Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы "Как устроены перья у птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Андреева Валентина Петровна

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы "Как устроены перья у птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatieandreeva_v.p.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Группа/Дата/Воспитатель

Подготовительная к школе группа  / /  Андреева Валентина Петровна

Тема

«Как устроены перья у птицы»

Цель

Создание условий для познавательного развития детей.

Задачи

Образовательная задача

Формирование первичных представлений о значении перьев в жизни птиц (установление связи между строением пера и образом жизни птиц, знакомство со строением махового и пухового пера).

Развивающая задача

Побуждение детей к выполнению элементарных опытов, развитие умения наблюдать и делать выводы.

Способствовать развитию мелкой и общей моторики.

Воспитательная задача (ценностные установки)

Воспитывать любознательность, бережное отношение к птицам.

Образовательная область

Познавательное развитие

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Образовательные продукты

«Книга знаний о птицах», рисунки детей с помощью перьев.

Оборудование

Карточки с картинками, 4 листа А4, перья маховые, пуховые, камни, схемы, крыла, полета птиц, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло (по 2 на ребенка), кисточки, салфетки, ножницы, клеенка, гуашь, цветные перья,  клетка с попугайчикам, листы бумаги А5 по числу детей.

Структурная часть

Содержание ОД

Способы организации детей

Предполагаемые результаты

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности, мотивация по трём типам (игровая, мотивация общения в условиях помощи взрослому, мотивация личной заинтересованности).

Основная

Создание условий для детской экспериментальной деятельности.

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных), рефлексия.

Педагог обращает внимание детей на доску, на которой расположены картинки с цифрами и просит детей помочь разложить их в  правильном порядке.

Педагог просит детей под каждой из картинок выложить букву, обозначающую первый звук слова. Дети читают слово ПТИЦЫ.

Педагог уточняет, что дети многое знают про птиц и предлагает составить «Книгу знаний», состоящую из четырех разделов:

1. Место обитания.

2. Рацион питания.

3. Дикие/домашние птицы.

4. Строение тела птицы.

Для создания книги педагог предлагает детям разбиться по парам по желанию (личному предпочтению).

Затем каждая пара выбирает себе стол для выполнения задания (по названиям разделов книги).

Станция «Место обитания» - выбрать среди предложенных картинок только те, на которых изображены места обитания птиц.

Станция «Рацион питания» - среди предложенных картинок выбрать только те, на которых изображен корм для птиц.

Станция «Дикие/домашние птицы» - разделить предложенные картинки на две группы – дикие и домашние птицы.

Станция «Строение тела птицы» - среди предложенных картинок выбрать только те, на которых изображены части тела птиц.

После того, как каждая пара защитит свои мини-проекты, педагог поясняет, что готовые и оформленные информационные поля составят «Книгу знаний».

Педагог спрашивает у детей, чем птицы отличаются от животных. Затем сообщает о том, что к ним пришли необычные гости, для встречи с которыми необходимо соблюдать определенные правила:

1.Не шуметь.

2.Вести себя спокойно.

3.Не размахивать руками.

 Педагог вносит клетку с волнистыми попугайчиками, дети рассматривают их, обращая внимание на поведение птиц, называя части тела. Педагог обращает внимание детей на покров птиц: чем покрыто тело попугаев? (тело покрыто перьями).

Педагог уточняет, для чего нужны перья птиц. Затем демонстрирует детям схемы «Птицы в полете» и «Строения крыла птицы». Задает проблемные вопросы

- Для чего нужны перья птицам?

- Как перья помогают птицам летать?

Для подтверждения предположения о  том, что строение пера и крыла влияет на полет птицы, педагог предлагает детям провести ряд опытов.

Рассматривая схему, педагог обращает внимание, что все тело покрыто перьями и что все перья разные.

Обследование «Такие разные перья»

Затем педагог демонстрирует различные перья. Рассматривая самое большое перо, педагог называет его (маховое) и предлагает рассмотреть поближе, взяв перо в руки и обследовав его (плотное, жесткое, большое).

Чтобы выяснить, легкое перо или тяжелое, педагог предлагает детям на одну ладонь положить перо, на другую – камень и сравнить их по весу.

Педагог предлагает детям выйти из-за стола, подбросить перо вверх и понаблюдать за его падением. Уточняет, что перо падает плавно и медленно.

Чтобы узнать, почему перо легко летает, педагог предлагает срезать кончик пера и с помощью лупы рассмотреть его строение (стержень).

