Конспект занятия в подготовительной группе "Городецкая роспись"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Леушина Елена Леонидовна

Конспект занятия в подготовительной группе "Городецкая роспись"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gorodetskaya_rospis.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Теремок»

Конспект занятия

 в подготовительной группе

по теме «Городецкая роспись»

 

                                                                          Воспитатель: Леушина Е.Л.

Цель:

- Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла.

- Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. 

- Закреплять и углублять знания о городецкой росписи.

- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;

- воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.

- закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.

Материалы:

гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с образцами городецкой росписи.

Предварительная работа:

- рассматривание предметов народного промысла;

- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

- дидактическая игра "Выложим узор", пазлы «Городецкие цветы».

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с городецкой росписью. А сейчас  послушайте стихотворение:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Ребята, а вы хотите отправиться в небольшое путешествие в знаменитый город мастеров, город Городец? Тогда я предлагаю вам посмотреть на экран. Наше путешествие начинается.

(Показ презентации «Городецкое чудо)

 Городец – город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Это древнейший  русский город - крепость. Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью, резными досками.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. 
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.  После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.  Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.   

     Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись.

(Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки  -  называя   эти элементы.)

 Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики?

Сегодня мы рассмотрим ,  как рисуются цветы в городецкой росписи.

Городецкая роспись выполняется в три этапа: подмалевок, теневка и оживки.

Сначала на изделие наносится фон, который одновременно служит и грунтовкой. Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок".

Для подмалевка используются широкие плоские кисти , которые обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

По существу, такими же движениями кисти, какими выполняется подмалевок, мы красим рамы и полы у себя дома. Тут главное размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было ни пробелов, ни наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.

Это  второй этап , называться как тенёвка, оттенёвка. Заключается в том, что на цветовые пятна наноситься контрастный рисунок чаще всего темной краской по светлому фону теневка.

Когда выполнен подмалевок и теневка  всего изделия, начинается третий этап — "оживки". "Оживка" или "разживка" - это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.

И выполнение оживок — это художественный прием и чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты так разительно преображают облик нашей росписи, что сразу приходит в голову мысль, какое же это удачное слово — оживки! От белой, словно кружевной, отделки, вмиг оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы до того совсем плоские. Не нужно рассыпать белые точки с щедростью. Делать этого нельзя ни в коем случае: все хорошо лишь в меру.

Осталось рассказать, что, когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Главное, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

 Обратите внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой.  Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русая народная музыка.

Пока высыхает основа купавки и листиков, предложить выйти на ковер и  провести физкультурную минутку:  

                                                                                                                                                      Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

После физкультурной минутки дети садятся на свои места

 и продолжают работу.

 Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками.  А  для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).

- Оживки рисуют кончиком кисти.

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.

- Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

- Какие вы молодцы,   у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

Пока дети рисуют, педагог читает стихотворения:

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!
По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

После завершения работы, дети аккуратно моют кисточки в стаканчиках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Роспись дымковской игрушки"

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?Знакомство  с дымковской игрушкой, историей ее создания, изготовление фигурок и раскрашивание их...

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)

Программное содержание:·        закрепить знания детей о народных промыслах;·        учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...

Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"

продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством....

Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию "Роспись доски городецким узором"

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»РИСОВАНИЕв группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)Тема: «...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (роспись по солёному тесту) для детей подготовительной к школе группе «Чудесные писанки»

Задачи:      1. Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры (славянскими           писанками)....

Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"

Тема: "Роспись гжельской посуды" Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Программные задачи: - Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать ...