Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Рассматривание дымковских кукол. Рисование «Ткань на юбку дымковской кукле»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Татьяна Александровна Огнева

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Рассматривание дымковских кукол. Рисование «Ткань на юбку дымковской кукле» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_izodeyatelnosti.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изодеятельности в старшем дошкольном возрасте

Тема: «Рассматривание дымковских кукол. Рисование «Ткань на юбку дымковской кукле»

Программное содержание: Формировать умение различать несколько видов дымковских кукол: водоносок, барынь, замечать различия в одежде, характерных деталях; познакомить с тремя композициями узоров на юбках кукол: полосатым, клетчатым и узором из колец; учить видеть выразительность образов: важность барынь, веселость, статность водоносок и др.

Материал: У воспитателя три вида дымковских кукол: водоноска, няня, барыня. У детей открытки с изображениями дымковских кукол;

Ход занятия: 

I часть 

Вос-ль: Дети, я приглашаю вас на выставку дымковской игрушки. На севере нашей страны в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами. Вот эти игрушки.

2 слайд: Рассматривание игрушек: конь, баран, петушок, уточка и т.д

Дети просматривают слайд и высказывают свои первые впечатления.

Вос-ль: Посмотрите какие разные игрушки сделали дымковские мастера.

3 слайд: Дымковские куклы

Вос-ль: А вот и дымковские куклы.

4 слайд: Водоноска

Вос-ль: Это водоноска. Она несет на коромысле вёдра с водой. Раньше, когда не было водопроводов, девушки ходили по воду на речку или к колодцу. На голове у водоноски… (кокошник). Он высокий, закругленный, украшен золотым ромбиком. Из-под волос видны овальные серьги, а на шее…  (бусы). Кофточка… (дети называют ее цвет). А широкая юбка колоколом узорчатая. Узор составлен из полос, которые сочетаются… (дети называют другие элементы). Водоноска нарядная, стройная. Фигурка у неё прямая, с тонкой талией.

5 слайд: 

Вос-ль: А эта кукла держит на руках младенца, завернутого в пеленку. Как вы думаете, как можно назвать эту куклу? (Дымковских кукол с малышами называют няньками).

Путем вопросов педагог выясняет, как одета вторая кукла. Помогает детям рассмотреть узор на её юбке и говорит, что такой узор называется клетчатым. Продолжает рассказ.

6 слайд: Водоноска и нянька

Вос-ль: Водоноска и нянька изображены в работе. Одна несет ведра, другая качает ребенка. Они обе в фартуках, чтобы не испачкать свои нарядные узорчатые юбки.

7 слайд: Барыня

Вос-ль: А как можно назвать эту куклу? У неё в руках зонтик (веер, собачка или руки спрятаны в муфту (8, слайд)). И одета она по-другому.  У неё на голове не кокошник, а … (шляпа), не кофточка, а жакет с пышной оборкой. Обратите внимание на узор юбки. Из каких элементов составлен узор на юбке (колец), а какие сочетания элементов еще есть? (дети называют мелкие элементы узора). Такую куклу дымковские мастера называют барышней. Она нарядная, гордая, важная.

Вос-ль раздает детям открытки с изображением разных дымковских кукол. Спрашивает, у кого нянька, у кого барыня. Просит рассмотреть узор на юбки куклы и сказать, какой он: полосатый, клетчатый или с кольцами. Предлагает поставить рядом с куклой с полосатым узором на юбке открытки, где у куклы изображен такой же узор. То же самое сделать с открытками, где нарисованы куклы с клетчатым узором и с узором из колец на юбке.

Можно спросить, почему все полосатые, клетчатые узоры и узоры из колец на юбках разные. Подтвердить ответы детей, что разнообразие узоров достигает за счет сочетания полос, клеток и колец с разными элементами и за счет разного цвета крупных и мелких элементов.

I I часть

Программное содержание: Учить рисовать узор для юбки дымковской куклы из полос или клеток в сочетании с разнообразными мелкими элементами: точками, кружками, овалами, штрихами; учить ритмично располагать полосы и клетки на листе бумаги, использовать разные приёмы рисования кистью: полосы рисовать всем ворсом кисти, держа ее плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти, овалы выполнять приемом бокового мазка.

Материал: У воспитателя куклы в юбках с полосатыми и клетчатыми узорами и их изображения; картонная книжка – ширма с изображением четырех-пяти дымковских кукол с прорезанными силуэтами юбок и подклеенными карманами за прорезями для помещения в них детских рисунков; квадратный лист бумаги для показа ритмичного расположения полос и клеток. У детей квадратные листы белой бумаги, краски/гуашь, кисточки для рисования, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия: 

Воспитатель перед детьми ставит мольберт, спрашивает, что за куклы изображены (дымковские). Педагог выражает сомнения: «Да, у этих кукол кокошники и кофточки такие же, как и у дымковских кукол. Но они совсем не нарядные, как эти (указывает на слайд с изображением дымковских кукол). Чего-то у них не хватает! (Выслушивает высказывания детей). Ну конечно, у них нет нарядных узорчатых юбок. Как же вечером они будут водить хоровод вокруг березки?! Давайте, дети, им поможем, нарисуем узорчатую ткань на юбки. Для одних кукол полосатую, для других – клетчатую. Посмотрите на юбки дымковских кукол. Клетки и полосы расположены на таком расстоянии друг от друга, что осталось место для других элементов узора: овалов… (дети называют мелкие элементы). Чтобы и у вас получилось так же, посмотрите, как располагать полосы и клетки на листе бумаги. Сначала надо всей кистью нарисовать полосу сверху вниз посередине листа бумаги. Потом следует найти середину левой стороны листа и нарисовать там такую же полосу, затем нарисовать полосу посередине правой стороны листа. Видите, получилось три широкие полосы на равном расстоянии друг от друга. А между ними осталось место для других элементов узора. А те, дети, которые будут рисовать клетчатый узор, нанесут сверху этих полос слева направо еще три полосы: посередине, вверху и внизу (показывает)»

Педагог предлагает детям еще раз посмотреть на узорчатые юбки дымковских кукол и решить, какой узор они нарисуют, какими мелкими элементами соединят полосы или клетки, какие цвета красок подберут для узора.

В процессе рисования педагог спрашивает отдельных детей, какими приемами они будут изображать тот или иной элемент своего узора. Самые мелкие элементы – точки и штрихи – можно посоветовать нарисовать на более крупных элементах – кружках и овалах.

В конце занятия воспитатель предлагает детям расположить свои узорчатые ткани на мольберт и подобрать подходящую куклам на юбки: одним куклам – с полосатым узором, другим – с клетчатым.

Вот теперь и этих кукол можно назвать дымковскими куклами, потому что вы нарисовали им ткань, из которых они сшили себе юбки. А из оставшейся ткани они сошьют себе еще по одной юбке и будут красоваться то в одной, то в другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе на тему: «Бабочки-красавицы».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «...

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе на тему: «Жар-птица».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солныш...

Конспект занятия по ИЗОдеятельности в старшей группе

"Нарядим ёлку"(ручной труд с применением шаблонов)...

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе. "Морозный узор"

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования....

конспект занятия по ИЗОдеятельности в старшей группе на тему "Грач"

конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Грач"...

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе, тема: «Ковёр-самолёт»

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе, тема: «Ковёр-самолёт»...

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе на тему:" Художница осень."

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, произведений живописи, музыки....