Педагог обращает внимание детей на коробку с перьями поменьше и предлагает рассмотреть их поближе, уточнить, какие они на ощупь. Уточняет, что такое перо называется пуховым, оно служит для защиты птиц от травм и холода.

Серия опытов и экспериментов.

Педагог предлагает детям взять два разных пера: маховое и пуховое. На ладонь дети кладут оба пера, с силой дуют на них. В ходе опыта «Какое перо легче?» дети выясняют, какое перо улетит быстрее: маховое или пуховое.

Педагог, опираясь на проведенные опыты, уточняет у детей, для чего нужен перьевой покров – для защиты от ушибов, переохлаждения, пересыхания, намокания.

Чтобы выяснить, почему у водоплавающих птиц не намокают перья, педагог предлагает детям провести два эксперимента. В первом эксперименте дети опускают бумажное «перо» в емкость с водой, во втором – с помощью кисти наносят растительное масло на перо, и затем с помощью пипетки капают на него несколько капель воды.

После проведенных опытов и экспериментов, педагог совместно с детьми подводит итоги, уточняет у детей, где можно использовать перья (украшение, набивка для подушек, пуховиков, в старину писали перьями).

По окончании опытов педагог вместе с детьми обсуждает получившиеся результаты, хвалит ребят, интересуется, что вызвало затруднения или больше понравилось.

Рисование «Волшебное перышко».

Педагог приглашает детей попробовать порисовать с помощью перьев, попутно выясняя, легко или сложно рисовать пером.

В ходе практической деятельности детей педагог оказывает индивидуальную помощь при затруднениях, подбадривает.

Дети свободно играют в игровых центрах, воспитатель обращается ко всем желающим.

Дети собираются вокруг воспитателя.  

Ребята разбиваются на пары и выбирают один из четырех столов с заданиями.

Дети работают в парах, обсуждают и из предложенных картинок выбирают только соответствующие заданию. Затем выбранные картинки наклеивают на информационные поля.

Дети повторяют правила поведения, затем  рассматривают волнистых попугайчиков, делятся впечатлениями, называют части тела птичек, рацион их питания.

Дети предлагают свои варианты ответов, рассуждают, обобщают,  делают выводы.

Дети внимательно рассматривают и  обследуют перья.

Дети сравнивают перо и камень по весу, делают вывод.

Дети подбрасывают перо и наблюдают за его падением.

Дети срезают кончик пера и рассматривают его. Перо внутри полое. Дети делают вывод, что перо легко и плавно летает из-за пустоты внутри пера.

Дети рассматривают пуховые перья, обследуют их.

Для проведения опыта дети  кладут на ладони два пера  – маховое и пуховое – дуют на них и выясняют, что пуховое перо летит быстрее, потому что оно легче.

Дети обобщают полученные знания, рассуждают, делают выводы.

 

Дети выполняют эксперименты, обсуждают полученные результаты, делают выводы: перо, покрытое маслом, не пропускает воду, следовательно, перо не намокает и остается сухим.

Дети пробуют рисовать с помощью перьев и цветной гуаши на свободную тему.

Привлечение внимания детей, мотивация личной заинтересованности, интерес  к совместной деятельности.

Активизация речи детей, Дети называют звуки и составляют слово ПТИЦЫ.

Уточнение представлений о птицах.

Положительная социализация (умение работать в парах, договариваться, действовать сообща).

После выполнения задания дети обосновывают свой выбор примерами из личного опыта или примерами из прочтенных книг.

Сюрпризный момент, воспитание любознательности,  активизация внимания, развитие познавательной активности, логического мышления.

Активизация речи детей, обобщение представлений о птицах.

Активизация внимания, познавательно-исследовательской и речевой деятельности детей.

Развитие логического мышления, умения делать выводы, аргументировать свое мнение.

Закрепление сенсорных представлений детей, моторных навыков (развитие мелкой моторики в нетрадиционном рисовании).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР) по речевому развитию Тема: « Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева»

На неделе профессионального роста в детском саду проведено мероприятие по НОД с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР) по речевому развитию. Тема: " Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева"...

Конспект Педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности по поисково-исследовательской деятельности «В поисках науки»

Цель: активизация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающая объединение и интеграцию разных видов детской деятельности....

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «БЫТЬ ЗАБОТЛИВЫМ ХОЧУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 411 г. Челябинска»         Конспектпедагогического мероприятияс де...

Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной к школе группы на тему "Время года -зима"

Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной к школе группы на тему "Время года-зима". Образовательная область Познавательное развитие Ознакомление с природой...