Развитие образной выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста средствами наглядных методов и приемов обучения.
статья по рисованию (старшая группа)

В теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям безграничные возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей эмоциональности и непосредственности. Одним из показателей успешно развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности является наличие образной выразительности рисунков и поделок, которая при гармоничном развитии формируется к старшему дошкольному возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие образной выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста средствами наглядных методов и приемов обучения.

Ключевые слова:

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Образная выразительность  – способность ребенка передавать художественный образ используя все средства выразительности, такие как цвет, форму, композицию.

Перейдем к теме:

В теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям безграничные возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей эмоциональности и непосредственности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее  ФГОС ДО), одной из задач является создание условий всестороннего развития ребенка, частью которого является художественно-эстетическое.  

Одним из показателей успешно развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности является наличие образной выразительности рисунков и поделок, которая при гармоничном развитии формируется к старшему дошкольному возрасту. Выразительность детских образов в рисунках привлекает внимание многих исследователей несмотря на их примитивность.

Образная выразительность нуждается в развитии, которое осуществляется при систематическом направленном педагогическом воздействии в условиях дошкольной организации и семьи.

Исследователями выявлены отличительные особенности создаваемых детьми образов, определены средства и критерии оценки изобразительной, композиционной, художественной выразительности детских рисунков, обоснованы специальные педагогически условия, влияющие на формирование образа в творческих работах дошкольника.

Под педагогическими условиями понимают методы и приемы обучения изобразительной деятельностью. Самыми эффективными средствами в обучении рисованию в дошкольном детстве являются наглядные методы и приемы: использование натуры, образца,  репродукции картин,  иллюстрации, видеоролики, схемы, алгоритмы, дидактические игры с опорой на наглядный материал и многое другое.

Образ в детском рисунке чаще определяется как художественный, выразительный или изобразительно-выразительный.

Анализ исследований  последних лет показал, что выразительность образов в рисовании формируется у дошкольников различными средствами, в том числе и на основе восприятия иллюстраций к детским книгам.

В настоящее время в рисовании особое внимание уделяется развитию технических умений дошкольников, рисование по образцу, знакомству с нетрадиционными техниками рисования, а проблема образной выразительности рисунков раскрыта недостаточно. Отчасти это может быть связано с шаблонным взглядом на организацию занятий по рисованию в детском саду.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Болотина, Л. Р.  Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06925-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513539 (дата обращения: 13.03.2023)
  2. Ветлугина, Н. А.   Художественное творчество и ребенок : Монография / по ред. Н. А. Ветлугиной. –  Москва : Просвещение, 1972. – 288 с. – Текст : непосредственный.​
  3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. – Москва :  Академия, 2000. - 344 с. -  ISBN 5-7695-0326-2. – Текст  :  непосредственный.
  4. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06300-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512680 (дата обращения: 13.03.2023).
  5. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 126с. - ISBN 978-5-86775-551-5. – Текст : непосредственный.​
  6. Езикеева, В. А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. –  Москва : Просвещение, 1973. – 115 с. – Текст : непосредственный.​


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моделирование сказок как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением».

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с ослабленным зрением являются сложным дефектом, в котором прослеживаются взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. Реч...

Презентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением». Учитель-логопед Чайкина Т.В Москва 2013 год

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства.  Эти до...

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Русские народные сказки как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация  Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей....

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – и об этом знают все! Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжен...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...