Программа
рабочая программа по рисованию

программа нетрадиционная техника рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.docx65.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 « Золотой улей»

Рабочая программа

«Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования»

для детей 3-5 лет

« Волшебные краски »

2016-2018год

Выполнила воспитатель

Дрокина .Д.Г

Первая квалификационная категория

Содержание

1. Пояснительная записка. Новизна и оригинальность

Актуальность Концептуальная основа и педагогическая целесообразность программы

Цель и задачи программы Техники рисования Участники Сроки реализации программы Формы организации

Методы и приёмы

2.Планируемый результат

3. Учебно-тематический план

4. Перспективное планирование первого года обучения - 2 младшая группа

Перспективное планирование второго года обучения - средняя группа

Заключение

Литература

Приложения

1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования для детей 3-5 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы

заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Главное на занятиях – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно чтото получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. 5 Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Чем больше ребёнок знает нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 5лет.

Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности; Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что Работая по примерным образовательным программам дошкольного образования , большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно места отводится нетрадиционной. В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими

техниками рисования:

-«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

- монотипия;

- рисование свечой;

- рисование по мокрой бумаге;

-рисование путем разбрызгивание краски;

- оттиски штампов различных видов;

- «точечный рисунок»;

- батик (узелковая техника);

- граттаж;

- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);

- рисование жесткой кистью (тычок);

- рисование на полиэтиленовой пленке.

Дети в возрасте 3-5 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Сроки реализации программы:

Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на три года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут;

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках. Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды в детском саду ; - разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация. Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.

Проводятся следующие формы работы:

- Беседы

- Консультации

- мастер – классы

- семинары-практикумы

- анкетирование

- выставки и др.

Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

Методы и приемы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, -объяснение, пояснение); - наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

Алгоритм проведения занятия по нетрадиционному рисованию:

- Создание игровой ситуации.

-Показ воспитателя.

- Использование движения руки.

- Сравнение двух техник.

-Проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

-доступность отбираемого материала;

-постепенное усложнение программного содержания,методов и приёмов руководства детской деятельностью;

- индивидуальный подход к детям

2. Планируемый результат:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы; -анализировать,

- определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

-создавать индивидуальные работы;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты,

-владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

-проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста) 9 Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста Разделы Уровни развития Средний Высокий Техника работы с материалами Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. Предметное и сюжетное изображение Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. Декоративная деятельность Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют 10 украшать объемные предметы различными приемами. Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).

3. Учебно-тематический план

Виды нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционные способы изобразительной деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности.

1. Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Оттиск пробкой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. 13 Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

5. Оттиск печатками из картофеля. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

6. Оттиск поролоном. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. А также для выполнения цветных фонов в разных композициях.

7. Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. 14

8. Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

9. Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

10. Печать по трафарету. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

11. Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

12. Кляксография обычная. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает 15 гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

13. Кляксография с трубочкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

14. Кляксография с ниточкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

15. Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х 5 см). Способ получения изображения № 1: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Способ получения изображения № 2:краски нужного цвета развести в блюдечке с водой. Обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней 16 карандашом по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

16. Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

17. Акварельные мелки. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

18. Тычкование. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

19. Монотипия пейзажная. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. 17 На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

20. Рисование штрихом.Этот прием рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. При помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

21. Рисования «цветной пеной» . Такая техника изображения встречается редко в обычной изобразительной деятельности, но если познакомиться с ней, то экспериментов, открытий, удивлений не счесть. Способ получения изображения: в небольшую емкость - пластиковый стаканчик налить 1/5 часть жидкого мыла или шампуня. Добавить столько же воды, и слегка размешав коктельной трубочкой подуть в трубочку, чтобы пена выступала над поверхностью стаканчика. Быстро смочив кисть в краске осторожно покрасить пену, чтобы не осела. Приготовленным листком накрыть цветную пену и снять. Полученный отпечаток цветной пены можно преобразовать в изображение, которое схоже с фактурой от полученного оттиска. Для получения многократного цветного изображения достаточно промыть кисть в воде от остатков краски и пены, вновь набрать любую другую краску и произвести те же действия, отпечатывая на свободных чистых местах листа бумаги. Изображения можно превратить в рисунки, дополнив деталями, образами, персонажами. Данная техника должна осуществляться строго под руководством взрослого, так как и в предыдущей технологии, необходимо убедиться в том, что дети не втягивают воздух, а выдыхают его через трубочку. Только накопленный познавательный опыт этого возраста от прочитанных книг, рассматривания иллюстраций, жизненных наблюдений, простейших экспериментов позволяет получить результат, обогащенный знаниями восприятия окружающего.

22. «Граттаж». Материалы: плотный лист бумаги, восковые карандаши, восковая белая свеча, баночка, жидкое мыло или шампунь, тушь, поролон и использованный стержень от авторучки или палочка. Способ получения изображения:восковыми карандашами произвольно покрыть лист цветными пятнами (как лоскутное пестрое одеяло);этот лист сверху натереть свечой так, чтобы был слой воска; приготовить состав из туши и чуть меньшего количества шампуня (в пену не взбивать!); обмакнуть поролон в эту смесь и равномерно покрыть поверхность - получиться лист черного цвета; когда черный лист высохнет, то на этом фоне можно процарапывать графический рисунок. Поскольку фон темного цвета, то темы таких рисунков следует выбирать таинственные или темное время суток: ночной или вечерний пейзаж. Перед тем как приступить к работе следует нацелить детей на то, что может получиться при изображении. Мысленно представить себе какой вид изображения хочется получить и процарапать необходимые для этого контуры. Скажем, стволы и кроны деревьев, тропинку и траву, облака и солнце. Когда снимается слой туши и воска, обнаруживаются радужные линии на черном фоне, от чего процесс работы кажется необычным.

23. Инновационная техника «нитяная графика».Возьмите нитки длиной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите - как захочется - на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.… А нитки - то волшебные! Какие необычные линии! Может это морозные узоры? Их можно получить, если детям младшего дошкольного возраста будет помогать взрослый. Например, обмакивать нити в воду, а затем в краску, держа руку ребенка в своей. После - выкладывать нити, смоченные в краске на половине листа. Малыш сам может прижать своей ладошкой второй половиной листка и выдернуть ниточки. Полученные картинки похожи на разноцветные коврики, скатерти, шарфики и т.д. Такие картинки дети среднего возраста могут выполнить под наблюдением педагога. Для старшего возраста нужно дать больше представлений о декоративных промыслах, например Вологодских кружевах. Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на вырезанных из бумаги воротниках или кокошниках разных цветов. Полученный результат будет ассоциироваться у детей с этим удивительным плетением. Можно предложить детям силуэты рукавичек, сапожек, окрасить в краски тёплых и холодных тонов и подумать, какие узоры на что похожи, для кого они предназначены.

24. Рисование на мокрой бумаге.До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

#1054;ттиск пенопластом. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество. Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, а следовательно, разовьет интерес к изобразительной деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы

. Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

• Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта; рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + гуашь свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки; монотипия предметная. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание"

. Значение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте. Как писалось ранее, традиционное рисование имеет огромное влияние на всестороннее развитие личности. Как же нетрадиционные техники рисования способствуют развитию ребенка?

Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.

Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.

В-третьих, у детей развивается координация движений. Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. При использовании кляксографии с трубочкой у ребенка незаметно для него, развиваются мышцы губ, что способствует правильному произношению некоторых звуков. Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные техники рисования, так же как и классические техники, оказывают значение на развитие дошкольников. Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.Дени Дидро Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. 24 Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Что же может обозначать слово нетрадиционно. Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций. Если подобрать слова синонимы к слову «нетрадиционно». Слова – синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно. Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: •«Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи;

• «Познание» - сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений;

• «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и художественного вкуса;

• «Физическая культура» - развитие мелкой и крупной моторики, использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий, формирование правильной осанки;

• «Музыка» - использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

• «Труд» - формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности; •«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности; •«Здоровье» - цветотерапия, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни при изображении на темы здоровья. Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук

; •«Социализация» - формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый – ребенок». Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

•Способствует снятию детских страхов;

•Развивает уверенность в своих силах;

•Развивает пространственное мышление;

•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом; •Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

•Развивает мелкую моторику рук;

•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность. При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников. Предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности в группе детского сада должна содержать: Уголок красоты:

