Конспект непосредственной образовательной деятельности «Узоры Северной Двины»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Алыева Таисия Вадимовна

Тема:  Тема:  конспект ННОД «Узоры Северной Двины»

Возраст: 5-6 лет

Форма проведения: групповая

Цель: закреплять знания детей о пермогорской росписи.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytyy_urok_alyeva_t.v.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 «Узоры Северной Двины»

Автор: Алыева Таисия Вадимовна,

 воспитатель

Архангельск

2022 г.

Тема:  конспект ННОД «Узоры Северной Двины»

Возраст: 5-6 лет

Форма проведения: групповая

Цель: закреплять знания детей о пермогорской росписи.

Задачи:

  • закреплять знания детей о прялке и веретене;
  • закреплять знания  о женском народном ремесле – прядении;
  • закреплять знания детей об элементах росписи и  используемых цветах в пермогорской росписи;  
  • расширять словарный запас;
  • формировать бережное отношение к старинным вещам.

План:

Этап занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Организационный момент.  

2 минуты

Основная часть

Подвижная игра «Смотай нить».

Подвижная  игра «Ручеёк».

21 минута

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

2 минуты

Оборудование:

  • прялка; веретено; шерсть, пряжа, клубки ниток;
  • изделия из шерсти и пряжи: кофта, носки, варежки и тд.;
  • краски ( гуашь), кисть № 1, баночки с водой;
  • заготовки бумажных прялок предварительно расписанных детьми,
  • русские народные костюмы;
  • угощения для детей;
  • музыкальное сопровождение: музыку ( Б. Штоколов, 1981г, песня «Пряха».

Ход:

Вводная часть - 2 минуты

Дети заходят в зал под музыкальное сопровождение. Воспитатель встречает детей в «избе», сидит рядом с прялкой. Встаёт и приглашает детей в «избу».

Воспитатель: здравствуйте, подруженьки, проходите ко мне в избу.

Ответы детей: здравствуйте (проходят в «избу»).

Основная часть –21 минута

Воспитатель: присаживайтесь поудобнее. Смотрите, девочки,  какая у меня изба. Нравится вам она? (дети присаживаются на скамейку, рассматривают избу).

Ответы детей: да.

Воспитатель: а что вам нравится в моей избе? (ответы детей). Как вы думаете, чем раньше любили заниматься наши прабабушки?

Ответы детей:  шить, вязать, прясть пряжу.

Воспитатель: правильно, умницы. А как раньше люди делали пряжу?

Ответы детей:  раньше люди пряли на прялке.

Воспитатель: правильно. А вот у меня тоже прялка есть. Давайте посмотрим? (Дети рассматривают прялку, рассказывают о назначении прялки и составных её частях. Воспитатель уточняет, почему именно так называются те или иные элементы прялки)

Воспитатель:  скажите, а как называется  часть прялки, на которой сидела мастерица? (показывает часть данную часть прялки).

Ответы детей:  донце.

Воспитатель:  правильно. А как же называется середина прялки?

Ответы детей:  лопасть.

Воспитатель: как называются украшения внизу лопасти?

Ответы детей:  серёжки.

Воспитатель:  правильно, молодцы. А  как называется макушка прялки, знаете?

Ответы детей:  маковка.

Воспитатель: совершенно верно. А на чём же стоит прялка?

Ответы детей:  ножка у прялки называется стояк.

Воспитатель:  правильно. Что же это за палочка деревянная у меня в руках? Как она называется? Для чего она нужна? (воспитатель показывает детям веретено).

Ответы детей:  это веретено. Оно нужно, чтобы наматывать нитку.

Воспитатель:  скажите, подруженьки, куда же надо пряжу класть, что бы прясть?

Ответы детей:  на маковку.

Воспитатель:  молодцы. Посмотрите, сколько у меня изделий женского рукоделия. (Дети совместно с воспитателем рассматривают вышивку женского рукоделия, примеряют кофту, варежки, шарф).

Воспитатель: скажите, а как же называются эти вещи? Из чего они сделаны? (Дети перечисляют вещи, говорят, что все вещи сделаны из пряжи, шерсти).

Воспитатель:  молодцы, подруженьки. А теперь я приглашаю вас поиграть в игру «Смотай нить».

Подвижная игра «Смотай нить».

Дети встают напротив друг друга, у них в руках веретено. По сигналу воспитателя начинают наматывать нить на веретено. Кто быстрее намотает нить, тот и побеждает (играют 2 человека).

Воспитатель: умницы  девочки. Вы у меня настоящие мастерицы. А теперь давайте вернёмся к нашей прялке. (Дети садятся на скамейку, продолжают рассматривать прялку).

Воспитатель: посмотрите, а  как украшена прялка?

Ответы детей:  росписью.

Воспитатель:  правильно. А как  называется эта роспись?

Ответы детей:  это пермогорская  роспись.

Воспитатель: Какие цвета использовали в росписи мастера?

Ответы детей:  красный, зелёный, жёлтый и чёрный для  «оживки».

Воспитатель: правильно. А какими  элементами расписана прялка?

Ответы детей:  цветы, бутоны, завитки, сцены из простых людей. На  верху лопасти  птица сирин, приносящая удачу и достаток в дом.

Воспитатель: молодцы. А теперь я приглашаю вас поиграть в игру

Подвижная  игра «Ручеёк».

Игра проводится под музыку , государственный оркестр «Русская удаль».

Воспитатель: понравилась  вамигра?

Ответы детей:  да.

Воспитатель: а сейчас предлагаю поиграть в игру  «Плетень». Согласны?

(Дети соглашаются с воспитателем. Игра проводится под музыкальное сопровождение: песня «Плетень».)

Воспитатель:  Ну, а теперь подруженьки, я приглашаю вас стать искусными мастерицами по росписи прялки. Ведь на Руси прялки расписывали не только мужчины, но иногда и женщины. (Воспитатель предлагает пройти детям за столы, занять свои места).

Воспитатель: проходите подруженьки, мастерицы, присаживайтесь. (Дети садятся за столы). Садитесь поудобнее. Будем мы сегодня оживкой элементов росписи заниматься, обводить бутоны.

( Дети вместе с воспитателем вспоминают и называют правила работы с краской и кистью. Далее рассматривают элементы росписи - бутончики. Приступают к работе. После того, как работа завершена,  воспитатель предлагает рассмотреть готовые работы).

Воспитатель: давайте посмотрим, какие красивые работы у нас получились. ( Дети вместе с воспитателем рассматривают работы).

Воспитатель:  Какие вы молодцы. Справились с таким непростым заданием. А за это я приготовила для вас угощение. Угощайтесь. (Воспитатель угощает детей).

Заключительная часть – 2 минуты

Воспитатель:  понравилось вам в моей избе? (Ответы детей). 

А что было самое интересное сегодня для вас? (Ответы детей).

А вы придёте ещё ко мне в гости? (Ответы детей).

(Дети прощаются и уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2 «Северные олени»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2«Северные олени»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию "Северные земли"

Конспект редназначен для закрепления и расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о Крайнем Севере, о диких животных холодных стран. Поможет систематизировать представления детей об умении ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.Тема: «Путешествие на Северный полюс».

- Знакомство детей с количественным составом из единиц чисел ”8” и “9”;- Закрепление навыков порядкового номера, обратного счета (от 10 до 0);- Развитие конструктивных умений;- Развитие  умений о...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на Северный полюс" старшая группа

Работа направлена на ознакомление детей с условиями природы крайнего севера, а также на систематизирование  знаний детей об особенностях природных условий Крайнего Севера....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию "Наш северный край"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в подготовительной к школе группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по рисованию с элементами аппликации на тему: «Белый медведь и северное сияние»

Программное содержание: побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, точн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Северное сияние»

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: коммуникативная, музыка...