Конспект. " Дымковская барышня".
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Сурменкова Наталья  Васильевна

Данный конспект используют для занятий по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._dymkovskaya_baryshnya.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию(рисование)

 Тема: «Дымковская барышня»

Средняя группа.

Подготовила: воспитатель Сурменкова Н.В.

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №23,

корпус №2

Цель: Расширение представления  детей о народной игрушке.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой;

-  учить выделять элементы узора (прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца);

- учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;

-  развивать чувства ритма, композиции, цвета, развивать моторику руки, закреплять навыки рисования кистью;

- воспитывать уважение к труду народных мастеров , восхищение их творчеством.

Словарная работа: активизировать в речи детей названия элементов росписи.

 Индивидуальная работа: учить детей расписывать юбку дымковской игрушки – барышни, используя элементы дымковской росписи.

Материал: Выставка дымковских игрушек, дымковские игрушки (барышни), гуашь, кисти, салфетки (на каждого ребёнка), баночки с водой.

Предварительная работа: беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, открыток, игрушек с дымковской росписью.

Ход занятия.

Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Я приготовила вам сюрприз. Я приглашаю вас посетить выставку игрушек народных мастеров. А кто такой мастер? (мастер — это человек, который профессионально изготавливает и расписывает игрушки.

Воспитатель: — Приглашаю вас поближе рассмотреть экспонаты на выставке. (проходят к столу с игрушками).Посмотрите, какие они? (яркие, красивые, нарядные).

Воспитатель: — Ребята, а есть ли что-то у этих игрушек общее? Есть ли похожие узоры в украшении их нарядов, какие? (у каждой игрушки в украшении присутствуют разноцветные круги, палочки, точки).

 Воспитатель: — Ребята, а может кто-нибудь знает, как называются такие игрушки? (дымковские).

Воспитатель: — Правильно! Давайте вспомним историю дымковской игрушки. А почему их так назвали? (Потому что их сделали в селе Дымково)

Воспитатель: — А почему село так назвали? (ответы детей)

История:

  1.  — Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково.
  2.  — Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коровушек, барашек, лошадок, овец, ходили рыбку ловить. А дети играли на лугу, пели песни. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать?
  3.  — Набрали они на берегу реки глины, замесили её как тесто и начали из неё лепить. В начале они сделали много свистулек, слепили их, обожгли в печи, покрыли их белым мелом, а затем раскрасили яркими красками, рисовали круги, палочки и точки, разного цвета и отдали все свистульки детям. Много радости было у детей от игры на свистульках.
  4.  — Дальше Дымковские мастера лепили всё больше и больше игрушек. И появились барышни, водоноски, кавалеры, повозки с лошадками, гусары, олени, козлики, рыбы, петушки, курочки с цыплятами и ещё много, много других игрушек. Так мастера из деревни Дымково прославились своими игрушками на всю нашу страну, на всю Россию!

Воспитатель: — Вот в старину, в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали? (из глины

Воспитатель: — Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими красочными и интересными? (потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами).

 Воспитатель: -А какие элементы росписи использовали мастера? (круги, полоски, точки, сетка, кольцо).

Физкультминутка

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком,

Щёчки словно яблочки.

С нами издавна знаком,

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: — А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: мастера изображали на своих фигурах то, что видели вокруг, например, как вы думаете, что в природе может быть круглое? (они так изображали солнце).

Воспитатель: — На что похожи прямые и волнистые линии, изображаемые на игрушках? (волнистые линии — означают воду, волны, прямые линии – дорогу).

Воспитатель: — Когда мастера смотрели на ночное небо, они видели там яркие точки, что это за точки? (точки — это звёзды).

Воспитатель: — А какие цвета использовали мастера для росписи игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).

Воспитатель: — Самая известная дымковская игрушка – Барышня. Она носила яркие расписные юбки. Давайте рассмотрим юбку барышни. Какие элементы используются при росписи юбки? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.).

Воспитатель: — Я же совсем забыла, что мне пришло письмо, узнаем, что же там.

«Здравствуйте дети и Анастасия Евгеньевна, меня зовут Иван Петрович, я мастер по изготовлению дымковских игрушек. Я очень хочу почувствовать в выставке, но у меня кончились краски. Вы можете мне помочь украсить игрушки и завершить мою выставку.»

Воспитатель: -Поможем?

Воспитатель: — А сейчас я приглашаю вас в мастерскую. Пойдемте по дорожке…

Физкультминутка

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я осеннею порой.

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

И дымковской игрушке

Радуюсь я там.

Воспитатель: — Проходите, посмотрите, нас уже дожидаются игрушки. Кто это? На украшение чего, мастеру не хватило красок? (Это барышня. На украшение юбки).

Воспитатель: — Сейчас мы попробуем себя в роли настоящих мастеров. Проходите за свои рабочие места, присаживайтесь.

Воспитатель: — Уважаемые мастера, приступим к работе. Сейчас я покажу вам, как бы я украсила игрушку? Как я подготовлю кисточку? (Возьму ее правильно за юбочку, намочу в баночке).

Воспитатель: — Как я уберу лишнюю воду? (О салфетку).

Воспитатель: — Краску я набираю на кончик кисти, чтобы линии получились красивые, изящные. Сначала я располагаю крупные элементы узора по всей юбке, чтобы узор было видно со всех сторон. Затем более мелкие элементы.

Воспитатель: — Если я хочу поменять цвет, что я должна сделать? (промыть тщательно кисть в баночке, осушить о салфеточку, если на салфетке остается цветной след, то нужно промыть кисть еще раз, пока не будет чистого следа и набрать новый цвет).

Воспитатель: — Уважаемые мастера, придумайте такой узор, используя элементы росписи, чтобы ваша барышня получилась самая красивая и яркая на выставке.

Воспитатель: — Какие цвета мы будем использовать для росписи? (зелёный, синий, красный).

Воспитатель: — Ребята, какие элементы вы будете использовать в своей росписи? (кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии).

Воспитатель: — Сейчас вы можете приступить к работе самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

 Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Воспитатель: Барышни у нас готовы. Сейчас мы аккуратно возьмем и отнесем их на выставку.

Воспитатель: — Давайте рассмотрим, какие барышни у нас получились.

В конце занятия все работы рассмотреть, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что игрушки получились очень красивые.

Воспитатель: — Кому мы сегодня с вами помогали? Как помогали? Какие элементы использовали? Как называется такая роспись?

Воспитатель: — Какие вы молодцы. Я сфотографирую и отправлю фото мастеру, он будет очень счастлив, увидев ваши работы. Спасибо за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Рисование "Украсим дымковскую барышню" (приложение к проекту "Дымковская деревня"

Работы детей, выполненные к проекту "Дымковская деревня"...

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы. Тема: Дымковская барышня.

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы.Тема: Дымковская барышня....

Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» «Дымковская Барышня»

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Соц...

Конспект "Дымковская барышня"

Цель: развитие художественно-творческих способностей  детей к росписи дымковской игрушки....

КОНСПЕКТ «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ»

Цель занятия: обобщение знаний детей о дымковских игрушках, закрепление умения рисования дымковского узора, техники рисования кистью. На занятии у детей с задержкой психического развития воспитывается...