С чего начинать обучение ребенка рисовать
консультация по рисованию (младшая группа)

Глущенко Ольга Александровна

С самого начала, когда ребенок садится рисовать, необходимо приучать его сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx146.65 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.dou38.ru/zima10/images/stories/kartinki/13.jpg

С самого начала, когда ребенок садится рисовать, необходимо приучать его сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги. Вначале малышу недостаточно одних словесных указаний («сядь прямо»), он еще не умеет контролировать свои действия. Ему необходимо помочь правильно сесть, положить правильно руки (обе руки до локтя опираются на стол). Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно разгибатели, поэтому очень скоро он начнет склоняться ниже над столом, может опустить руки, забудет придерживать листок, и снова нужно поправить позу.

Делать это надо мягко, не раздражаясь. Обычно для большинства детей на последующих занятиях достаточно одного словесного напоминания. Если же ребенок не может сесть правильно и после напоминания, надо поправить ему спинку и руки. Если этого не делать, у него может закрепиться привычка сидеть неправильно.

Причиной усталости и неправильной позы может служить также долгое сидение детей в одном положении. Поэтому важно следить за разнообразием их деятельности. Не нужно затягивать рисование больше, чем на 15—20 минут. Даже если ребенок очень увлечен, он утомляется от однообразия действий, от необходимости сидеть в одинаковой позе. Нужно отвлечь малыша, предложить ему что-то посмотреть, подойти к окну или к игрушкам. После небольшого перерыва он вновь может вернуться к рисованию. Иногда можно рисовать и стоя, и в этом случае надо следить, чтобы малыш не искривлял спинку, не наклонялся низко к листу.

Если кто-либо из близких умеет мастерить, он может сделать небольшой мольберт, за которым маленький ребенок может рисовать стоя. Рисовать за мольбертом удобно, весь лист бумаги находится перед глазами, изображения хорошо видны, можно стоять прямо, не наклоняясь. Мольберт не следует использовать для детей моложе 2,5—3 лет. В этом возрасте давать детям лучше не альбомы, а отдельные листочки. Малышу на них рисовать удобнее.

Очень важно с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно. Почему так происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в руке, часто роняет их и очень быстро снова захватывает всей ручкой? Дело в том, что он привык все предметы захватывать не пальцами, а в кулачок. Правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами. Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не сформируется правильный навык.

Кроме фломастеров, карандашей, красок, можно давать малышам для рисования дома и цветные восковые мелки, и пастель. Эти материалы мягки, дают приятную широкую фактурную линию. Они хорошо ложатся на бумагу, и ребенку нравится ими рисовать. Но давать их нужно тем детям, которые немного освоили рисование, умеют правильно держать фломастер, хорошо им пользуются.

Когда предлагают малышу для рисования мелки, пастель, следует предупреждать его, что цветные палочки очень хрупки, пользоваться ими нужно аккуратно, не нажимать сильно на бумагу. Палочки надо держать так же, как и карандаш, тремя пальцами, не близко к концу, которым рисуешь. Порисовав мелком, его надо уложить в коробку, на место, не класть на стол — он может упасть и сломаться. Мелки, пастель, карандаши — все, чем дети рисуют, нельзя бросать.

Наряду с рисованием на бумаге полезно ребенку разрешить рисовать палочкой на песке, на земле, мелом на грифельных досках, на асфальте. Все это тренирует руку и глаз детей, способствует развитию зрительного контроля за движением, укрепляет рисовальные движения, делает их более уверенными, смелыми. Такое рисование развивает и воображение ребенка: снова и снова он переживает виденное, пытается воплотить его в рисунке, и каждый раз это получается по-разному. Поэтому, когда есть возможность, нужно поощрять подобное занятие, приобрести коробочку цветных мелков, брать на прогулку слегка заостренную, не очень толстую палочку не менее 20 см длиной.

Конечно, малыш не умеет еще управлять своей рукой. Это умение вырабатывается лишь постепенно в процессе рисования. Он может выйти за пределы листа, провести линии по столу. Не надо на него сердиться. А чтобы ребенок не портил стол, можно подложить на это время клееночку или больший но размеру (чем лист для рисования) лист картона, напомнить ему, чтобы не размахивал рукой очень сильно, не выходил за пределы листа бумаги.

В этот период рисования детям можно давать обычную писчую бумагу, даже оберточную, только не мятую, аккуратно нарезанную. Бумага должна быть разной: прямоугольник, круг, полоса и т. п.

Для рисования карандашами давать лучше небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе. Если ребенок заполнит лист рисунком, можно предложить ему другой. Для рисования красками, фломастером, цветными восковыми мелками нужны листы побольше. Целесообразно подписывать дату выполнения рисунка. Это может оказаться полезным, если нужно проследить, как малыш овладевал рисованием. Нужно приучать детей аккуратно использовать бумагу: не мять ее, не рвать, а после рисования складывать в определенное место.

http://www.dou38.ru/zima10/images/stories/kartinki/14.jpg

Начиная обучение рисованием, надо познакомить ребенка с тем, что в результате движений руки с карандашом по бумаге остаются линии и штрихи. «Вот, как получилось», «Вот, как нарисовал», — говорят малышу взрослые, и он сам начинает смотреть на то, что нарисовал. И совсем не важно, что разнообразные штрихи и линии еще не являются рисунком в полном смысле этого слова, но они очень важны для последующего овладения рисованием как средством изображения.

Увлекаясь новыми движениями карандашом (фломастером), малыш наносит все большее количество линий и штрихов, рука его крепнет, и движения становятся увереннее и разнообразнее. От этого и линии приобретают иной характер. Они закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако чаще все это получается случайно. Не всякую линию он может по предложению взрослого повторить. Ему не всегда удается направить движение руки согласно определенной цели. В рисовании еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата. Он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует, как выйдет.

Благодаря неоднократному повторению одних и тех же движений ребенок упражняется в начертании тех или иных линий. При этом движения становятся более смелыми, быстрыми. Следы на бумаге начинают все больше привлекать ребенка. С возрастающим интересом он следит за движениями руки и получающимися на листе яркими линиями, обращает внимание на их конфигурацию. И вот наступает очень важный момент в развитии рисовальных движений и в умственном развитии ребенка: он начинает соотносить движение руки с характером получающихся штрихов, линий, понимать их зависимость друг от друга и пытается повторить то или иное движение, чтобы получить линию или штрих определенной конфигурации. Такие попытки нужно поощрять.

«Молодец, — говорят малышу, — еще такие же нарисуй». Это вдохновляет ребенка на повторение. Если же он отказывается повторить только что произведенное движение (а это может быть или потому, что малышу трудно, или он не уверен в успехе, или просто устал рисовать), не надо настаивать, чтобы не вызвать отрицательного отношения к рисованию. Но в следующий раз опять мягко предложить повторить то или иное изображение, линию. Со временем ребенок будет повторять начертания увереннее и охотнее.

Не следует спешить с приписыванием изобразительного содержания следам от карандаша, спрашивая: «Ты шарик нарисовал, да?» Или: «Это у тебя домик получился?» Ребенок может соглашаться, не видя в сочетании линий никакого сходства. А нужно учить детей всматриваться в получающиеся конфигурации и очертания и, опираясь на опыт знакомства с предметами и явлениями окружающего мира, искать сходство их с линиями и штрихами.

Поэтому полезно ставить перед ребенком такой вопрос: «Что ты нарисовал?» Или: «На что это похоже?» - не подсказывая ему ответ. Не беда, если ребенок промолчит или смущенно промолвит: «Не знаю». Такие вопросы заставят его задумываться над тем, что получилось. Постепенно он поймет, что можно что-то нарисовать, и сам будет искать сходство линий и очертаний с предметами реального мира. Так появится потребность что-то изобразить. И если взрослые не увидят в рисунке то, что называет ребенок, не нужно огорчать его отрицанием: «Какой же это домик, на домик не похоже!»

Не следует также думать, что такое название непохожих очертаний может привести к привычке выдумывать, говорить неправду. В данном случае ребенок ничего не сочиняет. Бывает, что какая-то линия, деталь натолкнут ребенка на установление сходства. Гораздо полезнее согласиться с ребенком, похвалить его: «Какой хороший домик нарисовал».

Важным этапом в овладении изображением является переход ребенка к осознанному повторению получившихся штрихов и линий. Это повторение способствует развитию произвольных движений, преднамеренных действий, рисовальных движений руки. Такое повторение нужно поощрять, стимулировать. Ребенок провел линию еще, еще. «Что ты нарисовал?» — спрашивает взрослый. «Дорожки», — отвечает малыш. — «Нарисуй еще много дорожек, чтобы все могли ходить». Он охотно исчерчивает линиями весь лист, и с каждым разом движения руки становятся все свободнее и увереннее.

Иногда взрослые, желая ускорить изобразительный характер рисования ребенка, пытаются учить его, рисуя  при нем те или иные предметы (часто сложные, недоступные для изображения). «Вот какой домик нарисовал, теперь ты нарисуй такой же». И чаще всего получается обратный эффект. Движения ребенка еще недостаточно развиты, изобразительный опыт невелик, он не может повторить даже самое простое изображение домика и отказывается рисовать: «Нет, я не хочу, лучше ты мне нарисуй». Такая поспешность может привести к тому, что ребенок долго сам не захочет рисовать. Он уже начинает понимать, что многого не умеет, во всяком случае, не умеет так, как взрослые, а поспешная их помощь убеждает его в этом, лишает уверенности в себе.

Нарисуй дождик. Взрослый рисует тучку на листе бумаги. Предлагает малышу пальчиками нарисовать дождинки. Для рисования  используйте пальчиковую гуашь (она легко смывается как с рук, так и с одежды).

Желаем удачи в творчестве!

