенных родителей бывают в музеях без детей.

Дети, рассматривая и восторгаясь великолепием культурных ценностей человечества, попадают в иной мир, который сделает их добрее, терпимее, любознательнее и запомнится им на всю жизнь.

Музейная информация может быть активно освоена детьми через зрительные переживания, манипулирование предметами, а так же в процессе игровой деятельности. Именно в игре они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивается способность мысленного манипулирования с предметами, пробуждается творческое начало, развивается воображение. Вариантов игры в музее или с музейными экспонатами много. Например, игры, которые можно использовать при посещении музея или во время развлечений в мини-музеях группы. Примеры игры предлагаются в памятке. Цель перечисленных дидактических игр – развитие способности к эстетическому переживанию.

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно–ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15 – 20 минут, после чего внимание снижается. Поэтому при продолжительности экскурсии 20-40 минут её первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как вторую – внести элементы игры, творческой работы детей или двигательной разрядки. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше». В этом смысле наиболее доступная форма для усвоения музейной информации – временные выставки.

Для того чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному. Довольно трудны, для детей слова по музейной терминологии: «экскурсия», «экскурсовод», «экспонат»  и т.п. Нужно, чтобы дети не только повторили их за педагогом, но и вернулись к ним не раз.

Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации. После знакомства с новым экспонатом, например, можно предложить детям нарисовать его или вырезать из бумаги. Можно слепить из пластилина перо или ручку и украсить их бисером. Можно изготовить из природного или бросового материала понравившийся ребенку экспонат. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками.  К выполнению этого  задания можно привлечь и родителей, предложив им совместную деятельность дома, где они вспомнят ещё раз сказку, сообща поработают над поделкой.

Удивительная профессия – педагог,  будь то учитель или воспитатель детского сада. Его назначение – соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность воспитанника духовным наследием прошлого.

В журнале «Старший воспитатель» № 3, 2013 г. описана апробация программы «Здравствуй, музей», когда дети – дошкольники систематически посещают городские музеи и учреждения культуры: школа искусств, детские центры и т.п. Несмотря на познавательную направленность деятельности городских музеев и учреждений культуры в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда доступны детскому восприятию и пониманию. Для устранения данного противоречия непосредственно в ДОУ создаётся музейная среда с учётом возрастных особенностей детей. Так в группах создаются мини-музеи различной тематики и направленности («Музей народного костюма», Музей – дерева», «Музей игрушки» и др.).

В последнее десятилетие мини-музей как элемент образовательного пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение. Участие детей и родителей в создании мини-музея, подготовка и поиск экспонатов способствует развитию у них познавательного интереса, связной речи, усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.

Как правило, создаются мини-музеи связанные с приоритетным направлением ДОУ или воспитателя.

В нашем ДОУ приоритетное направление - «художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности» и мы организовали в группе мини-музей «От пера до ручки».

 Цель создания данного музея: формирование у детей представлений об истории возникновения ручки и дальнейшем её преобразовании человеком. 

Задачи

  1. Формирование представлений об истории возникновения ручки и её дальнейшем преобразовании человеком.
  2. Расширение кругозора дошкольников.
  3. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков.
  4. Развитие творческой деятельности, логического мышления, воображения, мелкой моторики, коммуникативных качеств.
  5. Воспитывать интерес к музеям и выставкам.

Важная особенность развивающей среды – участие в её создании детей и родителей группы. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять экспозицию, переставляя экспонаты, брать их в руки и рассматривать. (Примеры мини-музеев вы можете так же найти в книге «Музейная педагогика», где есть описание таких мини-музеев, как «Чудо – дерево», «Лучший друг», «Город мастеров», «Музей природы» и др.).

Каждый человек с момента своего рождения познает окружающий мир: маму с её теплотой и ласковой заботливостью, детский уголок с игрушками, двор с его обитателями, улицы города, дальние края.

Любовь к Родине зарождается и развивается с ранних лет. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретает самостоятельность и переживается индивидуально. И только будучи патриотом, педагог сможет и у воспитанников пробудить патриотизм, в основе которого лежит духовное самоопределение.

