Дополнительная общеобразовательная- общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Лукьянова Светлана Николаевна
Дополнительная общеобразовательная-общеразвивающая программа художественной направленности  «Разноцветные ладошки», 21-22 уч.г.
Возраст обучающихся: 2 - 3 года.
Срок реализации – 1 год.
Программа разработана на основе методических разработок автора Лыкова И.А. «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isp_dop_programma_raznotsvetnye_ladoshki_lukyanova.docx106.67 КБ

Предварительный просмотр:

               ХХХ

ПРИНЯТО:

на Педагогическом совете №1

МАДОУ …..

Протокол № __ от 31 августа 202… г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий

МАДОУ ….,.

________________ / ФИО /

Приказ № ______ от «3  »             202... г.

Дополнительная общеобразовательная-

общеразвивающая программа

художественной направленности

 «Разноцветные ладошки»

Возраст обучающихся: 2 - 3 года

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Лукьянова Светлана Николаевна

воспитатель

г.о. Реутов, 202..г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, направленность программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, планируемые результаты, объем и сроки освоения программы, формы обучения, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий)

3

1.2

Цель и задачи программы

8

1.3

Учебно-тематический план

9

1.4

Содержание образовательной программы

11

1.5

Планируемые результаты освоения программы

19

2

Комплекс организационно-педагогических условий

20

2.1

Календарный учебный график

20

2.2

Условия реализации программы

20

2.3

Формы подведения итогов реализации программы

20

2.4

Методическое обеспечение программы

21

2.5

Список литературы

22

Приложение. Календарный учебный график

23

 

Раздел 1.  Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

В программе «Разноцветные ладошки» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на один год обучения. В программе дано примерное тематическое планирование. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования имеет художественную направленность.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношении е сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. . Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;
  • Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р (ред. от 30.03.2020г);
  • Федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
  • Государственной программы РФ «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. от 16.07.2020).
  • Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (письмо от 24.03.2016 г. № 3597/21);
  • Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
  • Уставом МАДОУ №1 «Маленькая страна»

Направленность программы.

Направленность программы «Разноцветные ладошки» по содержанию является художественная; по функциональному предназначению – художественно - прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

Программа разработана на основе методических разработок автора Лыкова И.А. «Цветные ладошки» (изобразительное творчество)

Новизна данной дополнительной образовательной программы предполагает использование современных интерактивных технологий и активных методов обучения  в проведении образовательной деятельности.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсорной моторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Ранний возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные пред ними цели.

Основные методики нетрадиционных техник рисования

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразность программы «Разноцветные ладошки» объясняется тем, что в ней основной материал — краски, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Нетрадиционная техника рисования способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь нетрадиционной техникой рисования, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность кружка позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Отличительные особенности программы 

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в развитии творческих способностей детей, через обучение их изо-деятельности (нетрадиционная техника рисования), используя нетрадиционные приемы владения материалами. Данная программа универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими средний уровень способностей, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации образовательного процесса:

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – рисование.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Возраст обучающихся, особенности приема

Программа предполагает работу с обучающимися 2-3 лет. На программу зачисляются дети                                               без вступительных экзаменов, на добровольной основе, с учетом пожеланий родителей (законных представителей). Зачисление в группы производится на основании заполнения родителями (законными представителями) заявления о зачислении в группу.

Сроки реализации Программы

Срок реализации программы: 1 год (1 учебный год равен 8 месяцев, с октября 2021г. по май 2022г.).

На полное освоение одного года обучения потребуется 32 часа

Общий срок освоения Программы-32 часа.

Формы и режим занятий

Форма обучения - очная. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом.

Время занятия:

  • для детей 2-3 лет – 8-10 минут;

 Особенности организации образовательного процесса

Обучение ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей раннего возраста, поэтому работа построена на игровой основе. В основе работы лежат принципы коммуникативной ориентации и осознанного овладения мелкой моторикой, творчеством. Дети раннего возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Возраст учащихся: 2-3 года

Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе. Допускается зачисление в группу обучающихся раннего возраста. В середине учебного года допускается зачисление учащихся на программу.

Количество учащихся в группе: до 20 человек.

Выделяется общая структура занятий:

1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

В        основе реализации программы        лежат методы обучения, соответствующие        возрастным особенностям детей раннего возраста.

1.2 Цель и задачи Программы

Цель программы развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения.

Задачи: 

Личностные: воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Метапредметные: воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира.

Образовательные (предметные):

- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

-  способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

- формировать и развивать навыки ручного труда.

Основная идея программы заключается в формировании ключевых компетентностей учащихся, выражающихся посредством формулы «хочу, могу, действую».

1.3. Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Все-го

Теор-ия

Практи-ка

Формы контро-ля

Октябрь

1. Рисование пальчиками «Горошины для петушка»

2. Рисование пальчиками «Мой любимый дождик»

3. Оттиск пробки, печатками из картофеля «Яблочки»

4. Рисование ладошкой  «Рыбки»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Выстав-ка творческих работ

Ноябрь

1. Рисование ватными палочками  «Зонтик»

2. Тычок жесткой полусухой кистью «Ежики»

3. Оттиск пробки, печатками из картофеля

 «Листопад»

4. «Оттиск пробки, печатками из картофеля

Дары осени»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Выстав-ка творческих работ

Декабрь

1. Рисование ватными палочками «Первый снег»

2. Рисование ладошкой «Елочка»

3. Рисование пальчиками «Огоньки на елочке»

4. Рисование ладошкой  Новогодний подарок «Дед Мороз»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

                

0,5

0,5

0,5

Выстав-ка творческих работ

Январь

1. Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками «Веселый снеговик»

2. Рисование ступней «Пингвинчик»

3. Рисование ладошкой «Снегирь»

4. Рисование ватными палочками «Зимний лес»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Выстав-ка творческих работ

Февраль

1. Рисование ступней «Северный олень»

2. Рисование поролоном «Плюшевый медведь»

3. Рисование ватными палочками

Подарок для папы «Машина»

4. Рисование поролоном «Котенок»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Выстав-ка творческих работ

Март

1. Рисование ладошкой «Солнышко лучистое»

2. Рисование пальчиками

Подарок для мамы  «Мимоза»

3. «Оттиск печатками из картофеля (штампы)

Матрешка»

4. Оттиск печатками из картофеля (штампы)

 «Цветочный хоровод»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Выстав-ка творческих работ

Апрель

1. Рисование ватными палочками «Одуванчик»

2. Рисование ватными палочками

«Птички-невелички»

3. Рисование ладошкой «Рыбки»

4. Рисование пальчиками

 «Божьи коровки на лужайке»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Выстав-ка творческих работ

Май

1. Рисование ватными палочками «Божья коровка»

2. Рисование ватными палочками

«Бусы для Ксющи»

3. Рисование ладошкой «Солнышко лучистое»

4. Рисование поролоном

 «Собачка»

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Выстав-ка творческих работ

1.4 Содержание программы обучения по курсу «Разноцветные ладошки»

Октябрь

Тема занятия

Приемы и  методы

Программное содержание

Материалы

1. «Горошины для петушка»

Рисова-ние ватными палочка-ми

Знакомство с нетрадиционным методом рисования; учить детей наносить ватными палочками ритмичные точки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Лист А4  с нарисованным изображением тарелочки, ват-ные палочки, гуашь: зеленая, влажные салфетки.

2. «Мой любимый дождик»

Тычок жесткой полусу-хой кистью

Учить рисовать тычком жесткой полусухой кистью, передовая характерные особенности. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, уверенность в себе. Развивать фантазию, творческое воображение.

Лист А4, жёсткая кисть, гуашевые краски синего цвета, стакан-непроливайка, тряпочка.

3. «Яблоч-ки»

Оттиск пробки, печатка-ми из картофе-ля

Знакомство с нетрадиционным методом рисования; учить детей наносить оттиски пробки, печатками из картофеля на поверхность листа, знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать знания о дарах осени - фрукты.

Лист А4, набор гуашевых красок, стаканчик с водой, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, картины с фруктами.

4. «Рыбки»

Рисова-ние ладошкой

Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошками, развивать чувство композиции и цвета.

Лист А4 голубого цвета, гуашь желтого и красного цвета, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации с изображением рыбок.

Ноябрь

Тема занятия

Приемы и  методы

Программное содержание

Материалы

1. «Зонтик»

Рисова-ние ватными палочка-ми

Знакомство с нетрадиционным методом рисования; учить детей наносить ватными палочками ритмичные точки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды.

Лист А4  с нарисованным изображением зонта, ватные палочки, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя, влажные салфетки.

2. «Ежики»

Тычок жесткой полусу-хой кистью

Учить рисовать тычком  жесткой полусухой кистью, передовая характерные особенности. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, уверенность в себе. Развивать фантазию, творческое воображение.

Лист А4 с нарисованным ежиком, жёсткая кисть, гуашевые краски, стакан-непроливайка, тряпочка.

3. «Листо- пад»

Оттиск пробки, печатка-ми из картофе-ля

Знакомство с нетрадиционным методом рисования; учить детей наносить оттиски  пробки, печатками из картофеля на поверхность листа, продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона. Закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды.

Листья 3-4 вида, лист А4, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; набор гуашевых красок, стаканчик с водой, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, картины с осенним пейзажем.

4. «Дары осени»

Оттиск пробки, печатка-ми из картофе-ля

Продолжать знакомить с нетрадиционным методом рисования; учить детей наносить оттиски  пробки, печатками из картофеля на поверхность листа, продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Лист А4 с нарисованной банкой, набор гуашевых красок, влажные салфетки, муляжи фруктов.

Декабрь

Тема занятия

Приемы и  методы

Программное содержание

Материалы

1. «Первый снег»

Рисование ватными палочками

Продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования (мятая бумага, ватные палочки, пальчик).  Развивать умение располагать рисунок по всему листу. Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью, воображение, внимание у детей; расширять знания детей о сезонных явлениях в природе зимой.

Тонированные листы А4 синий, голубой фон, иллюстрации с зимнем пейзажем, белая гуашь, салфетки, листочки бумаги, ватные палочки.  

2. «Елочка»

Рисование ладошкой

Упражнять в  нетрадиционном способе рисования (рисование с ладошками и пальчиками). Учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги. Вызывать чувство радости от проделанной работы.

Лист А4, гуашь: зеленая, коричневая, белая, влажные салфетки, иллюстрации елок.

3. «Огоньки на елочке»

Рисование пальчиками

Продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования. Формировать у детей умение наносить отпечатки красками на силуэт ёлочки.

Вызвать у детей чувство радости, желание принять участие в украшении ёлочки огоньками. Развивать у детей восприятие цвета.

Лист А4 с нарисованным  силуэтом  ёлочки, гуашь трёх цветов, картина с изображением ёлочки. Игрушки: Дед Мороз и Снегурочка.

4. Новогодний подарок «Дед Мороз»

Рисование ладошкой

Продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования. Уточнить и расширить знания детей о дедушке Морозе; создать у детей атмосферу праздничного настроения. Развивать фантазию, воображение, мышление.

Лист А4  белой бумаги, краски, баночки с водой, фломастеры или карандаши. Иллюстрации с изображением деда Мороза.

Январь

Тема

занятия

Приемы и  методы

Программное содержание

Материалы

1. «Веселый снеговик»

Тычок жесткой полусухой кистью

Продолжать упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Белая гуашь, жесткая кисть, красный и чёрный маркер, листы формата А4, тонированный темным цветом. Изображение снеговика.

2.«Пингвинчик»

Рисование ступней

Познакомить с  техническим  приёмом рисования ступней, пальчиками, кисточкой, учить передавать форму, пропорции и цвет пингвинов; соблюдая относительную величину частей. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, речь детей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тонированные листы А4; гуашь, кисти, подставки под кисти, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации, муз. сопровождение.

3. «Снегирь»

Рисование ладошкой

Закреплять технические приёмы рисования ладонью, пальчиками, кисточкой, упражнять навыки рисования гуашью; учить передавать форму, пропорции и цвет оперения снегирей; развивать у детей эстетическое восприятия, любовь к птицам, желание передать её красоту; развивать творческое воображение, внимание; воспитывать интерес к художественному творчеству.

Иллюстрации картин со снегирями; лист А4,  гуашь, банки с водой, салфетки на каждого ребёнка.

4. «Зимний лес»

Рисование ватными палочками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить наносить ритмично и равномерные точки на всю поверхность бумаги. Развивать фантазию, воображение, речь. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать аккуратно.

Лист А4 с нарисованным деревом, гуашь белая, голубая, синяя, салфетки.

Февраль

Тема занятия

Приемы и  методы

Программное содержание

Материалы

1. «Северный олень»

Рисование ступней

Продолжать знакомить с техническим приёмом рисования ступней, пальчиками, кисточкой, учить передавать форму, пропорции и цвет оленя; соблюдая относительную величину частей. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, речь детей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тонированные листы А4; гуашь, кисти, подставки под кисти, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации.

2. «Плюшевый медведь»

Рисование поролоном

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребёнка художественный вкус.

Заготовка  с контуром медведя.

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь. Иллюстрации.

3. Подарок для папы «Машина»

Рисование ватными палочками

Овладеть техникой рисования ватными палочками; развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус; воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы.

Лист А4 , краски, ватные палочки, емкость с водой, рисунок машины.

4. «Котенок»

Рисование поролоном

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребёнка художественный вкус.

Заготовка  с контуром котенка.

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь. Иллюстрации.

Март

Тема занятия

Приемы и  методы

Программное содержание

Материалы

1. «Солнышко лучистое»

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

Листы А4 с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, жёлтого оранжевого цветов, тарелочки с краской.

2. Подарок для мамы «Мимоза»

Рисование пальчиками

Учить детей рисовать нетрадиционным способом: пальцем. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много, качестве (пушистый) предмета. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребёнка художественный вкус.

Лист А4 с нарисованной веточкой и листьями мимозы,  гуашь жёлтая, салфетки, стаканчики с водой, ветка мимозы.

3. «Матрешки»

Оттиск печатками из картофеля (штампы)

Познакомить с нетрадиционным способом рисования штампами и оттисками печатками из картофеля, развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку. Привитие интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны.

Заготовки матрёшек из альбомного листа, краски, кисточки, стаканчики с водой, штампы, салфетки.

4. «Цветочный хоровод»

Оттиск печатками из картофеля (штампы)

Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования штампами и оттисками печатками из картофеля, развивать умение составлять узоры, украшать полянку. 

Лист А4 тонированный зеленым цветом, краски, кисточки, стаканчики с водой, штампы, салфетки.

Апрель

Тема занятия

Приемы и  методы

Программное содержание

Материалы

1. «Одуванчик»

Рисование ватными палочками

Закрепить нетрадиционную технику рисования ватными палочками, учиться рисовать одуванчик в данной технике.  Закрепить знания по теме «Части цветов» (цветок, стебель, листок). Развивать творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.

Лист А4 голубого цвета, гуашь белого и зеленого цвета, ватные палочки, картина с изображением одуванчиков.

2. «Птички-невелички»

Рисование ватными палочками

Закрепить освоение техники модульного рисования - ватными палочками. Воспитание бережного отношения к окружающему миру - к птицам, желание о них заботиться. Привитие навыков аккуратной работы с красками.

Лист А4, гуашь жёлтого цвета, ватные палочки, птичка.

3.  «Рыбки»

Рисование ладошкой

Закрепить нетрадиционную технику рисования ладошками, развивать чувство композиции и цвета, закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки, развивать воображение и творчество детей.

Лист А4 голубого цвета, гуашь черного, коричневого, зеленого, желтого цвета, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации с изображением рыбок.

4. «Божьи коровки на лужайке»

Рисование пальчиками

Закрепить освоение нетрадиционной техники рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность.

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, на каждого ребёнка, черная гуашь в тарелочках (мисочках).

Май

Тема занятия

Приемы и  методы

Программное содержание

Материалы

1. «Божья коровка»

Рисование ватными палочками

Закрепить нетрадиционную технику рисования ватными палочками, учиться рисовать одуванчик в данной технике.  Закрепить знания по теме «Части насекомого» (тельце, крылышки, лапки). Развивать творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.

Заготовка божьи коровки, гуашь черного цвета, ватные палочки, картина с изображением божьи коровки.

2. «Бусы для Ксюши»

Рисование ватными палочками

Закрепить освоение техники модульного рисования - ватными палочками. Привитие навыков аккуратной работы с красками.

Лист А4, гуашь жёлтого, красного и синего цвета, ватные палочки, кукла.

3. «Солнышко лучистое»

Рисование ладошкой

Закрепить нетрадиционную технику рисования, печатания ладошками. Закреплять быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

Листы А4 с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, жёлтого оранжевого цветов, тарелочки с краской.

4. «Собачка»

Рисование поролоном

Закрепить способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребёнка художественный вкус.

Заготовка  с контуром собаки.

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь. Иллюстрации.

1.5 Планируемые результаты реализации программы

В ходе реализации программы формируются общеучебные умения и навыки.

Учебно - организационные:

  • следить за правильной осанкой на рабочем месте;
  • уметь понимать поставленную перед ним учебную задачу;
  • уметь организовать рабочее место;
  • проводить опытную работу (уметь применять знания на практике).

Учебно – интеллектуальные:

- реализовывать познавательную активность;

- выделять сущность признаков изучаемых объектов и явлений;

 - активизировать образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

        - знать первые элементарные математические представления о счете, размере,  

           величине;

          -развивать сенсорные эталоны.

   - у детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев,  

      социокультурный опыт ребенка.

Учебно – коммуникативные:

  • в интересной игровой форме обогащать свой словарь;
  • в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с красками вести непрерывный разговор со взрослым;
  • такая игровая организация деятельности детей позволяет стимулировать их речевую активность, вызывать речевое подражание, формировать и активировать словарь, понимать ребенком речь окружающих.
  •  знакомиться с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Учащиеся используют в речи:

-  уже усвоенные им знания, расширяют их, применяют первые варианты

    обобщения.

Учащиеся обладают

- развитием умелости рук;

- укреплением силы рук;

- согласованными движениями обеих рук;

- дифференцированными движениями пальцев;  

- хорошей мышечной нагрузкой на пальчики.

- пинцетным хватанием, т. е. захватом предмета двумя

пальцами

- самостоятельным движением во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам.

Начало занятий первого года обучения – 01 октября. Окончание занятий первого года обучения – 31 мая.

Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 32 недели. Количество учебных дней: 32 дня.

Объем учебных часов: 32 часа.

Режим работы: 1 раза в неделю по 1 академическому часу (1 академический час равен 8-10 минутам).

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • Центр художественного творчества
  • Гуашь  
  • Альбомы для рисования
  • Ватные палочки
  • Кисти разного размера
  • Печати
  • Салфетки для рук
  • Бросовый материал
  • Цветной картон

2.3. Формы подведения итогов реализации программы

Способы проверки результатов освоения программы проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

2.4 Методическое обеспечение программы

Методы обучения

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

Эффективность и результативность работы педагога зависит от целесообразности используемых методов обучения.

Вербальные методы (рассказ, беседа) направлены на лучшее усвоение учащимися учебного материала, формируют навыки учебной деятельности. В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

Наглядные методы (показ, демонстрация) активизируют зрительное восприятие и зрительную память, создают условия для речемыслительной активности учащихся в каждый момент обучения. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Наглядность (картины, рисунки, фотографии, аудиовизуальная наглядность) увеличивает эффективность обучения, помогает обучающимся усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Применение наглядности снижает утомляемость на занятии, тренирует творческое воображение.

Игровые методы (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры)                         является стимулом к изучению навыков рисования и позволяют организовать разнообразную интересную деятельность учащихся, развивают образную и ассоциативную память, способствуют обеспечивать переход от игры к собственно учебной деятельности. Применение игровых методов обучения способствует выполнению важных задач по обучению.

Перечень дидактических пособий

  • мультимедийные презентации по изучаемым темам;
  • тематические картины;
  • домино, лото, игрушки, кубики, мозаика.
  • муляжи фруктов и овощей.

        

2.5 Список используемой литературы

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО», Москва, 2015г.
  2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ Сфера,2009.
  3. Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество) Москва, 2007г.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


ХХХ

СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель

……

_____________/….

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий

….

________________ / …. /

Приказ № ______ от «31» августа 202… г.

Календарный учебный график к

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

художественной направленности

 «Разноцветные ладошки»

Группы раннего возраста «ХХХ»

2021... – 202.. года обучения

воспитателя

Лукьяновой С. Н.

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1

октябрь

06.10.21

Групповая

1 ч

«Горошины для петушка»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

2

октябрь

13.10.21

Групповая

1 ч

«Мой любимый дождик»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

3

октябрь

20.10.21

Групповая

1 ч

«Яблочки»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

4

октябрь

27.10.21

Групповая

1 ч

«Рыбки»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

5

ноябрь

03.11.21

Групповая

1 ч

«Зонтик»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

6

ноябрь

10.11.21

Групповая

1 ч

«Ежики»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

7

ноябрь

17.11.21

Групповая

1 ч

«Листопад»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

8

ноябрь

24.11.21

  Групповая

   1 ч

«Дары осени»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

9

декабрь

01.12.21

Групповая

1 ч

«Первый снег»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

10

декабрь

08.12.21

Групповая

1 ч

«Елочка»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

11

декабрь

15.12.21

Групповая

1 ч

«Огоньки на елочке»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

12

декабрь

22.12.21

Групповая

1 ч

«Дед Мороз»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

13

январь

12.01.22

Групповая

1 ч

«Веселый снеговик»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

14

январь

19.01.22

Групповая

1 ч

«Пингвинчик»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

15

январь

26.01.22

  Групповая

   1 ч

«Снегирь»

«Зимний лес»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

16

февраль

02.02.22

Групповая

1 ч

«Северный олень»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

17

февраль

09.02.22

Групповая

1 ч

«Плюшевый медведь»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

18

февраль

16.02.22

Групповая

1 ч

«Машина»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

19

февраль

24.02.22

Групповая

1 ч

«Котенок»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

20

март

02.03.22

Групповая

1 ч

«Солнышко лучистое»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

21

март

09.03.22

Групповая

1 ч

«Мимоза»

Групповое помещение

Подарок для мам

22

март

16.03.22

Групповая

1 ч

Матрешка»

Групповое помещение

Коллективная работа детей

23

март

23.03.22

Групповая

1 ч

«Цветочный хоровод»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

24

март

30.03.22

Групповая

1 ч

«Цветочный хоровод»

Групповое помещение

Подарок для мам

25

апрель

06.04.22

Групповая

1 ч

«Одуванчик»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

26

апрель

13.04.22

Групповая

1 ч

«Птички-невелички»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

27

апрель

20.04.22

Групповая

1 ч

«Рыбки»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

28

апрель

27.04.22

Групповая

1 ч

«Божьи коровки на лужайке»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

29

май

04.05.22

Групповая

1 ч

«Божья коровка»

Групповое помещение

Выставка пластилиновых картин

30

май

11.05.22

Групповая

1 ч

«Бусы для Ксющи»

Групповое помещение

Тематическая выставка работ «Наш веселый зоопарк»

31

май

18.05.22

Групповая

1 ч

«Солнышко лучистое»

Групповое помещение

Выставка творческих работ

32

май

25.05.22

Групповая

1 ч

«Собачка»

Групповое помещение

Выставка творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки»

Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей у детей 4-6 лет, посредствам нетрадиционных техник рисования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Цветные ладошки"

Пояснительная записка Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам (порядок утвержден Приказом Министерства просвещения Росс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные ладошки"

Дополнителная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные  ладошки"(тестопластика)возраст воспитанников 5-7 лет,срок реализации 2 года. Автор: ...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки» для детей 2-3 лет

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Разноцветные пальчики»

Актуальность программы, в том, что изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятел...