Семинар-практикум по изобразительной деятельности в дошкольном отделении "Сюжетное рисование"
консультация по рисованию

Иванова Елена Юрьевна

Консультация для воспитатлей. Как научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetnoe_risovanie.pptx2.28 МБ
Файл syuzhetnoe_risovanie_dlya_ns.docx200.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетное рисование Иванова Елена Юрьевна

Слайд 2

Сюжетное рисование – рисование нескольких предметов, объединенных единым содержанием. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Общие задачи обучения сюжетному рисованию в детском саду следующие: научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; научить передавать взаимодействия между объектами; научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Слайд 3

Сюжетное рисование в средней группе Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие: изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу;

Слайд 4

Сюжетное рисование в средней группе Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие: приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).

Слайд 5

Сюжетное рисование в старшей группе Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие: научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;

Слайд 6

Сюжетное рисование в старшей группе Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие: развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта); развивать чувство цвета.

Слайд 7

Сюжетное рисование в подготовительной группе Задачи сюжетного рисования в подготовительной группе следующие: разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;

Слайд 8

Сюжетное рисование в подготовительной группе Задачи сюжетного рисования в подготовительной группе следующие: развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров); научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.);

Слайд 9

Сюжетное рисование в подготовительной группе Задачи сюжетного рисования в подготовительной группе следующие: развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

Слайд 10

Осенний пейзаж «Вспаханное поле»

Слайд 11

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Слайд2

Сюжетное рисование – рисование нескольких предметов, объединенных единым содержанием.

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

  • научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
  • научить передавать взаимодействия между объектами;
  • научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Слайд3 Сюжетное рисование в средней группе

Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие:

  • изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу;
  • приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).

1.Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.

Поэтому сюжетное рисование вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.

**** СХЕМА1

2.При сюжетном рисовании детям можно предложить прямую линию, на которой рисуют предметы, она является ритмичным упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию.

Внимание детей необходимо направлять и на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста

Примеры: дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.

Слайд4

При передаче сюжета детям нужно помочь расположить изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

Примеры: цветы на поляне, рыбки в воде

Слайд5 Сюжетное рисование в старшей группе

Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:

  • научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;
  • развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
  • развивать чувство цвета.

 Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.

1.При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например: Кого встретил Колобок», «Где обедал воробей?»  или изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр, где дети уже знакомы с приемами рисования игрушечного мишки.

Слайд6

**** СХЕМА2

2. Воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли. Прямая линия, которая предлагается в средней группе «поднимается» выше по листу, вводится понятие «линия горизонта». Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т.е. заполнить рисунком весь лист.

Рассматривая пейзажи, дети учатся находить линию, где встречаются небо и земля.

 Допускается изображение предметов на переднем и заднем плане без учета перспективы.

3. Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.

Слайд7 Сюжетное рисование в подготовительной группе

Задачи сюжетного рисования в подготовительной группе следующие:

  • разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
  • научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.);
  • развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных – вверху;
  • развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

1.Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы. Например в рисовании на тему сказок «Гуси-Лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Слайд8

2. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным.

**** СХЕМА3

3. В подготовительной группе мы продолжаем учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план);

передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.)

В подготовительной группе можно говорить о законах перспективы (без упоминания) термина. Для этого рассматриваем фотографии и пособия по теме «Ближе - дальше», на которых изучаем один и тот же объект, снятый издалека и вблизи. Корова, машина, поезд, человек, нарисованные художником или снятые фотографом в разных ракурсах на листах кажутся нам разного размера, а на самом деле их размер не меняется.

Для закрепления этого понятия, проговариваем фразу «Ближе - больше, дальше – меньше»,

Слайд9

4.В этом возрасте дети учатся проявлять самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения.

Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо - при дожде,

ярко-голубое - в солнечный день, красное - при восходе или заходе солнца.

Яркими красками дети изображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета при передаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы.

Это была теория, а теперь перейдем к практике.

Предлагаю изобразить осенний пейзаж для детей подготовительной группы

Законы перспективы для дошкольников подготовительных групп в доступной форме можно показать на примере рисования осенних пейзажей со вспаханным полем.

Конечно же перед рисованием такого пейзажа требуется подготовительная работа.

-Рассматривание репродукций с осенними пейзажами обращая внимание детей на цветовые решения и линию горизонта;

-Рассматривание фотографий и иллюстраций с выделением в них перспективы, т.е.  «Ближе-дальше»

Практическая работа начинается с проведения линии горизонта по середине листа.

Закрашиваем небо. если получается темный цвет, нужно разбавить водой. Небо может быть как равномерно синим или голубым так и с пробелами – это облака. Облака можно изобразить в конце работы. Для этого можно использовать салфетку, которую нужно окунуть в белую краску.

Закрашиваем нижнюю часть листа. Это у нас поле. Землю закрашиваем светло - коричневым цветом.

Выполните фон

PS

Важно, чтобы дети не копировали работу педагога, добавили в картину свои элементы или изменили расположение объектов. Поэтому я не настаиваю на расположении листа именно горизонтально, всегда у детей должен быть выбор.

Теперь, пока ваш фон подсыхает, я расскажу, как нарисовать вспаханное поле.

Но для начала продумаем сюжет. Я представляю, что стою на одном краю поля, под высокими деревьями. Какие это могут быть деревья? (береза, дуб, тополь), а на другом краю поля растут такие же (или другие) деревья, но так как они далеко они кажутся нам… (какими?) маленькими. Еще меньше лес.

Борозды от вспашки темные, потому набираем темно- коричневый цвет.

Сначала ведем вертикальную черту от середины линии горизонта до нижнего края листа.

Из этой же точки проводим прямые линии к нижним углам листа.

Дополняем рисунок поля «веером» линий. «Пашем» поле.

Проводим вертикальные линии, изображающие ствол дерева под которым я стою, стволы деревьев на конце поля и лес еще дальше – меньше.

Прорисовываем кору у дерева и нижние ветви. От ствола вверх. Можно добавить дупло.

Можно изобразить куст ..  прорисуем тонкие ветки куста, далее листву примакиванием кисти.

Так же изобразим листву и на деревьях (она может быть желтой, красной или еще зеленой).

PS

Расположение и количество деревьев может быть иным, чем на рисунке педагога.

Дополнением могут стать дальние горы, солнце, облака, летящие птицы…

Картина готова.

Теперь попробуйте изобразить вспаханное поле вы.. продумайте сюжет и начинайте работу.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31115_143d50a7a0c33175242d2620baa1cfaf.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_b54b07d236c95b65630fe579d0a462de.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31115_d5d9812fad7decdd3c814cd542a67d20.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31115_c94696f95dbf463da3bbb5c9e2adef79.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...

Семинар – практикум для воспитателей «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Представляю Вашему вниманию семинар-практикум по организации проектной деятельности в ДОУ...

Семинар-практикум «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении»

Выступление «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении».  Мастер-класс «Оздоровительные игры для дошкольников»...

Семинар-практикум на тему: «Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию. Виды нетрадиционной техники рисования»

Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забыв...

Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста". Теоретическая часть: доклад "Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошколь...

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...