Список литературы

  1. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
  2. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  3. Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  4. О. Тихонова «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.
  5. «Приобщение детей к истокам семьи посредством семейного музея», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.

Анкета для родителей

«Использование музейной педагогики в ДОУ»

  1. Что вы понимаете под термином «музей»?

а) Музей - учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью

б) Музей - научно-просветительское учреждение, осуществляющее коллекционирование, хранение и изучение памятников истории, материальной и духовной культуры

в) затрудняюсь ответить

г) ваш вариант ответа

__________________________________________________________________

  1. Посещаете ли вы музеи, выставки нашего города? Если нет, то почему?

а) да

б) нет

__________________________________________________________________

  1. Возможно ли создание мини-музеев в детском саду?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

4. Какие цели можно реализовать при создании мини-музеев?

а) Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями

б) Воспитание у дошкольников основ музейной культуры, расширение их кругозора, открытие возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности

в) Затрудняюсь ответить

г) Ваш вариант ответа

__________________________________________________________________

5. Как вы считаете, кто может участвовать в создании мини-музеев в детском саду?

а) воспитатели

б) родители

в) дети

6. Какие качества развиваются у ребенка в процессе работы мини-музея?

а)  наблюдательность

б)  любознательность

в)  усидчивость

г)  познавательность

7. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с семейными традициями и  родословной семьи?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

8. Хотели бы вы, чтобы ваши дети участвовали в создании и участии мини-музея в детском саду?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

9. Хотели бы вы участвовать в создании мини-музея в детском саду?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

Спасибо за участие!

Анализ анкетирования родителей

«Использование музейной педагогики в ДОУ»

В анкетировании приняли участие ___ человек ___ %

  1. Что вы понимаете под термином «музей»?

а) Музей - учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью __________________

б) Музей - научно-просветительское учреждение, осуществляющее коллекционирование, хранение и изучение памятников истории, материальной и духовной культуры _________

в) затрудняюсь ответить __________________

г) ваш вариант ответа      __________________

_____________________________________________________________________________

  1. Посещаете ли вы музеи, выставки нашего города? Если нет, то почему?

а) да   __________________

б) нет __________________

_____________________________________________________________________________

  1. Возможно ли создание мини-музеев в детском саду?

а) да   __________________

б) нет __________________

в) затрудняюсь ответить __________________

4. Какие цели можно реализовать при создании мини-музеев?

а) Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями __________________

б) Воспитание у дошкольников основ музейной культуры, расширение их кругозора, открытие возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности _________

в) Затрудняюсь ответить __________________

г) Ваш вариант ответа __________________

_____________________________________________________________________________

5. Как вы считаете, кто может участвовать в создании мини-музеев в детском саду?

а) воспитатели __________________

б) родители      __________________

в) дети              __________________

6. Какие качества развиваются у ребенка в процессе работы мини-музея?

а)  наблюдательность __________________

б)  любознательность __________________

в)  усидчивость           __________________

г)  познавательность  __________________

7. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с семейными традициями и  родословной семьи?

а) да __________________

б) нет __________________

в) затрудняюсь ответить __________________

8. Хотели бы вы, чтобы ваши дети участвовали в создании и участии мини-музея в детском саду?

а) да __________________

б) нет __________________

в) затрудняюсь ответить __________________

9. Хотели бы вы участвовать в создании мини-музея в детском саду?

а) да __________________

б) нет __________________

в) затрудняюсь ответить __________________

Памятка для воспитателей

Формы работы по музейной педагогике

Ежедневные

Коллекционирование вместе с детьми, создание мини-музеев, работа с выставками книг по фольклору и т.п.

Еженедельные

  1. Игры музейного содержания по формированию художественной культуры:

игры–развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «День маленького художника», «Мы рисуем на асфальте»;

- игры-путешествия «Едем в цирк», «В прошлое на машине времени» и  другие;

- игры - графические упражнения: «Я начну, а ты дорисуй», «Кто тут спрятался»;

- игры-представления: «На что похоже это облако?», «О чем рассказала эта музыка?», «Изобрази свой сон»;

- интеллектуально-творческие игры: «Волшебный кружок», «Рассеянный художник», «Заседание клуба»;

- игры – эстетические упражнения: «Закрась меня» и др.;

- игры – фантазирование-рисование: «Путешествие на машине времени» и др.;

- игры – ручной труд (для настольного театра): «Новая красная шапочка» т др.;

- игры по сюжету литературных произведений: «По страницам сказок».

2. Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи и т.п.).

3. Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать своё название, загадку и т.п.).

Периодические

 Проведение в музейной обстановке (организованной в ДОУ) тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, исторических спектаклей, костюмированных балов, конкурсов и театрализованных викторин.

Игры в музее

Игра «Видящие руки»  развивает сенсорную культуру, необходимую для восприятия пластических искусств: дети с закрытыми глазами ощупывают экспонат, предметы разнообразной конструкции и фактуры, стараясь определить предмет, его материал и форму.

Игра «Живые силуэты» состоит в том, чтобы с помощью пальцев рук на освещенном экране воспроизвести различные силуэты (например, животных), которые должны на только быть узнаваемы, но и выражать характер персонажа.

Игра «Узнай по контуру» поможет закрепить знания детей музейных экспонатов, развивать наблюдательность, образность мышления, память.

Игра «Лента времени» даёт детям определенные знания по истории, развивает временные представления.

Игра «Отгадай загадку–покажи отгадку» предлагает, отгадав загадку, найти отгадку среди множества картинок.

Игра «Что было сначала, что потом?» знакомит ребят с историей цивилизации, с развитием технического прогресса.

А так же решение ребусов, кроссвордов, шарад; путешествия по карте, в прошлое.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

«Идём в музей»

(консультация для родителей)

Картинки по запросу "музей эрьзи"

                                       

                                           Подготовила:

            Субботкина Ольга Александровна,

                                      воспитатель высшей квалификационной категории

САРАНСК, 2020

Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве и живописи.        Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.

Посещение музея дает возможность знакомить детей не только с природой нашей местности, но и позволяет осуществлять знакомство с разнообразными природными уголками всей планеты Земля, а также помогает воспитывать интерес и любовь к родному краю.

В музее проводится большая просветительная работа с детьми и взрослыми: это экскурсии и лекции, практические занятия и т.д.

Посещение музея — событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывая эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка, поэтому к посещению следует подготовиться.

Ребенку нужно рассказать о том, что они пойдут в музей, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни животных и растений. При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествуя по его залам. В музее, купив входной билет, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе. Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомни ребенку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками. Мы не должны мешать другим людям.

В музее работают экскурсоводы, они проводят экскурсии и знакомят посетителей с экспонатами и экспозициями.

Старшим дошкольникам полезно рассказать и об увлекательной деятельности коллекционеров-собирателей, которые этому посвящают всю свою жизнь.

Следует иметь в виду, что в музеи довольно много интересного, поэтому целесообразно заранее продумать или сориентироваться на месте, что и в каком объеме показать ребенку.

Дети быстро устают, поэтому они не могут получать сразу большой объем информации. С детьми трех-пяти лет желательно осмотр проводить до 30 минут, со старшими дошкольниками можно путешествовать по залам музея до l часа в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости.

Процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален. Первые впечатления — самые сильные и глубокие, поэтому так необходимо тщательно подготовиться к первой экскурсии в музей. От нас, взрослых, зависит, захочет ли ребенок еще раз пойти в музей.

Первое посещение не должно быть длительным и утомительным для ребенка. Оно должно оставить у него впечатление праздника и чувство приобщения к прекрасному.

Нельзя торопить ребенка, пусть он повнимательнее посмотрит те экспонаты, которые больше заинтересовали его. Эмоциональный контакт-пауза, раздумье малыша важнее слов.

При рассматривании необходимо вовлекать ребенка в диалог, побуждать его к общению и пробуждать устойчивый интерес, потребность поделиться своими чувствами и знаниями с друзьями и взрослыми.

Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Однако при этом следует помнить, что маленький ребенок 6ыстро утомляется и поэтому не следует перенасыщать его впечатлениями.

Ребенок четырех-пяти лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развита эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение.

