Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебный карандаш"
рабочая программа по рисованию

Волобуева Татьяна В.

Программа разработана для детей 5-7 лет. Кроме традиционных методов обучения в программе используются нетрадиционные методы развития художественного творчества детей. В программе использованы разработки И. А. Лыковой, Илоны Тилькиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

по художественно-эстетическому развитию

«Волшебный карандаш»

для детей 5-7 лет

                                                        Автор: Волобуева Т.В.

                                         педагог дополнительного образования

                                                                                 

Оглавление

Пояснительная записка ………………………………………………………… 3

Актуальность .…………………………………………………………………… 3

Цели, задачи ……………………………………………………………………... 4

Принципы организации программы …………………………………………… 4

Структура программы ……………………………………................................... 5

Основные методы работы ………………………………………………………. 6

Условия реализации программы ……………………………………………….. 7

Используемые материалы ………………………………………………………. 7

Используемые инструменты ……………………………………………………. 8

Планируемые результаты ……………………………………………………….. 8

Карта определения уровня освоения программы ……………………………… 9

Формы подведения итогов ……………………………..……………………… 10

Учебно-тематический план занятий ……………………………..………......... 10

Список литературы …………………………………..…………………………. 1

Пояснительная записка

Программа "Волшебная палитра" имеет художественно-эстетическое направление. В программе использованы разработки И. А. Лыковой, Илоны Тилькиной.

Предназначена для дополнительной работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом МБДОУ детский сад №48.

Актуальность программы

  В дошкольном возрасте детям необходимо показать представление о мире, о правильном отношение к действительности. Это возможно только на основе морально-нравственных ценностей. Главное - раскрыть детям, для чего необходимо искусство. Художник создает произведения, служащие для красоты и имеющее добрый смысл.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, пробует свои силы и совершенствует способности. Помимо традиционных методов обучения, при которых дети действуют в рамках предложенных им схем, образцов, необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей экспериментировать с художественными средствами.

Задача педагога дать свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход дает свободу ребенку. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок раскрепощено работает кистью и карандашом во всех направлениях, применяет сочетания разных материалов и способов создания художественного произведения.

Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-эстетическую направленность детей.

Цель: создание условий для формирования художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной и развитие личности ребенка, его творческих способностей и индивидуальных дарований.

Задачи:

  • Формирование умений, навыков работы с разнообразными художественными материалами.
  • Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.
  • Развитие мышления, внимания, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей, усидчивости.
  • Расширение словарного запаса.
  • Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.

  Принципы организации программы

Для того, чтобы решить основные учебные задачи, использую традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

 Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Структура программы

  1. Основы рисования.

Рисунок – это основное в системе обучения изобразительному искусству. Он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника о мире. Дети должны освоить необходимые первичные знания, научиться пользоваться определенными приемами в своем рисунке. Основное место здесь занимают рисунок натюрмортов, пейзажей и другие упражнения. Дети овладевают выразительными средствами рисунка, через построение простейших линий, геометрических фигур и их сочетаний.

Живопись, также является одним из важнейших этапов в обучении. Необходимо прививать детям любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для этого дается понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах.

  1. Композиция.

Важным формированием художественно-образного мышления у детей является работа над композицией. Композиция учит детей изображать действительность не пассивно, а творчески. Для успешной работы у детей развивают наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное.

  1. Азбука народного искусства.

Это направление основано на формирование любви и понимания культуры своего края, знания и уважения традиций предков. Через знакомства с традиционным народным искусством дети соприкасаются с культурным наследием, ведь народные промыслы донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров. Народное искусство помогает детям понять выразительность цветов, графическую особенность рисунков.

Численность группы: 8-10 человек.

Длительность одного занятия: старший возраст 25-30минут; подготовительный возраст 30-35 минут.

Количество занятий в неделю – одно.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Основные методы работы

  • Словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
  • Наглядный - показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
  • Практической последовательности - изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. 

Условия реализации программы

  Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, с хорошей вентиляцией; с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 10 человек.

Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета обеспечивается люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок.

Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить так, чтобы свет падал с левой стороны рисующего ребенка.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждому занятию.

 Используемые материалы

- набор бумаги: акварельная и для черчения;

- акварельные, гуашевые краски;

- простой карандаш (средней твердости), восковые мелки

 

Используемые инструменты

- различные виды кистей (зависит от вида красок);

- ватные палочки;

- стека, зубные палочки

Планируемые результаты

  • Знать названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания. Уметь определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки.
  • Знать применение орнамента, его значение в образе художественной вещи.
  • Знать основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).
  • Знать название материалов и инструментов и их назначение.
  • Уметь правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться различными изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.).
  • Уметь рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.).
  • Уметь рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет). Изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Карта определения уровня освоения программы

Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу два раза в год разными цветами. Первый раз – на начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений. Второй раз – на конец учебного года (май).

Критерии определения уровня освоения программы:

А – умение выполнять задания по плану педагога или собственному плану (красный цвет);

В – способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения (жёлтый цвет);

С – рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу (зелёный цвет).

Ф.И. ребенка

Уровни освоения программы

А

В

С

В случае, если ни один из уровней А, В, С, не выявлен, кружочек соответственного цвета не ставится.

 Формы подведения итогов

В конце учебного года проводится итоговая выставка; кроме этого, работы детей принимают участие в городских и окружных конкурсах.

Учебно-тематический план занятий

месяц

тема занятия

материалы

задачи занятия

Сентябрь

1

Сказки про краски. Вводное занятие.

Акварель

Познакомить с материалами и инструментами, которые нужны юному художнику. Знакомить с основными, дополнительными, промежуточными цветами.

2

Радуга

Акварель

Познакомить с цветовым спектром на примере рисования радуги.

Развить чувство цвета композиции.

3

Тепло-холодно

Акварель

Познакомить с теплыми, холодными цветами; знакомить с понятиями "композиция", "колорит".

Способствовать развитию мелкой моторики.

4

Пейзаж

Акварель

Знакомство с пейзажем, живописью, живописец, набросок; изображать простой по композиции пейзаж.

Знакомить с передним, средним и задним планом.

Октябрь

1

Твоя любимая кисть.

Акварель

Знакомить с разнообразными формами кистей, показывать, как использовать при изображении в рисунке.

Познакомить с понятиями линейной и воздушной перспективы.

2

Царство деревьев. Осенний лес.

Акварель

Показывать, как создавать образ дерева, находить красивые композиционные решения; с помощью линейной и воздушной перспективы учить делать набросок деревьев.

3

Дымковская игрушка. Барышня.

Гуашь

Знакомство с народным промыслом, с особенностями росписи дымковских кукол.

Закреплять технику работы с гуашью.

4

Дымковская игрушка. Петушок.

Гуашь

Продолжаем знакомить с народным промыслом;

Учить рисовать простой орнамент на дымковской игрушке.

Ноябрь

1

Царство Снежной Королевы.

Гуашь, восковые мелки

Знакомство с техникой работы восковыми мелками.

Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2

Царство Снежной Королевы. Набросок.

Простой карандаш

Учить рисовать простой набросок дворца Снежной Королевы.

Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать мелкую моторику.

3

Царство Нептуна. Граттаж.

Стека

Знакомство с понятием "граттаж"; показывать, как работать со стекой в рисунке.

Развивать чувство цвета и формы.

4

Монотипия.

Гуашь

Знакомство с монотипией.

Продолжаем формировать навыки работы с гуашью.

Развивать усидчивость, терпение.

Декабрь

1

Кляксография.

Чёрная гуашь

Знакомство с понятием "графика", "кляксография";

Показывать, как использовать новый метод в своих рисунках.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2

Рисуем на "холсте".

Акварель

Знакомство с понятием "холст".

Показывать, как делать несложный по композиции рисунок зимнего пейзажа.

3

Каргопольская игрушка. Роспись коня.

Гуашь

Знакомство с народным промыслом.

Показать отличие в росписи каргопольских, дымковских игрушках.

Развивать творческие способности детей.

4

Новогодняя елка.

(коллективная работа)

Гуашь, восковые мелки

Познакомить, как в других странах встречают Новый год, украшают елки, дома.

Изображать с помощью различных приемов новогодние игрушки.

Январь

1

Калининская игрушка. Уточки.

Гуашь

Знакомство с народным промыслом.

Учить изображать простой орнамент в росписи игрушки.

2

Царство Нептуна.

Гуашь, восковые мелки

Учить изображать подводный мир.

Закреплять технику работы с восковыми мелками.

Развивать чувство цвета и формы.

3

Царство Нептуна. Набросок.

Простой карандаш

Учить рисовать простой набросок подводного мира.

Развивать усидчивость, терпение.

4

Царство Нептуна. Граттаж.

Стека

Продолжать знакомить с понятием "граттаж".

Закреплять работу со стекой в рисунке.

Февраль

1

Зимний лес.

Чёрная гуашь

Продолжаем знакомить с понятием "графика".

Учить использовать в работах контраст светлого и темного пятна.

Развивать творческое воображение.

2

Зимняя сказка.

Гуашь

Продолжаем знакомить с понятием "пейзаж".

Закреплять знания о композиции рисунка.  

Учить рисовать набросок деревьев зимой.

3

Зайчишка.

Простой карандаш

Познакомить с видом живописи «анималистика».

Продолжаем закреплять знания о композиции рисунка.

4

Жар-птица.

(коллективная работа)

Акварель, гуашь, восковые мелки

Учить создавать сказочный образ птицы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Март

1

Декоративная посуда. Гжель.

Акварель

Знакомство с народным промыслом; с понятием "узор".

Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие.

2

Гжель. Роспись посуды.

Акварель

Продолжать знакомить с народным промыслом.

Учить изображать на посуде узоры этого народного промысла.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

3

Натюрморт «Фрукты на тарелке». Набросок.

Простой карандаш

Знакомство с правилами светотени;

Учить рисовать простой набросок фруктов на тарелке.

Развивать мелкую моторику.

4

Натюрморт «Фрукты на тарелке».

Гуашь

Продолжать знакомить с натюрмортами.

Учить рисовать натюрморт красками.

Развивать творческое воображение.

Апрель

1

Весенний лес.

Акварель

Закреплять понятия "живопись", "живописец", "пейзаж".

Знакомить с репродукциями известных живописцев.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2

Волшебный портрет.

Набросок.

Простой карандаш

Создавать образ сказочного героя, передавая его характерные черты; знакомим с понятием "портрет".

Учить рисовать простой набросок сказочного героя.

3

Волшебный портрет.

Акварель

Закреплять понятие «портрет».

Учить изображать портрет красками.

Развивать творческое воображение.

4

Корзина с цветами.

(коллективная работа)

Акварель, гуашь, восковые мелки

Изображать весенние цветы с помощью различных художественных приемов.

Развивать чувство цвета и формы.

Май

1

Посвящается…

9 мая

Акварель, восковые мелки

Вспомнить о празднике «День Победы».

Учить рисовать гвоздику с помощью смешанной техники.

Развивать усидчивость, терпение.

2

Сирень.

Акварель, восковые мелки

Познакомить с направлением в живописи – экспрессионизм.

Учить рисовать сирень.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

3

Наши рисунки. Выставка.

Учить рассматривать рисунки сверстников, замечать интересные моменты в изображении.

Список используемой литературы:

  • Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Старшая группа.» 2016                                        
  • Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Подготовительная группа.» 2016                                                                          
  • Герчук Ю.А. “Что такое орнамент”.                                                              
  • Кастерман Ж. “Живопись: рисуй и самовыражайся” 2006
  •  Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 1999 год.
  • Дорожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
  • Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
  • Шпикалова Т. Я. Величнина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998 год.
  • Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;                            

Информация из интернета:(Илона Тилькина) http://vladivostok.farpost.ru/20-urokov-risovanija-ot-ilony-tilkinoj-6041443.html                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"

     Кружок «Умелые ладошки» - лепим из  пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...

Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....