• Репродукции произведениями живописи, скульптура малых форм, произведения графики, книги с красивыми иллюстрациями, подлинные изделия мастеров народно-прикладного искусства; детские энциклопедии по изобразительной деятельности; диски с красивой спокойной мелодией, классической музыкой, магнитофон. Уголок изобразительной деятельности: •Книжки-раскраски; картотека нетрадиционных техник рисования; альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; альбомы с разными изображениями травы, деревьев, солнца, домов и т.д., дидактические игры для развития творческих способностей, воображения; •Гуашь, акварельные краски, восковые карандаши, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры, маркеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, уголь, сангина, свечки, коктельные трубочки, оттиски разных форм, нитки, сухие листья и т.д.; глина, пластилин, тесто, материалы для декора; бумага различной фактуры и размера, картон, клей ПВА; •Инструменты: кисти нейлоновые или с натуральным ворсом от № 2 до № 10 (в зависимости от возраста и задач в рисовании) и щетина № 7, 8, ножницы, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; клеенчатые скатерти, банки двойные, подставки под кист. Таким образом, художественная предметно-развивающая среда должна обеспечивать принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе. Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок. Чтоб заинтересовать детей, педагог может предложить им показать понравившиеся работы, рассказать, почему они нравятся. В другом случае, педагог обращается к самому автору с тем, чтобы он объяснил, почему избрал такую форму, в третьем – предлагает каждому исполнителю оценить свою работу. Итог подводит вся группа. Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.

При применении нетрадиционных техник рисования педагоги могут испытывать трудности, они заключаться:

• в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; • в подборе оборудования и материалов;

• в применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

• в разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием нагляднодейственного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Перспективный план работы (младший дошкольный возраст).

СЕНТЯБРЬ

1.

Точечный рисунок

«Овощи»

Учить создавать рисунок из одних точек; учиться не заходить за контур; развивать усердие.

2.

Рисование скомканной бумагой

«Осень»

Познакомить с новым приемом рисования скомканной бумагой, добиваться точности в прорисовывании дерева (ствол, ветви, веточки), развивать аккуратность в работе; воспитывать чувство красоты

ОКТЯБРЬ

3.

Рисование ладошкой

«Сказочная птица»

Развивать способность обводить свою руку не отрывая ее от листа, добиваться четкости в работе

Консультация «Значе

ние развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Картотека нетрадиционных техник рисова

ния.

4.

Монотипия

«Дорожка»

Познакомить детей с новым видом рисования, учить складывать лист бумаги пополам, наносить цветные пятна краски на лист

5.

Рисование крупой

«Грибок»

Познакомить с техникой рисования крупой; развивать творчество детей; воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца; развитие мелкой моторики рук.

6.

Рисование вилкой

«Ежик»

Познакомить детей с новым видом нетрадиционного рисования пластиковой вилкой. Учить рисовать ежа, передавая особенности внешнего вида. Развивать чувство цвета, мелкую моторику, творческую активность.

НОЯБРЬ

7

Рисование по мокрому листу

«Поздняя осень»

Познакомить детей с новым приемом

рисования по мокрому листу,

учить не пачкаться,

добиваться аккуратности в работе

Презентация «Нетрадиционные техники рисования».

Изготовление печаток для тампонирования.

8

Оттиск печатками из салфетки

«Первый снег»

Закреплять умение рисовать

деревья большие и маленькие,

изображать снежок с помощью техники печатания

или рисование пальчиками.

Развивать чувство композиции.

ДЕКАБРЬ

9

Рисование способом тычка.

«Мы слепили снеговиков».

Учить рисовать снеговиков разных размеров,

закрепить приёмы изображения круглых форм

в различных сочетаниях,

совершенствовать технику рисования тычком.

Консультация «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Изготовление жестких штампов из коктейльных трубочек.

10

Скатывание салфеток, оттиск печатками

«Ветка рябины»

Учить изображать на ветке ягоды рябины нетрадиционным способом. Упражнять в комбинировании различных техник;

развивать чувство композиции и цвета.

11

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

«Елочка пушистая, нарядная»

Продолжать знакомить с техникой тычкования.

Учить использовать такое средство выразительности,

как фактура. Закрепить умение украшать рисунок,

используя рисование пальчиками.

Развивать чувство ритма.

ЯНВАРЬ

12

Рисование штампами из овощей (картошка)

«Снежинки»

Продолжать учить детей рисовать в данной технике;

воспитывать аккуратность, усидчивость

13

Рисование способом тычка.

«Снегири на ветке».

Формировать у детей обобщённое представление

о птицах; пробуждать интерес к известным птицам;

расширять знания о перелётных птицах;

упражнять в рисовании снегирей.

ФЕВРАЛЬ

14

Рисование зубной пастой

«Зимнее дерево»

Продолжать учить детей работать

в сотворчестве с воспитателем;

развивать аккуратность.

15

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

«Мои рукавички».

Упражнять в рисовании нетрадиционным способом,

вызывать радость от полученного изображения;

учить рисовать элементарный узор,

нанося рисунок равномерно в определённых местах;

формировать доброжелательные отношения

друг к другу.

МАРТ

16

Рисование ватными палочками.

«Мимоза для любимой мамочки».

Формировать у детей интерес

к нетрадиционным техникам рисования,

учить детей рисовать нетрадиционным способом:

ватными палочками, тычком или пальцем.

Воспитывать любовь и уважение к маме,

стремление сделать ей подарок;

интерес к творческой изобразительной деятельности.

Вызвать у детей желание

нарисовать красивую открытку.

Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки».

Пополнение: разработка консультации «Осваиваем техники рисования»

17

Рисование крупой

«Ромашки для бабушки»

Продолжать знакомить детей

с нетрадиционными техниками рисования

– рисование крупой. Развивать мелкую моторику.

АПРЕЛЬ

18

Рисование пальчиками

«Ты плыви, плыви, кораблик!»

Учить детей рисовать указательным и средним пальчиками, используя два цвета;

закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность предмета;

формировать навыки аккуратной работы;

вызывать у детей радость от созданного ими изображения, учить видеть красоту цвета.

Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы умеем!».

Картотека загадок.

19

Рисование методом тычка

«Помоги маме курочке найти цыплят»

Продолжать знакомить детей с новым способом рисования – тычкование по контуру. Вызвать у детей эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность. Закрепить знание цветов (жёлтый, красный, коричневый).

Альбомный лист, гуашь желтая, красная и коричневая, кисть тычковая, кукла «Бибабо», детская песенка «Цыплята».

20

Разбрызгивание

«Цветущий луг»

Показать прием разбрызгивания,

учить набирать краску при помощи зубной щетки

; добиваться аккуратности

МАЙ

21

Разбрызгивание

Салют

Закреплять умение рисовать знакомым приемом;

самостоятельно набирать краску зубной щеткой

Итоговая выставка работ «Наш вернисаж».

22

Рисование смятой бумагой

Одуванчики

Познакомить детей с приемом рисования;

учить правильно комкать бумагу,

обмакивать ее в краску;

воспитывать любовь к природе

месяц

Тема, цель

Работа с родителями

Сентябрь

«Яблонька» (рисование методом тычка, отпечаток пробкой)

Цель: Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Закрепить навыки рисования используя пробку.

«Мухомор» (рисование ватными палочками)

Цель: Продолжать учить рисовать ватными палочками.

Развить мелкую моторику, воображение, эстетический вкус.
Воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы.

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Октябрь

«Осеннее дерево» (печать листом)

Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

(рисование смятой бумагой)

Цель: Познакомить с приемом рисования мятой бумагой.

Воспитывать аккуратность при работе с красками, развивать мелкую моторику

Папке передвижка

« Чудо нетрадиционной техники рисования»

Ноябрь

«Украшение платочка»

(рисование пальчиками, печать пробками)

Цель: Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ритма

«Овечка».

(рисование поролоновой губкой)

Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, располагать изображение в соответствии с размером листа

Декабрь

«Украсим ёлочку» (рисование методом тычка, рисование пальчиками)

Цель: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Снегирь»

(рисование методом тычка)

Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес к известным птицам, упражнять в рисовании снегирей методом тычка.

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Январь

«Сказочный мир иллюстраций»

(тычок жесткой кистью)

Цель: Расширить представление детей о творчестве художников – иллюстраторов, показать особенности изображения пушистых животных Е. Чарушиным, учить детей изображать пушистую шерсть животных.

«Снег кружится» (рисование смятой бумагой)

Цель: Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

Стенгазета для родителей «Мы любим рисовать»

Февраль

«Галстук для папы» (тампонирование)

Цель: Продолжать упражнять в технике тампонирования, развивать чувство композиции, цвета.

«Кораблик» (рисование ватными палочками)

Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками. Развивает мелкую моторику и тактильное восприятие; развивает творческие способности.

Март

«Красивые цветы для мамы»

(рисование ладошкой и пальчиками)

Цель: Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность

«Солнышко» (рисование ладошками)

Цель: Формировать у детей умение рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца).

Закрепить знания детей о желтом цвете.

Развивать творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе.

Совместное творчество ребёнка и родителя Выставка рисунков «Волшебные ладошки»

Апрель

«Рыбка» (рисование ладошками)

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования ладошкой. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

«Звёздное небо» (печать поролоном по трафарету)

Цель: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Консультация для родителей: «Рисовать- это важно!»

Май

«Салют» (восковые мелки, гуашь)

Цель: Закрепление навыка рисования гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику.

«Разноцветные бабочки» (монотопия)

Цель: Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание». Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Выставка детских рисунков.

Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Список литературы

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.

2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 192с.: цв.вкл

. 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл. 6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996. 7. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, вляются сильные и слабые стороны, разрабатываются 2008-87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...