В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Специалисты называют этот период «золотым веком» детского самовыражения. Старшие дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое. Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

После посещения музея, для развития ребенка, желательно с ним вспомнить и «прожить» впечатления, полученные от экскурсии, так как в это время как бы усваивается то, что ребенка впечатлило, то, что он запомнил.      Помочь ему прожить свои впечатления можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, сделанных в музее, в рассматривании буклетов, книг, в рисовании и т.д. Все дети с удовольствием рисуют и лепят, выполняют аппликацию.   Дома вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какую-нибудь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т. д.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы же взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы.

Посещение музея должно стать праздником для всей семьи!

Список литературы

  1. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
  2. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  3. Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  4. О. Тихонова «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.
  5. «Приобщение детей к истокам семьи посредством семейного музея», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

«Как появилась ручка?»

(конспект НООД с детьми подготовительной к школе группы)

Картинки по запросу "перо и ручка"

                                           Подготовила:

            Субботкина Ольга Александровна,

                                      воспитатель высшей квалификационной категории

САРАНСК, 2021

Цель: Формировать представления детей об окружающем мире, расширяя знания о знакомых предметах.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

- познакомить детей с историей появления шариковой ручки, путем расширения представления о знакомых предметах.

Развивающие задачи:

- развивать творческое мышление, внимание, путем использования активных форм обучения, групповых дискуссий;

- развивать творческие навыки, путем выполнения различных техник изобразительной деятельности;

- развивать умение детей слушать, анализировать, отвечать на вопросы;

- содействовать активизации диалогической речи, обогащению словаря;

- развивать мелкую моторику и укреплять физическую активность детей во время образовательного процесса;

Воспитательные задачи:

- прививать интерес к истории возникновения предметов окружающего мира;

- воспитывать бережное отношение к вещам.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: стилус, иероглиф.

Материалы и оборудование:

- Стилус - палочка, камешек морской, уголь, перо, чернила, чернильница, шариковая ручка, бумага, восковая карточка, лупа;

- ТСО;

- песня из м\ф «Фиксики»;

- экспонаты мини-музея «От пера до ручки»;

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Я хочу пригласить вас на экскурсию  в музей. А в какой? Предстоит отгадать именно вам.

Загадка.

Отгадай, что за вещица,-

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах вашей тетрадки. (Ручка)

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Действительно, это ручка. И сегодня мы отправимся в музей Ручки (воспитатель обращает внимание детей к музею). 

История появления ручки уходит далеко-далеко в прошлое. Еще в каменном веке люди писали или, точнее сказать, не писали, а создавали рисунки, которыми обозначали слова. Рисовали пальцем на глине, камнем или обожженной палочкой (угольком) на скале.

Присядем на ковер и представим себя в далеком прошлом (первобытными людьми) и попробуем нарисовать угольком на камне.

Возьмите, в ладошки камень. Чувствуете, какой он холодный? Но в ваших ладонях он согревается. Эти камни собраны на берегу Черного моря, поэтому и нарисовать я вам предлагаю морскую волну, символом которой является волнистая линия.

- У всех получилось изобразить морскую волну? Великолепно! Вам понравилось рисовать угольком на камне?

Предполагаемые ответы детей.

Но угольком рисовать было неудобно: он крошился, стирался и пачкал руки. Люди усовершенствовали средство для письма и появился вот такой стилус-палочка – бронзовый стержень с заостренным концом, который использовали для написания текста на дощечке, покрытой воском. Противоположный конец палочки делали плоским, чтобы удобно было стирать написанное. 

Но для письма использовали не буквы, а знаки, которые символизировали те или иные предметы и явления. Назывались они иероглифы. 

Вот они (показывает картинку). На что похожи эти символы, ребята? Как вы думаете, что они обозначают?

Предполагаемые ответы детей.

-Какие вы фантазеры.

-Этот символ обозначал «человек»,

- следующим символом изображали «дерево»,

- это символ «солнце» и т.д..

Сейчас вы сами изобразите любой из этих символов на восковой карточке, но перед этим подготовим наши пальчики для письма, выполним самомассаж при помощи шариков су-джок.

Массаж кистей рук.

Шарик я в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Воспитатель: Пальчики мы подготовили. А о спинках забыли? Становитесь в круг!

МУЗЫКА

Физкультминутка «Танец сиртаки»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)

Наклонился правый бок (наклоны туловища вправо-влево)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три (наклоны туловища вправо-влево).

А сейчас поднимем ручки,

И дотянемся друг к дружке.

Разомнем мы ножки.

Раз, два, три.

Вправо - шаг

Влево - шаг.

Упражнение повторяем

Спинки наши укрепляем.

Воспитатель: Пора приступать к работе! Оставим свои послания на восковой карточке, с помощью палочки. Предлагаю вам нарисовать иероглиф, который вам понравился.

- Получилось замечательно!

Педагог: Человек развивался, менялись предметы, которыми он пользовался. Средством письма стало простое перо птиц.

Чтобы перо можно было использовать, его обжигали в горячем песке, кончик пера заостряли ножом и писали уже буквами на бумаге. Но чернил было очень мало, не хватало даже чтобы написать одно слово.

Великий русский поэт А. С. Пушкин писал свои произведения гусиными перьями и исписывал их до самого основания.

- Посмотрите, это чернильница и гусиное перо, такими же пользовался и подписывал свои произведения Александр Сергеевич.

- Я вам предлагаю написать первую букву своего имени (оставить свою подпись) на вашей именной печати, используя перо и чернила.

Поделитесь своими впечатлениями, легко ли вам было написать одну букву пером (Выслушать ответ каждого ребенка).

Воспитатель: Да, такое перо было не очень удобным и долговечным, так как излишки чернил стекали по перу и оставляли на бумаге жирные кляксы.

И человек усовершенствовал свое изобретение – появилась ручка, которой мы пользуемся и сегодня. Еще ее называют шариковой…

(песня из м/ф «Фиксики»)

Для того, чтобы увидеть этот шарик, нам понадобится лупа. Возьмите лупу и внимательно посмотрите на кончик ручки. Увидели крошечный шарик?

Сегодня вы узнали историю о том, как появилась ручка, такая, какой мы привыкли ее видеть.

Ручки бывают разных цветов и с разными цветными стержнями. Но любая, даже самая лучшая ручка ничего не сможет написать, если ей не помочь. Что необходимо, чтобы ручка смогла писать или рисовать? (Ответы детей). Конечно, ей необходима помощь руки.

Не ручка пишет, а рука….

Предлагаю выбрать шариковую ручку любого цвета и обвести контур вашей ладошки.

Какие замечательные ладошки у вас получились! Я предлагаю вам, оставить эти рисунки в музее Ручки для создания выставки «Наши посетители».

Завершая экскурсию, я хочу у вас спросить: какой ручкой писать лучше?

(Ответы детей).

Верно, ребята, шариковая ручка значительно удобнее для письма, чем уголек, стилус или перо.

Шариковая ручка будет вас сопровождать и помогать всю жизнь…

Спасибо Вам огромное за внимание и помощь. Мне было приятно побывать с вами в музее «От пера до ручки».

Список литературы

  1. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
  2. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  3. Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  4. О. Тихонова «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.
  5. «Приобщение детей к истокам семьи посредством семейного музея», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.

Как запоминать японские иероглифы | О японском и не только | Яндекс Дзен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное педагогическое мероприятие: "Ой ты, Русь моя, богатырская!"

Приобщение к русской истории через знакомство с русскими богатырями, воспитание интереса к музыкальному искусству....

Карандаши, чернильницы и ручки, без сомнения, как и перо гусиное, - достойны уважения!

Поисково-исследовательская работа выполнена с дошкольницей подготовительной к школе группы. Собрана коллекция чернильниц прошлого века. Сделаны 5 видов чернил из ягод, овощей, сажи. Были очинены гусин...

Педагогический отчет о проведения выставки " Золотые ручки мамочки моей" в МДОУ №14 "Ласточка" 2012 год

Выставка проводится с целью  развития художественно-эстетического вкуса, формирования ручных навыков, развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста.     Воспитанию л...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы "Как устроены перья у птиц"

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы "Как устроены перья у птиц"...

Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера

Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...

Перспективно-тематическое планирование работы мини-музея в ДОО "От пера до ручки"

Перспективно - тематическое планирование работы мини-музея «От пера до ручки» в ДОО ...

Презентация "От пера до ручки"

quot;От пера до ручки" - истори возникновения шариковой ручки...