Технологическая карта образовательной деятельности с детьми.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Кутищева Татьяна Александровна

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А» Телефон: 8 (3952) 495 — 469, e-mail: doyrik@mail.ru

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по художественно – эстетическому развитию на тему: Освоение техники росписи гжель «Сказочная роспись»

Автор мероприятия

Воспитатель Кутищева Татьяна Александровна

Возрастная группа

Старшая группа

Форма организации, количество обучающихся

Групповое занятие, 12 человек

По содержанию изображения

предметное

По характеру содержания

реалистичное

По источнику темы:

На тему окружающей действительности

По методу изображения

С натуры

По характеру выбора темы

На тему, предложенную взрослым

По характеру познавательной деятельности детей на занятии

По сообщению новых знаний и ознакомлению с новыми способами изображения

Тема занятия

Освоение техники росписи  гжель «Сказочная роспись»

Культурная практика

Рисование

Культурно–смысловой контекст

Изготовление работ для выставки

Цель занятия

Освоение техники гжели в процессе росписи чайника и чашек в процессе рисования

Задачи

Изобразительная

Техническая

Творческая

продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;

- учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;

- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- развивать  самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;

Развивающая:

-развивать чувство цвета при составлении узора;

- развивать память, мышление, творческое воображение.

- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;

- эмоциональную отзывчивость;

- умение оценивать работу сверстников.

Планируемые результаты:

В результате обучения ребенок сможет:

Передавать особенности узора, основные элементы

Использовать приемы рисования

Составлять узор самостоятельно

Предварительная работа (актуализация субъектного опыта ребенка):

- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.

- Посещение мини – музея в стенах детского сада.

- Знакомство с декоративными приемами рисования.

- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.

- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Оборудование:

аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.

Работа с семьями воспитанников:

Подготовка для родителей материалов о гжельской росписи

Обогащение РППС по теме занятия

Внесение альбома с образами работ выполненных в технике гжели, внесение раскрасок, шаблонов

Материалы и оборудование:

Э ОС

Деятельность педагога

Деятельность детей

Количественные и качественные планируемые результаты

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Педагог обращается к детям: любите ли вы ребята пить чай? Из чего мы пьем чай? Вам нравится посуда, из которой вы пьете чай? Что делает ее красивой?

Давайте посмотрим на экран, какой разной и красивой бывает посуда (демонстрация слайдов с изображением посуды)

Как вы думаете, если бы посуда не была росписана, она была бы такой же красивой? А вы хотели бы научиться росписи? Что для этого нужно сделать?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

Рассматривают изображения посуда на слайде

Определяют, что делает посуду красивой

Умеют отвечать на вопросы полным ответом

Проявляют активность

Сформированы представления о разных видах росписи

Устанавливают связь между красотой посуды и росписью

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Недавно мы начали с вами знакомиться с одним из видов росписи. Давайте вспомним. У каждого из вас есть конверт, в нем лежит изображение расписанной посуды, но только его нужно собрать (разрезные картинки)

Угадали, о какой росписи идет речь?

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Собирают разрезные картинки с изображением гжельской росписи

Слушают стихотворение, вспоминают название гжельской росписи

Проявляют интерес к совместной деятельности

Умеют собирать разрезные картинки

Знают название росписи, представляют ее отличительные особенности

3. Затруднение в ситуации

Рассмотрите изображение, как вы думаете, как получаются такие узоры? Вы могли бы их повторить? Можно ли научиться так рисовать?

Отвечают на вопросы

Выражают желание научиться гжельской росписи

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Давным-давно нашли в поселке Гжель  белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашими игрушками.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная)
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)

- Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.

- Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью?

Воспитатель:

- Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).
Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера? (игрушки, скульптуры)

- Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

Слушают рассказ о гжельской росписи.

Отвечают на вопросы

Называют узоры

Называют предметы

Сформированы представления о гжельской росписи

Знают и называют цветовую гамму росписи

Знают и называют узоры

Знают и называют отличия  росписи от других видов

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

- Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Садитесь поудобнее, начинаем работу. (Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

Рассматривают краски

Смешивают на палитре

Запоминают образец

Самостоятельно выполняют работу

Выполняют физминутку

Владеют техникой гжельской росписи

Знают приемы росписи. Умеют применять их

Повторяют движения

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

- Ребята мы с вами были мастерами по росписи игрушек.

- Вам понравилось?

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Отвечают на вопросы

Подводят итоги деятельности

Умеют обобщать результаты деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Возраст: Вторая младшая группа (3 – 4 года).Тема: «Зимняя сказка».Цель: привлечь внимание детей; вызвать интерес к происходящему.Обучающая задача:- обучать детей делить готовую форму...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми 6-7лет Тема: «Мир природы-дикие животные»

Цель мероприятия с детьми и родителями : создание условий для   развития интереса к представителям животного мира....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Помоги Незнайке"

Образовательные области: речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитиеФормы образовательной деятельности: групповое, индивидуальное.Тип зан...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений: «Королевство Математики»

Цель занятия: создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми средней группы: «День рождения у белочки»

Цель: продолжать учить лепить техникой пластилинографией чайную посуду, передавая форму, величину отдельных частей....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми второй ранней группы по теме: «Украшаем елку» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель занятия: формирование умения рисовать нетрадиционной техникой рисования, закрепление цвета, формы; желание прийти на помощь....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми средней группы по теме: «Насекомые» (образовательная область «Развитие речи»)

Цель: обучение детей составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану....