Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные ладошки"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сазонова Светлана Викторовна

Дополнителная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудесные  ладошки"(тестопластика)возраст воспитанников 5-7 лет,срок реализации 2 года. Автор: Сазонова С.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_progr.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«ЧУДЕСНЫЕ ЛАДОШКИ»

Возраст воспитанников: 5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Сазонова Светлана Викторовна,

               воспитатель

                                        

г. Северск, 2020

                                               Оглавление

1.

Пояснительная записка                                                            

С. 3

1.1.

Актуальность Программы

С. 3

1.2.

Цели и задачи Программы                                                                                          

С.4

1.3.

Принципы реализации Программы

С. 4

1.4.

Отличительные особенности Программы                                                                  

С. 5

1.5.

Ожидаемые результаты

С. 6

1.6.

Оценка эффективности реализации программы                            

С. 6

1.7.

Формы подведения итогов

С. 7

2.

Учебно-тематический план                                                              

С. 8

3.

Условия реализации Программы

С. 13

3.1.

Методическое обеспечение                                                                                  

С. 13

3.2.

Материально – техническое обеспечение

С. 14

Приложение                                                

С. 15

1. Пояснительная записка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                 В.А.Сухомлинский

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесные ладошки» разработана для воспитанников разновозрастной группы с ОВЗ.

  1. Актуальность Программы

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития всех высших психических функций ребенка (мышление, память, воображение, речь и т.д.), которые являются основными формами познания.

Развитие речи, высших психических функций и у здоровых детей, и у детей с ОВЗ тесно связано с развитием мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Следовательно, важно развивать механизмы, необходимые для развития мелкой моторики, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

Соленое тесто – доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Оно имеет ряд преимуществ перед пластилином: более пластичное, легко формируется, не пачкает руки. Тесто позволяет создавать плоские и объемные образы, легко приклеивается на бумагу и картон, позволяет создавать различные композиции и настенные панно.

Занятия тестопластикой способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрываются его индивидуальность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания в самостоятельной деятельности, развитие социально - коммуникативной сферы.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Ребенок не только видит, что он создал, но и осязает, видоизменяет. Руки являются основным инструментом при работе с тестом.

Техника лепки богата и разнообразна, при этом доступна каждому ребенку.

Кроме того, тестопластика комплексно воздействует на общее развитие ребенка:

- повышает сенсорную чувствительность;

- синхронизирует работу обеих рук;

- развивает мелкую моторику рук, воображение, пространственное мышление;

- формирует умение планировать работу.

А так же способствует развитию умственных способностей, формирует художественно-эстетический вкус, позитивно влияет на процесс установления межличностных отношений.

Работа с тестом создает положительный эмоциональный настрой. Особую радость детям доставляет изготовление подарков близким, атрибутов для совместных игр.

В процессе работы идет речевой диалог между детьми и взрослым, что способствует развитию речевой функции.

Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся и осваивают нетрадиционный материал для лепки. В процессе освоения развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей, социально-коммуникативных навыков, речевой активности детей,

  1. Цель и задачи Программы

Цель: развитие пальцевой моторики воспитанников, создание условий для эффективного освоения детьми способов работы с тестом с учетом индивидуальных способностей и интересов.

Задачи.

Образовательные:

-знакомить детей со способами лепки (плоскостные, объемные поделки, игрушка, барельеф, скульптура);

-овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей;

-формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности;

-овладевать умениями и навыками с дальнейшим применением полученных знаний в дальнейшем.

Развивающие:

- повышать уровень навыков и умений в творческой деятельности;

-активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний, применяя их на практике с усложнением;

-формировать способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;

-способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, внимания, волевых процессов, развитию индивидуальности каждого ребенка в творческом проявлении.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность при выполнении работ;

-соблюдать правила техники безопасности;

-стремление к поиску, самостоятельности;

-конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, развитием мелкой моторики, глазомера;

-совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда.

-приобретать готовность самостоятельно выполнять все виды работ.

1.3. Принципы реализации Программы
  1. Доступность – тематика и содержание занятий подобраны таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем подготовки.
  2. Индивидуализация – учитываются особенности ребенка.
  3. Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса, что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.
  4. Наглядность-помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов.

  1. Отличительные особенности Программы

Программа «Чудесные ладошки» является модифицированной, т.к. при ее создании использованы методические разработки разных авторов, а также интернет-ресурсы. Программа основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой деятельности. Программа предназначена для разновозрастной группы детей (4-7 лет), рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может быть использована для развивающей индивидуальной и групповой работы.

Специфической чертой занятий по программе  является их связь с игрой, а именно:

- игровая мотивация занятий;

- создание условий для возникновения игрового взаимодействия;

- использование созданных продуктов в игровой деятельности.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Реализуется в форме кружковой работы, 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.

В течение цикла занятий дети знакомятся с новым материалом, накапливают творческий опыт, инструментами, дополнительным оборудованием для тестопластики, обучаются новым приёмам лепки, росписи готовых изделий, учатся организовывать своё рабочее место. а основе приобретённого опыта самостоятельно создают и преобразуют свои работы. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам. Дети социализируются в среде сверстников, качественно улучшается речевое общение, укрепляется мелкая моторика.

Основной формой работы является практическая работа.

Задания, предлагаемые воспитанникам, учитывают постепенное нарастания сложности, а так же индивидуальные особенности ребенка.

Родители являются полноправными субъектами образовательных отношений, что дает им право регулярного участия в работе кружка.

После прохождения определенного цикла занятий для родителей проводятся открытые занятия, в ходе которых предлагаются рекомендации для домашних занятий с детьми (приложение № 1).

  1. Ожидаемые результаты.

Для каждого ребенка конкретным показателем успехов является:

- овладение способами лепки (плоскостные, объемные фигуры, игрушка,  рельеф); ребенок умеет лепить из целого куска теста, а так же из отдельных частей;

- возрастающий уровень его авторских работ;

- формируется познавательная активность;

- ребёнок самостоятельно выбирает приёмы, способы выполнения     работы;

- оригинальность художественных решений;

- скорость выполнения заданий и ориентировка при выборе способов  успешного выполнения;

- ребёнок самостоятельно выбирает и использует необходимые инструменты и оборудование для задуманной работы;

- свободно общается со сверстниками и взрослым;

- качественно меняется речевое общение, диалогическая речь;

- укрепляется мелкая моторика.

  1. Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется педагогом методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях по тестопластике.

  1. Изобразительные навыки.

легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами

качество сформировано

        

испытывает затруднение при действиях с изобразительными материалами

качество формируется

лепит однотипно, материал использует неосознанно

качество не сформировано

  1. Регуляция деятельности

адекватно реагирует на замечания взрослого и  критично оценивает свою работу

качество сформировано

        

эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен  при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности

качество формируется

безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует

качество не сформировано

  1. Уровень  самостоятельности, творчества

выполняет занятие самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросом, самостоятельность замысла, оригинальность изображения

качество сформировано

        

требует незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла

качество формируется

необходима поддержка и стимуляция со стороны взрослого, не инициативен

качество не сформировано

  1. Формы подведения итогов и демонстрация достижений детей

- выставки внутри детского сада, группы.

- открытые занятия и Дни открытых дверей для родителей.

- участие в городских выставках и конкурсах.

- использование изготовленных работ в сюжетно-ролевых играх.

2.Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Источник

Оборудование

сентябрь

1. «Знакомство с материалом» - приёмы лепки

№3,

стр.3

клеёнки для работы с тестом

2. «Способы создания простых деталей»

№3,

стр.4

клеёнки для работы с тестом

3. «Месяц ясный»

№2

стр.28

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель, формы для печенья, скалка

4. «Венок с фруктами»

№2

стр. 120

№1

стр.27

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка

октябрь

1. «Листья»

№2

стр. 106

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

2. «Овощи»

№5

№1

стр.42-44

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

3. «Гриб- мухомор»

№4 стр.77

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

4. «Снежный зайка»

№5,№3

стр. 10,40

клеёнки для работы с тестом,

стеки,   скалка, шаблоны.

ноябрь

1. «Украшения для мамы»

№3

стр. 8,28

клеёнки для работы с тестом,

стеки

2. «Портрет»

№3

стр.20

№2

стр.140

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка, шаблоны

3. «Калачи из печи»

№5,№3

стр.126,127

№1

стр.41

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка

4. «Котик»

№3,№5

стр.18

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка, шаблоны

декабрь

1.  «Мышка»

№3

стр.66

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка, шаблоны

2. «Подсвечники»

№1

стр. 42-45

№4

стр.180-185

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

3.«Рождественские  игрушки» (снеговичок,

ангелочек)

№3

стр. 22

№4

стр.50

№5

№2

стр.112

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

4. «Дед Мороз»

№3

стр.34

№2

стр.112

клеёнки для работы с тестом,

стеки, акриловые краски

январь

1. «Домашние животные» (овечка)

№4

стр. 24

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель

2. «Совушка-сова»

№3

стр.80

№4

стр.34

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

февраль

1. «Подарок папе»

(фоторамка)

№5

№4

стр. 60-63

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

2. «Сердечки для друзей»

№5

№1

стр. 60

№2

стр.128

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны, кружева, бусинки

3. «Солнышко»

№5

№3

стр. 82

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны, кружева, бусинки

март

1. «Цветы для мамы»

№5

№1

стр. 54

№2

стр.106-109

№4

стр.94-96

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  фольга

2. «Птички»

№5

№2

стр. 133

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель

3. «Курочка и петушок»

№2

стр.147

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка, шаблоны

4. «Ёжик»

№2

стр. 38

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  соломка или спагетти, ножницы

апрель

1. «Корзинка с цветами»

№4

стр. 71

№2

стр.214

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  нитки, гвоздик

2. Панно «Солнечный день»

№2

стр.150

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  шаблоны

3. Панно «Доброй ночи»

№2

стр.150

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

4. «Яблонька»

№2

стр. 152

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

май

1. «Разноцветные рыбки»

№3

стр.50,57

№4

стр.25

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

2. «Шестиногие малыши» (божья коровка, бабочка, паучок, пчёлка)

№2

стр.127,134

№3

стр.46,70

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

2 год обучения

сентябрь

источник

оборудование

1. «Листочки, цветочки»

№6,

стр. 5-7

клеёнки для работы с тестом

2. «Улитка»

№3,

стр. 84

клеёнки для работы с тестом

3. «Венок с яблоками»

№1

стр.27

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель, формы для печенья, скалка

4. «Хлеб,булочки,ватрушки»

№1

стр. 40-41

№6

стр.75-83

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка

октябрь

1. «Гусеничка»

№4

стр. 4

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка.

2. «Корзинка с фруктами»

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка.

3. «Дикие животные(лиса,волк)»

№46стр.157-158

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка.

4. «Мамочкин портрет»

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки,   скалка, шаблоны.

Ноябрь

1. «Птичка»

№6

стр. 170

клеёнки для работы с тестом,

стеки,фольга.

2. «Угощение для кукол»

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка, шаблоны, специи.

3. «Медальон Гроздь»

№5,№6

стр.91

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка

4. «Кит»

№3,№5

стр.50

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка.

декабрь

1.  «Котик»

№3

стр.18

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка.

2. «Дед Мороз»

№5

№3

стр.35

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

3. «Рождественские  игрушки»

(снеговичок,ангелочек)

№3

стр. 22

№4

стр.45

№2

стр.112

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

4. «Колокольчик», «Подсвечник»

№3

стр.55

№1

стр.112

клеёнки для работы с тестом,

стеки, акриловые краски

январь

1. «Тюлени,пингвины»

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель

2. «Жираф»

№5

№2

стр78

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

февраль

1. «Валентинки»

№5

№4

стр. 58

№1

стр.60

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

2. «Барельеф

танки,самолёты,корабли»

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны.

3. «Сова»

№5

№6

стр. 172

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны, кружева, бусинки

март

1. «Рамка для фотографии»

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  фольга

2. «Барельеф цветы»

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель

3. «Три поросёнка»

№2

стр.149

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, скалка, шаблоны

4. «Сказочная птица»

№2

стр. 173

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  соломка или спагетти, ножницы

апрель

1. «Солнышко»

№3

стр. 82

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель.

2. «Панно-Космос»

№2

стр.128

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  шаблоны

3. «Яблоня»

№1

стр.56

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

4. «Лев»

№6

стр. 135

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, шаблоны

май

1. «Кактус»

№2

стр.72

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  скалка, пластиковые стаканчики.

2. «Попугай»

№5

стр.127,134

№3

стр.46,70

№5

клеёнки для работы с тестом,

стеки, пищевой краситель,  пластиковые стаканчики.

3.Условия реализации Программы

3.1Методическое обеспечение

Использованная литература:

1. Казагранда Б. «Поделки из солёного теста». - Германия, «Арт-родник», 2009 г.;

2. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». - М. Издательский дом  «Карапуз», 2008 г.;

3. Романовская А.Л. «Поделки из солёного теста». - М. Аст, Минск Харвест, 2009 г.;

4. «Поделки из солёного теста». - Минск Харвест, 2009 г.;

5. Видеозанятия, видеоматериалы из интернетресурсов.

6.Силаева «Солёное тесто».

Методы и технологии:

Технологии:

-игровое обучение;

-педагогика сотрудничества.

Методы:

1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:

- конструктивный;

- пластический;

- комбинированный.

2. Словесные методы:

-  чтение сказок, стихов, разучивание загадок;

- беседа, рассказ, обсуждение тем занятий;

- объяснение, пояснение;

- словесная инструкция.

3. Наглядные методы:

- рассматривание наглядных пособий;

- показ выполнения работы;

- ИКТ (видео уроки).

4.Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

- развитие речи;

-игровая деятельность;

-музыкальное развитие;

- математика;

- художественная литература.

3.2. Материально – техническое обеспечение:

- магнитофон;

- TV;

- компьютер;

- USB накопитель.

Материалы и инструменты:

- мука;

- соль;

- крахмал;

- клей ПВА, обойный, масло растительное;

- бросовый материал, природный материал;

- стеки, доски, скалки, формочки для печенья, пресс для чеснока, клеёнки;

- краски пищевые, гуашь;

-шаблоны, фактурные ткани.

Приложение 1

Рекомендации для родителей по работе с соленым тестом.

Для каждого вида поделок и игрушек можно использовать различные  рецепты приготовления теста. В основе всех рецептов – вода, соль, мука. В одних случаях тесто будет более пластичным, в других более жестким.

Рецепт для простых фигурок:

200 г мука;

2000 г соли;

125 мл воды.

Нежное соленое тесто для филигранной обработки:

200 г муки;

200 г соли;

100 г картофельного крахмала;

150 мл воды.

Мягкое соленое тесто для воздушной сумки:

200 г муки;

200 г соли;

Клей ПВА;

125 мл воды.

Твердое соленое тесто для больших объемных фигур:

200 г муки;

400 г соли;

125 мл воды.

После замеса теста формируется шар и заворачивается в пленку, чтобы избежать высыхания.

При работе с тестом можно  использовать различные дополнительные материалы: макаронные изделия, крупы, приправы. Для придания аромата в тесто можно добавить ванилин или корицу.

На поверхности теста можно отпечатывать различные предметы: пуговицы, раковины, фактурные ткани, бисер, камешки и т.д.

Тесто можно окрашивать пищевыми красителями или натуральными красителями: какао – порошок, свекольный сое и т.д.

Можно окрасить уже готовые просушенные изделия: либо маслеными красками, акриловыми, гуашью.

Для закрепления красок и защиты от влаги используются прочные или художественные лаки.

Куски окрашенного теста можно смешивать и получать нужные оттенки:

синий + белый = голубой;

синий + розовый = фиолетовый;

голубой + желтый = зеленый;

желтый + красный = оранжевый;

зеленый + красный = коричневый;

зеленый + синий = изумрудный.

При изготовлении поделок из неокрашенного теста его можно покрыть глазурью.

Глазурование соляным раствором:

2 части воды и 1 часть соли.

На последнем часу в духовом шкафу сушки смазывать через каждые 10 минут изделия кисточкой, смоченном в солевом растворе.

Глазурование молочно-водной смесью:

2 столовые ложки молокана 1 стакан воды (или 1 яйцо на 1 стакан воды).

На последнем часу сушки при температуре 150 градусов с интервалом в 10 минут покрывают изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки»

Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей у детей 4-6 лет, посредствам нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Цветные ладошки"

Пояснительная записка Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам (порядок утвержден Приказом Министерства просвещения Росс...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...