Конспект интегрированного занятия "Русская Матрешка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Шпунтова Юлия Валерьевна

Знакомство детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы «Русская Матрешка»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Формаинтегрированное занятие.

Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет) .

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек

2. Развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;

3. Воспитательные:

- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.

- Воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество

Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов-Майдановская Матрешка»Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись, орнамент.

Предварительная работарассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России.

Ход занятия.

- Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

- Дети: Здравствуйте

- Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Но для начала давайте отгадаем загадку:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой, разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех - малютка, крошка.

Всё вместе - сувенир …

- ДетиМатрёшка.

- Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о матрёшке. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?

- Воспитатель: Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Русские умельцы заготавливали древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается туловище и голова самой большой фигурки, которые обрабатывается изнутри и снаружи. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению.

Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску.

После этого мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрёшку.

Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки(Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрёшки(Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные.

В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки.

- Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы?

- Дети: ответы детей.

- ВоспитательМатрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрёшки.

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия«шиповник»«большая роза» и другие.

- Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?

- Дети: шиповник, яблоко.

- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек. Этот вид матрёшечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает.

Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись.

- Воспитатель: Ребята, к нам пришла матрёшка, а мастер успел нарисовать только контуры и лицо. Что мы можем сделать для неё?

- Дети: Мы можем её украсить.

- Воспитатель: Верно. Я предлагаю вам, сделать свою Полхов-Майдановскую матрёшку. - Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

- Воспитатель: Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.

- Дети: Ответы.

Список используемой литературы:

Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Князева О. Л., Миханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Косарева В. Н. «Народная культура и традиции»

Бударина Т. А. «знакомство детей с русским народным творчеством»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

Конспект интегрированного занятия "У матрешки день рождения" в старшей группе

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с русской народной игрушкой - матрешкой, включающее декоративное рисование....

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)

знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....

Конспект интегрированного занятия с детьми 4 – 5 лет Тема: «КРАСАВИЦЫ МАТРЕШКИ».

Конспект интегрированного занятия с детьми 4 - 5 лет. Образовательные области: познание/художественное творчество....

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «В гостях у матрешки»

Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой. Познакомить детей с историей создания русской матрешки,...