Консультация. Рисование- как средство развития творческих способностей детей
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зима Наталья Николаевна

Рисование- как средство развития творческих способностей детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Рисование –как средство развития творческих способностей детей» Подготовила: Воспитатель ИЗО Зима Наталья Николаевна

Слайд 2

Цель художественного рисования и эстетического воспитания – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Слайд 3

Основная задача изобразительной деятельности : формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает 4 вида : - рисование отдельных предметов - сюжетное - декоративное - нетрадиционное рисование

Слайд 4

Рисование отдельных предметов Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов , для всех возрастных групп являются следующие : - научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; - научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; - передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; - развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Слайд 5

Сюжетное рисование. Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие : - научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; - научить передавать взаимодействия между объектами; - научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве. Не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете , а все детали он выполняет по своему желанию .

Слайд 6

Декоративное рисование. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Общими задачами декоративному рисованию , являются : - развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; - развивать чувство цвета; - развивать способности различать стили (дымковская, гжель, хохлома и т.д ) в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве; - совершенствовать технические навыки кистью и карандашом.

Слайд 7

В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.

Слайд 8

На 1 этапе для возникновения замысла – необходимо наблюдение окружающего мира, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике . На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка . На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»

Слайд 9

Основные приемы и навыки в обучении дошкольников рисованию

Слайд 10

1 младшая группа Закладывается основа рисования. Основные задачи воспитателя Привить детям интерес к рисованию. Научить быть внимательными на занятиях. Ознакомить с материалами и принадлежностями для рисования. Научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге. Научить правильно держать кисточку, водить кистью по бумаге без нажима. Научить набирать краску только на ворс кисти, лишнюю краску отжимать о краешек посуды, промывать кисточку в воде. Научить распознавать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Узнавать и называть изображения предмета по окраске. Узнавать и называть нарисованные предметы. Рассказывать о том, что нарисовал сам. Научить рисовать предметы по показу воспитателя и самостоятельно.

Слайд 11

Основные приемы обучения рисованию Поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого объекта Объяснение в целом Демонстрация изображения – частичная или полная Словесные указания Дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, например, к воздушным шарикам дорисовывают ниточки) Работа вместе (чтобы ребенок бесцельно не манипулировал карандашом, нужно взять руку ребенка в свою и работать вместе) Рисуют мягкими кисточками № 5-6 и красками - гуашь .

Слайд 12

Навыки рисования Прямые линии – горизонтальные, вертикальные, наклонные. Волнистые и изогнутые линии Прием примакивания (прижимать ворс кисти к бумаге и сразу отрывать его) Округлые линии (учим замыкать линию круга)

Слайд 13

2 младшая группа Имеет много общего с 1 младшей группой Основные задачи воспитателя : Воспитывать внимание и наблюдательность на занятиях по ИЗО Учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки Учить пользоваться карандашом и кисточкой. Аккуратно набирать краску, отжимая о краешек посуды лишнюю краску. Вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой. Ознакомить со свойствами красок, использовать в работе 2-3 цвета красок (используя разные кисти) Учить различать и называть основные цвета и знать их оттенки (розовый, голубой, серый) Учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке. Различать и называть форму предметов (круглый, треугольный, квадратный), их размеры (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий) Учить композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги (в центре) Ознакомить с конструктивным построением несложных предметов (продемонстрировать, что некоторые предметы состоят из нескольких частей одинаковой формы, но разного размера, например, неваляшка или снеговик)

Слайд 14

Основные приемы обучения рисованию Последовательный показ способов изображения Словесные приемы обучения – объяснения, указания, поощрения Обследование формы предмета

Слайд 15

Навыки рисования Прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и предметы из них состоящие . 1.Даем округлую форму и предметы на ее основе . 2.Учим закрашивать кистью плашмя все время в одну сторону. 3.Даем прямоугольную форму : воспитатель рисует линию-основу, чтобы помочь ребенку изобразить угол (прием отдельного рисования) 4.Учим рисовать прямоугольную форму неотрывно : рисуем линию, остановились, теперь уголок, и линия пошла вниз, остановились, уголок, линия влево, остановились, уголок, линия вверх. 5. Рисуем деревья: ствол без утолщения, веточки тянутся к солнышку вверх. Рисуем елочку: ствол без утолщения, веточки вниз без прогиба. 6. Рисуем дом: даем линию земли внизу листа. Ребенок рисует стены по принципу прямоугольника, соединяя стены, рисует потолок, от середины потолка делаем линию наверх и от нее отходят наклонные линии к углам дома – получается треугольная крыша. Посредине дома рисуем квадрат – окно. Закрашиваем крышу и окно. 7. Рисуем транспорт: тележка прямоугольная с двумя колесами и ручкой.

Слайд 16

Средняя группа Основные задачи воспитателя Знакомить детей с видами изобразительного искусства (иллюстрациями в книгах, репродукциями картин художников, народными игрушками – свистульками, матрешками). Развивать у детей наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, формы. Учить детей передавать в рисунке простые по форме предметы, выделяя их основные части. Учить детей вести линии рисунка плавно, изменять направление линий, соответственно поворачивая руку. Научить различать, называть и применять разные цвета и оттенки, учить рисовать 3-4-мя красками в одном рисунке. Учить рисовать по памяти. Учить размещать изображение на листе бумаги. Совершенствовать умение рисовать предметы с использованием прямых, наклонных, дугообразных и волнистых линий. Совершенствовать умение рисовать предметы округлой, прямоугольной, треугольной и овальной формы. Учить передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой – маленький, высокий – низкий) Учить детей аккуратно закрашивать рисунок (карандаш не отрывается от листа бумаги, кисть следует за ворсом все время в одном направлении)

Слайд 17

Основные приемы обучения рисованию Словесный прием – вопросы, объяснения, указания. Ознакомление с предметом, его формой, обведение по контуру пальцем. Частичный или полный показ

Слайд 18

Навыки рисования 1. Даем новую форму – овал (называем - похож на огурчик) 2. Даем понятие в различении круглой и овальной формы 3.Рисуем цветы , используя прием примакивания . Для рисования лучше брать четырехлепестковые цветы, простые по форме и строению. Обращаем внимание на стебель – прямой или изогнутый. В дальнейшем количество лепестков можно увеличить. 4.Рисуем деревья : ствол утолщенный книзу, веточки большие, от них идут маленькие. 5.Рисуем елочку: веточки с прогибом, ствол, утолщенный книзу 6.Рисуем дом : крыша плоская, в центре дверь, окна в верхней части двери, расположены на одном уровне. Закрашиваем только крышу, окна, дверь. 7.Рисуем человека : голова + каркас без детализации ног и туловища; рисуем красками, закрашиваем кистью плашмя. Когда высохнет, карандашами или фломастерами прорисовываем глаза, рот и нос. 8.Рисуем птиц и животных , используя знакомые формы - круг, овал, треугольник 9.Рисуем транспорт , на примере грузовика, используя знакомые формы – квадрат, прямоугольник, круг

Слайд 19

Старшая и подготовительная к школе группа Основные задачи воспитателя: Развивать эстетическое отношение к окружающему Развивать наблюдательность, воображение, внимание, самостоятельность в выполнении работы. Учить выделять существенные признаки и форму предметов, их сходства и отличия. Учить выразительному решению композиции рисунка. Знакомим с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами. Учим различать, называть и подбирать цвета и оттенки, создавая оттенки путем постепенного прибавления цветной гуаши к белой (а не наоборот) Учим пропорциональному соотношению двух-трех предметов на рисунке. Учим рисовать по замыслу, по памяти и с натуры. Учим правильно пользоваться акварельными красками, разводить их водой, аккуратно набирать краску на ворс кисти, держа его наклонно, поворачивая на плоскости. Учим изображать человека, птиц и животных статично и в движении. Совершенствуются навыки рисования и закрашивания карандашом.