Рисуем вместе

 

Бесспорно, изобразительную деятельность дети   дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье…

Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно    важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать      и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет     большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм       предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно  появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей —    на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше   мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением      способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей,   необходима особая организация изобразительной деятельности.

От каракулей к картинам

Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования происходит в дошкольном возрасте. Это период доизобразительной деятельности. При этом действия  малыша условно можно разделить на стадии:

1. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает использовать карандаши и бумагу,    создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от   бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Появляются "головоноги". Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится  замыкать круг. Самый известный тип каракулей —     бесконечная спираль. Взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говоря: "Это он рисует звук, движение…".         На самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту    точку, с которой рука начала движение.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Так, в рисовании основной прием для первой младшей группы — показать, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием — пассивные движения, когда      ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Эффективны игровые изобразительные     движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: "туда — сюда", "сверху — вниз" и     так далее. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

2. Вторая стадия доизобразительного периода — от 2-х         до 3-х лет. Но если ребенок раньше получал удовольствие        от движений как таковых, то здесь он начинает связывать  свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей во второй стадии дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

3. До 3-х лет у детей воображение существует внутри     других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. Во второй младшей группе      на занятиях по рисованию активно используется информационно — рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное   представление о нем.

4. В 4 — 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в  уме план предстоящих действий.

5. В 6 — 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

6. В возрасте 7-10 лет ребенок и создает самые интересные свои рисунки. Спонтанный рисунок сходит на нет или сменяется профессиональным.

Как воспитать у детей интерес к рисованию

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в     окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет    карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то,     что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и     выражения своего отношения к окружающему.

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как   дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по    бумаге. У разных детей потребность взять в руку карандаш       и «рисовать» возникает в разное время — от1 года до1,5лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых. Рисуют почти все     дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч.      «В таком случае, может быть, не стоит тратить время,    бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит! Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего       на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте  подвести малыша к пониманию прекрасного, сформиро-   вать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

Занятия рисованием способствуют и умственному      развитию детей. Они узнают инструменты, которыми     можно рисовать (фломастер, карандаши, кисть), их     свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей      жизни в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение.

В процессе рисования складываются и простейшие обобщения. Так постепенно дети научаются одним каким-     то способом передавать в рисунке разные предметы,   сходные по направленности, по форме. Например, линиями ребенок может изображать дорожки, палочки, ниточки. А научившись замыкать линию в круг, при помощи этого движения он рисует шарики, мячик, солнышко и т. п.    Занятия рисованием полезны детям по многим причинам.

Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость. Для этого надо показать ему чистый лист бумаги, затем   карандаш, поводить им по бумаге, не создавая пока      никаких отчетливых изображений. Обратить его внимание    на то, что получилось: «Вот как нарисовали! А теперь ты порисуй».

Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки,      как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши. Естественно, вначале у ребенка ничего не получается:        рука  его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые.

Вопрос, как учить маленьких детей, должен решаться осторожно. Ведь излишняя дидактизация, навязывание содержания рисунка, стремление во что бы то ни стало  скорее получить отчетливое изображение, похожее на    какой-то предмет внешнего мира, снижают интерес к рисованию, так как ребенок не может сделать то, что от     него требуют взрослые. Не получим известной свободы действия с карандашами, которая так важна на первых      норах развития рисовальных движений, малыш теряет к      ней интерес; эта деятельность, приносящая радость,   перестает его привлекать. Вот почему надо знать, как относиться к действиям ребенка, что в них поощрять, на       что направлять внимание, в чем помогать.

Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к    желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что     ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.

Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым. Если есть возможность, нужно в светлой части комнаты поставить     стол и стул по росту ребенка, за которым он мог бы играть, рисовать. Если такой возможности нет, можно усаживать ребенка за большой стол, на высокий стул или подложить    на обычный стул что-то твердое, чтобы ему было удобно сидеть и чтобы он хорошо видел свой рисунок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Уроки рисования, или с чего начать обучение ребенка рисовать"

Как здорово нарисовать шедевр на большом листе ватмана, прикрепленном к стене, а можно рисовать на мольберте, как настоящие художники!...

С чего начинать обучение ребенка цветам

С чего начинать обучение ребенка цветам...

Консультация для родителей: «С чего начинать обучение ребенка цветам?»

  Когда ребенок  четко сможет сортировать предметы по различным свойствам, можно приступать к аналогичным занятиям с цветами....

«С чего начинать обучение цветам ребенка»

      Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира. А для малыша до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомиться с жизнью во всех ее красках. Кстат...

Консультация для родителей "С чего начинать обучение цветам ребенка". (первая младшая группа".

Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира.А для малышей до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомитьсяс жизнью во всех ее красках. У большинства мам возникает вопрос...

Консультация для родителей: «С чего начинать обучение ребенка цветам?»

Консультация для родителей: "С чего начинать обучение ребенка цветам?"...

С чего начать обучение ребенка рисовать

С самого начала, когда ребенок садится рисовать, необходимо приучать его сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги....