Статья "Рисование в нетрадиционной технике-Монотипия"
статья по рисованию

Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка.

При которой одну поверхность покрывают краской, потом делают отпечаток другой поверхностью. Отпечаток получается уникальным и единственным в своем роде. Эта техника развивает воображение, фантазию и другие творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_monotipiya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31 г. Челябинска».

454080 г. Челябинск, пос. Мелькомбината № 2, уч. 1, д. 40 тел/факс (351)280 - 47- 41

E-mail: detsad_31@mail.ru, сайт: http://дс31.рф

Рисование в нетрадиционной технике монотипия

 

Гарина Наталья Владимировна, воспитатель

МАДОУ «ДС №31 г. Челябинска»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Сухомлинский

В детском возрасте происходит активное познание мира. Малыши стремятся отразить свои мысли и впечатления с помощью изобразительного искусства. Рисование создает много положительных эмоций для детей. Однако нужно помнить, что в изобразительном искусстве могут применяться не только обычные техники рисования, но также существуют особые способы, одним из которых является монотипия.

Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка.

При которой одну поверхность покрывают краской, потом делают отпечаток другой поверхностью. Отпечаток получается уникальным и единственным в своем роде. Эта техника развивает воображение, фантазию и другие творческие способности.

Нам понадобится:

-плотный лист бумаги

- акрил или гуашь

- прозрачный файл

- лист бумаги, который вставляется в файл.

Вставляем в файл лист бумаги, выбираем три, четыре цвета. Наносим на файл в хаотичном порядке. Теперь делаем отпечаток на подготовленном чистом листе. После этого необходимо резким движением стянуть файл с листа бумаги. Сделанный отпечаток просушивается. Полученное изображение оставляем в первоначальном виде или придумываем на что оно похоже и подрисовываем недостающие детали.Таким образом первоначальный слой можно также воспринимать в качестве фона для последующей доработки.

Монотипия — техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности. Особенности использования ее для ребенка:

  • Развитие мелкой моторики движений.
  • Совершенствование мышления и воображения.
  • Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.
  • Расширение знаний об окружающем мире.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.

Эти занятия могут быть включены в план образовательной деятельности или организуются в качестве кружка.

Начинать занятия в детском саду техникой рисования монотипия можно уже со второй младшей группы. В таком возрасте малышам предлагают изображать простые и хорошо известные им предметы. Вот несколько таких примеров:

  • воздушные шарики;
  • кубики;
  • рыбки;
  • флажки.

Обычно малышам предлагают использовать сложенный вдвое лист бумаги. Сначала выполняют рисунок на одной стороне, затем складывают вдвое. Нарисованное изображение отпечатывается на другой стороне.

Если ребенку трудно сделать рисунок, ему можно приготовить шаблон для этого.

В старшем возрасте малышам предлагают нарисовать более сложные рисунки. Для творчества используются акриловые краски или гуашь. Однако работая с акриловыми красками нужно учитывать, что они быстро высыхают.

Возможны также другие варианты выполнения работы.

Существует несколько видов техники монотипия.

  1. Монотипия предметная

В качестве наиболее простого приема может быть использован следующий:

  1. Рисунок выполняется на листе бумаги.
  2. Его складывают пополам, образуя линию сгиба.
  3. На одной из половинок рисуют красками половину простого предмета, например, кубика.
  4. Затем бумагу складывают, создавая цельную картинку.
  1. Монотипия пейзажная

Те малыши, которые постарше, могут создавать пейзажи. В этом случае рисуют часть изображения на половинке бумаги, складывают и получают полную картинку. Таким образом, в частности, удобно рисовать лес на берегу озера и его отражение в воде.

Другие техники монотипии

Для выполнения следующего приема необходимо уже обладать начальными навыками. В этом случае используется пластмассовый лист. На него наносится темная краска. Пока она сохраняет свою влажность, ребенок водит по ней ватной палочкой. Затем прикладывают лист бумаги и получают рисунок, нарисованный светлой краской на темном фоне.

Может применяться другая техника, когда рисунок выполняют, нанося кисточкой темную краску на светлую поверхность.

На заметку! Может использоваться еще один предметный прием. В этом случае лист бумаги сминают перед тем, как на нем рисовать. В результате в полученный отпечаток будут внесены новые особенности, позволяющие увидеть изображение более фактурным.

Есть нестандартный вариант применения этой техники. Здесь презентацию создают в два этапа:

  1. Сначала делают фоновое изображение на листе бумаги.
  2. После того, как краска высохнет, на ней ребенок дорисовывает рисунок.

Выполняется работа таким образом:

  1. Нужно приготовить тазик с водой, льняное масло, масляную краску, растворитель для нее и кисточку, которой будет проводиться размешивание. Необходимы емкости, в которых будет смешиваться краска.
  2. Для каждого нужного цвета эту процедуру проводят отдельно. В баночку наливают немного краски, добавляют растворитель и льняное масло. Затем эту смесь необходимо тщательно размешать.
  3. Из баночек смеси выливают в тазик с водой. Благодаря льняному маслу краски остаются плавать
  4. Кисточкой аккуратно перемешивают жидкость.
  5. Затем лист бумаги помещают под воду и медленно поднимают. С него стекает краска, оставляя красивые и неожиданные фигуры.
  6. Затем нужно подождать, пока бумага просохнет.
  7. Примеры выполнения работ в технике Монотипии в детском саду
  8. Для обучения детей можно использовать создание изображения бабочки.

Процесс рисования происходит следующим образом:

  1. Лист бумаги, на котором будет создаваться изображение, нужно согнуть пополам.
  2. На одной из сторон проводят голубую линию, расположенную вдоль изгиба и с краю отходящую от него.
  3. С использованием различных красок кисточкой наносятся пятна в форме крыла бабочки.
  4. Пока рисунок не высох, лист складывают пополам и получают изображение бабочки.

Ребенок, используя монотипию, создает уникальные рисунки, открывая для себя богатые возможности для экспериментов. Малыш при помощи этого вида изобразительного искусства соединяет познание мира и увлекательную игру воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники монотипия при работе над композицией «Бабочка»

В данной презентации представлены работы детей, вынолненые нетрадиционной техникой - монотипия. Не стандартное рисование, всегда отлично воспринемается детьми, они готовы проявлять фантазию и воплощат...

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике монотипии «Деревья смотрят в воду»

Знакомит детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки) .Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширять возможности способа р...

ООД по рисованию в нетрадиционной технике "монотипия" на тему: "Разноцветные бабочки" (старшая группа)

1.                    Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую р...

Мастер-класс "Одуванчик". Рисование нетрадиционной техникой - монотипия.

   Нетрадиционные техники рисования развивают детскую фантазию, помогают проявить индивидуальность, обогащают жизнь детей положительными эмоциями. Каждый рисунок – шедевр. Нетрадицион...

Конспект НОД «Ох, уж эти бабочки» (нетрадиционные техники «монотипии»)

Конспект НОД «Ох, уж эти бабочки» (нетрадиционные техники «монотипии») старшая группа «Звёздочка»...

Конспект занятия по рисованию в средней группе.Нетрадиционная техника, монотипия. "Краски осени"

Вот и настала самая красивая пора - осень. Краски осени настолько разнообразны, что мы с ребятами решили запечатлеть их....