Слайд 20

Основные приемы обучения рисованию Полный показ (если новая тема, например «человек в движении» или «портрет» или «животное» и т.д.) Частичный показ Обследование предмета руками Подробное рассматривание и анализ предмета (например, при рисование с натуры) Объяснение, указание, вопросы Наблюдение (особенно важно при рисовании природы)

Слайд 21

Навыки рисования 1. Вводим использование наброска простым карандашом для более точной передачи предметов. Делается набросок, а потом раскрашивается. 2 . Учим выводить линию горизонта, когда: - узкая полоска неба, широкая земли. - узкая полоска земли, широкая неба. - весь лист – земля. - весь лист – небо. 3 . Вводим рисование с натуры – один из самых сложных видов рисования, где отсутствует показ работы воспитателем. Рисуем фрукты, овощи, цветы, ветки, листья . Композицию составляет воспитатель. Желательно натуру располагать на уровне глаз перед каждым рядом столов, где сидят дети. Сзади натуры ставится фон такого же цвета, как и лист у детей (белый, голубой, зеленоватый, розовый). Объясняют расположение предметов на листе бумаги без показа. В конце занятия рисунок сравниваем с натурой – «похож - не похож» . Учим рисовать цветы в вазе. Делим вертикальный лист на 3 равные части (ваза, стебель, цветы), нижняя одна часть – ваза, 2 верхних части - цветы или ветки. Вазы рисуются простой формы. Учим рисовать предметы на столе. Даем понятие «натюрморт»

Слайд 22

Навыки рисования 4. Учим рисовать человека. Обязательно даем простой карандаш для наброска. Объясняем для чего это нужно. 5. Учим рисовать птиц и животных на основе овала и круга. В качестве образца используются пластмассовые и деревянные игрушки. Делается набросок простым карандашом. 6. Учим рисовать транспорт на основе прямоугольных и квадратных форм. Делается набросок простым карандашом. 7 . Учим рисовать здания : в старшей группе - двухэтажные, в подготовительной – многоэтажные. Основное внимание уделяем правильному и симметричному расположению окон (одно над другим!), и чтобы верхняя и нижняя часть окон была на одном уровне (делаем вспомогательные тонкие линии простым карандашом). Можно рисовать многоэтажные дома по типу «клетки» широкой кистью. Крыша плоская, как в средней группе. В подготовительной группе рисуем сказочные дома, магазины, театры, школы. Рисуем ночной город . Если фон рисунка черный – дома и силуэты серые. Если фон синий – дома и силуэты – черные. В окнах свет - желтой краской. 8 . Рисуем деревья . Даем понятие – крона дерева. Обращаем внимание, что каждое дерево имеет свою крону, свой цвет листвы и форму ствола, наблюдаем на улице деревья. Применяем способы закрашивания – «тычком», хаотичными линиями, чтобы был виден просвет . На елях добавляем хвою , используя разные приемы рисования. 9. Сюжетное рисование усложняется по мере приобретения навыков. Учим располагать композицию пропорционально: машины меньше домов, люди меньше деревьев и домов, дальние предметы мельче, ближние – крупнее. Учим располагать предметы в пространстве листа в соответствие с тем, как они расположены в жизни: ближе –дальше или частично загораживая друг друга.

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей. Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей."

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей.

Методические рекомендации  воспитателям по  развитию  творческих  способностей  через   использование нетрадиционных  техник  рисования...

«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей первой младшей группы»

Рисование поролоновым тампоном. «Лунная ночь»Программные задачи:- учить детей ставить отпечатки поролоновым тампоном;- развить память, мышление;- развить моторику рук;- приучать к аккуратности в...

Консультация для педагогов "Комментированное рисование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Что  привлекает интерес ребенка – дошкольника к рисованию: возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации, возможность во...

Консультация для педагогов " Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей»

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу....

Консультация для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Для развития детской фантазии  рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор. Нетрадиционные техники рисования дают возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить...