Программа
рабочая программа по рисованию

Программа 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3-7_let.docx68.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

             

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 10 «Золотой улей»

Карасукского района Новосибирской области

Согласовано:                                Утверждаю:

Педагогическим советом                                                  Заведующая МБДОУ

МБДОУ детский сад № 10 «Золотой улей»                    детский сад № 10 «Золотой улей»

 Протокол от 31.08.2023года,  №___                               Приказ от 31.08.2023 года, №_____

____________/__________________

                                                                                                (печать, подпись) Ф.И.О.

Рабочая программа

к Образовательной программе дошкольного образования

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Золотой улей»

 Карасукского района Новосибирской области

на 2023-2024 учебный год

Группа:___________________________

возраст обучающихся: от 3 до 7 лет

срок реализации: 1 год

Составители: ФИО педагогов, квалификация

Дрокина .Д.Г

Первая квалификационная категория

  

В программе «Я -художник» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изо деятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.

Целевой раздел. Пояснительная записка…………………………..

3

1.1.

Актуальность программы…………........................................................

3

1.2.

Цель и задачи программы…………........................................................

4

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………….........

4

1.4.

Возраст детей, на которых рассчитана программа…...........................

6

1.5.

Обоснование выбора содержания программы………………………...

6

1.6.

Планируемые результаты освоения детьми программы……………..

7

1.7.

Формы подведения итогов……………………………………………..

8

II.

Содержательный раздел……………………………………………...

10

2.1.

Проектирование образовательной работы по программе……………

10

2.2.

Содержание разделов программы по возрастным группам………….

12

III.

Организационный раздел…………………………………………….

38

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы…………………

38

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды…..

  41

Заключение…………………………………………….........................

42

Литература……………………………………………………………..

43

                                                                                   

                                                                               

  1. Актуальность программы.

Актуальность программы « Я -художник.» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

 Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

 Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155).                                                                                                                  Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Я -художник».

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.

Задачи:

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 

 В ходе  реализации программы «Радуга» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

монотипия;

рисование свечой;

рисование по мокрой бумаге;

рисование путем разбрызгивание краски;

оттиски штампов различных видов;

«точечный рисунок»;

батик (узелковая техника);

граттаж;

кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);

рисование жесткой кистью (тычок);

рисование на полиэтиленовой пленке.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

1. Принцип развивающего обучения.Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения.Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость.)

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.

6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью.Устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе.

Системн о-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно- деятельностный  компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.

гуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа

          Дети в возрасте 3-7 лет

Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.      

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

         Форма организации детей на занятии: групповая.

         Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

1.5. Обоснование выбора содержания программы

            Парциальная образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Я-художник » – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

           Отличительной особенностью является то, что программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс.

1.6. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы

         самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и   инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;

выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

 С этой целью используются   нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

          

1.7. Формы подведения итогов

 Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

 

   Разделы

                                           Уровни развития

                 Средний

                     Высокий        

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь.

Самостоятельно используют

 нетрадиционные материалы

 и инструменты.

 Владеют навыками

 нетрадиционной техники

рисования и применяют их

 Оперируют предметными

 терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.  Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается  качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деятельность  

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

2.1. Проектирование образовательной работы по программе.

Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Радуги». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

           № п/п

Тема  занятий

Количество занятий

 1 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4  

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

 2 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

 3 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

4 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

2.2. Содержание разделов программы

Перспективное планирование первого года обучения  - 2 младшая группа

Месяц

    №

Тема занятия:

Октябрь

1

2

3

4

«Овощи, фрукты»

«Веселый горох»

«Ягодки и яблоки на тарелке»

«Собираем урожай»

«Приглашаем снегирей»

Ноябрь

5

6

 7

8

9

«Деревья»

«Осенний пейзаж»

«Маленькой елочке холодно зимой»

«Деревья у озера»

«Рябинка»

«Сирень в корзине»

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Веселые цыплята»

«Жили у бабуси два веселых гуся»

«Лебеди на озере»

«Люли, люли, люли,

прилетели гули».

Январь

14

15

16

17

«Животные»

«Котенок»

«Зайчонок»

«Ёжик»

«Киска, киска, киска брысь»

Февраль

18

19

20

21

«Сказки»

«Рыбки плавают, ныряют»

«Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»

Рисование + аппликация. 

«Храбрый петушок»

«Тень, тень, потетень»

Март

22

   23

24

25

26

«Цветы»

«Мимоза для мамы»

«Цветок радуется солнышку»

«Цветик-семицветик»

«Цветочек»

«Цветы в вазе»

Апрель

27

28

29

30

«Игрушки»

«Конь ретивый, с длинной гривой»

«Разноцветная юла»

«Самолет, самолет, ты вези меня в полет»

«Мячики»

   Май

«Загадки Радуги»

«Волшебные картинки»

«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

«Вот и лето пришло»

«Выставка рисунков детей данной группы»

Перспективное  планирование второго года обучения - средняя группа

     Месяц

      №

Тема занятия

Программное содержание

  Октябрь

1

2

 3

4

«Собираем ягоды»

«Огуречик, огуречик»

«Овощной салат»

«Апельсин и ананас»

 Продолжать учить детей технике пальчикового рисования.

 Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Развивать мелкую моторику рук.

 

Учить детей технике рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей представление о зеленом цвете.

 Воспитывать у ребят внимание.

 

Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца.

 Развивать чувства ритма и цвета.

 Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 

Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки.

 Продолжать учить детей наносить

на ладонь  гуашь двух цветов.

 Развивать у детей композиционные умения.

Ноябрь

5

6

7

    8

9

«Деревья с разноцветными листьями»

«Фруктовые деревья»

«Облетели с деревьев последние листочки»

«Осенний лес»

«Осень нашего края»

 

Познакомить детей с новой техникой

«печать листьями».

 Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа.

 Развивать ориентировку в пространстве.

 

Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева.

 Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом.

 Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

 Продолжать учить детей технике рисования на полиэтиленовой пленке.

 Сформировать у детей представления об изменении внешнего вида деревьев.

 Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет.

Показать прием печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции.

Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги.

Продолжать учить рисовать деревья.

Подбирать колорит осени.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа.

Декабрь

10

11

12

13

«Два петушка ссорятся»

«Каких я видел попугаев»

«У солнышка в гостях»

«Грач»

 

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка.

 Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

 

Продолжать учить детей использовать технику монотипия.

 Развивать у детей чувство цвета и формы.

 Закрепить основные цвета.

 

Продолжать знакомить детей с  новой техникой «рисование по сырой бумаге».

 Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой.

 Развивать мелкую моторику рук.

 

Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге».

 Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями.

 Поощрять детское творчество.

Январь

14

 15

16

17

«Ежик»

«Кто-кто в рукавичке живет»

«Звери под елочкой»

«Лев – царь зверей»

 

Познакомить детей с новой техникой- кляксография.

 Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

Продолжать  знакомить детей с  техникой - трафарет.

 Развивать у детей цветовосприятие и чувство композиции. Развивать фантазию.

 

Продолжать знакомить детей с техникой кляксография.

 Развивать творчество у ребят через выбор цвета.

 Развивать усидчивость.

Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия, набрызг.

Развивать воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Февраль

18

19

20

21

«Жители страны Фантазии»

«Мышь и воробей»

«Ожившая сказка»

«Рисуем сказку «Колобок»

 

Продолжать учить детей рисовать кляксы.

 Учить детей фантазировать.

 Закрепить название теплых оттенков.

 

Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета.

  Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской.

 Воспитывать аккуратность.

 

Развивать у детей образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

 Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка.

 Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.

Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета.

Закрепить умение пользоваться трафаретами.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание.

Март

22

23

24

25

26

«Открытка для мамы»

«Одуванчики»

«Астры»

«Цветы на клумбе»

«Весенние цветы»

 

Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

 Развивать глазомер.

 

Совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг).

 Воспитывать эстетический вкус.

 

Продолжать совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Развивать у детей координацию и силу движений.

 Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: монотипия, штампы, кляксы.

 Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета.

 Развивать творчество, воображение.

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.

Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.

Развивать творческое мышление и воображение.

Апрель

27

28

29

30

«Лошадка»

«Веселые зайчики»

«Плыви, плыви, кораблик»

«Петушок да курочка»

 

Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами.

 Развивать эстетическое восприятие.

 Воспитывать интерес к народной игрушке.

 Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой.

 Совершенствовать умения детей подбирать цвета.

 Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

 

Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

 Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 

Учить детей изображать игрушки, передавая сходство с реальным предметом.

 Упражнять в проведении толстых и тонких линий при помощи пальцев.

 Развивать творчество у ребят.

    Май

31

32

33

34

«В гостях у красок»

«Сегодня мы волшебники»

«Подарки для кошки Мурки»

«В гостях у Королевы-кисточки и Кляксочки»

Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования.

Поддерживать интерес к изодеятельности.

Доставить детям радость и удовольствие.

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография.

Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне.

Развивать у детей фантазию, воображение.

Закрепить навыки и умения использования различных материалов для создания выразительного образа.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Воспитывать желание помочь друг другу.

Выявить знания детей полученные за год.

Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы.

Вызвать эмоциональный отклик, побуждать активно участвовать в развлечении.

3.3.  

Перспективное планирование третьего года обучения - старшая группа

Месяц

     №

       Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1

2

3

4

«фрукты»

«Яблоки»

«Во саду ли, в огороде»

«Мы делили апельсин»

«Страна Лимония»

 Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка».

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа.

 Воспитывать художественный вкус.

 Познакомить детей с техникой рисования свечой.

 Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь.

 Развивать творческое мышление и воображение.

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой.

Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

 Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

 Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок.

 Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности.

 Развивать фантазию, воображение  детей.

Ноябрь

5

6

7

8

9

«Осенние букеты»

«Осенние мотивы»

«Золотая осень»

 

«Деревья смотрят в лужи»

«Сказочный лес»

 Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями.

 Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

 

Совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски.Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования.

 

Продолжать обучать детей приемам работы в технике рисования свечой.

 Учить использовать в работе разнофактурный материал.

 Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Познакомить детей с новой техникой монотипия по- сырому.Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Продолжать учить детей технике кляксография.

Закрепить навыки рисования по сырому.

Закрепить знание детей о пейзаже.

Развивать фантазию, воображение.

Декабрь

10

11

12

13

«Лебедушка и петушок»

«Сова и синица»

«Воробушки зимой»

«Птицы на ветках»

 Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи руки.

 Формировать у детей желание украшать иллюстрацию декоративными элементами.

 Развивать творческое воображение детей.

 

Учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: вырезывания и наклеивания.

 Закрепить технику создания изображения на плоскости и в полуобъеме при помощи ватных шариков. Развивать мелкую моторику рук.

 

Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

 Закрепить умения красиво размещать изображения на листе.

 Развивать композиционные умения.

 

Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов.

 Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

 Развивать эстетическое восприятие.

Январь

 

 

14

15

16

17

«Кони на лугу»

«Динозавры»

«Животные из Простоквашино»

«Животные пустыни»

 Учить детей составлять композицию с фигурами лошадей. Продолжать учить детей рисовать способом тычка.

 Формировать умение создавать выразительный образ.

Совершенствовать навыки  рисования при помощи ладошки. Закрепить технику рисования пальцами.

 Развивать фантазию, творческую активность в выборе формы, цвета, дополнительных элементов.

 

Продолжать осваивать способ создания знакомого образа посредством ватных шариков на горизонтальной плоскости.

 Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску.

 Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

Продолжать учить детей технике набрызг.

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.

Расширить представление детей о пустыне.

Воспитывать у ребят  интерес к природе разных климатических зон.

Февраль

18

19

20

21

«Сказочная птица»

«Кто, кто в теремочке живет?»

«Дома в городе снеговиков»

«Кот, петух и лиса»

 

 Совершенствовать навыки рисования ладошкой.

 Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре.

 Развивать воображение, фантазию.

 

Продолжать учить детей работать в технике - трафарет.

 Побуждать ребят вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

 Развивать умение создавать сказочные здания, передавая  особенности их строения.

 Учить детей новой технике рисования восковыми мелками и акварелью.

 Учить ребят передавать образ сказочного домика.

 Развивать чувство композиции.

Закрепить у детей умение передавать сюжет сказки, используя знакомые нетрадиционные техники рисования.

Развивать творчество, фантазию.

Развивать стремление выполнять работу красиво.

Март

22

23

24

25

26

«Цветы»

«Черемуха»

«Мимоза»

«Цветик-разноцветик»

«Цветущая клумба»

 

Закрепить умение рисовать ветку черемухи способом тычка.

 Формировать чувство композиции и ритма.

 Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.

 

Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка.

 Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

 Поощрять детское творчество, инициативу.

 

Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

 Закрепить навык закрашивания внутри контура.

 Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

 

Совершенствовать навыки работы в технике кляксография.

 Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

 Развивать у детей творческое воображение.

Продолжать совершенствовать умения и  навыки используя техники кляксография, набрызг.

Развивать наблюдательность.

Развивать умение предвидеть результат, достигать его.

  Апрель

27

28

29

30

«Игрушки»

«Барабан висит на ленте»

«Веселые матрешки»

«Кукла с мячиком»

«Машинки на стоянке»

 Познакомить детей с новой техникой рисования «граттаж».

 Формировать умение получать  четкий контур рисуемого объекта.

 Развивать эстетические чувства.

 

Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж».

 Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

 

Совершенствовать навыки рисования используя нетрадиционную технику граттаж.

 Продолжать учить детей сильнее нажимать на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.

 Развивать мелкую моторику рук.

 

Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в  технике «граттаж».

 Продолжать учить создавать композицию рисунка.

 Развивать чувство ритма.

   Май

31

32

33

 34

«Загадки Радуги»

«Необычные рисунки для Матроскина»

«Космический коллаж»

«Мои маленькие друзья из Простоквашино»

«Вот и лето пришло»

Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования.

Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию, мышление.

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал. Доводить начатое до конца.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.

Развивать воображение и творчество.

Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Закрепить умения использовать в работе нетрадиционные техники рисования тычком, по-сырому, граттаж.

Развивать чувство композиции и ритма.

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования.

Понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа.

Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе.

Развивать воображение и творчество.

Перспективное планирование третьего года обучения – Подготовительная  группа

Тема

Цель

Метод рисования

Сентябрь

«Грибы на опушке

Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции.

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями.

Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами.

«Что созрело в огороде»

 Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.

Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.

«Осенний ковер»

Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Печать листьями

«Веточка рябины»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди)

Рисование пальчиками, печать листьями

Октябрь

Дымковская игрушка»

Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками

«Мое любимое дерево в разное время года»

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками.

«Домашнее животное – собака»

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка.

свободные

 «Красный, жёлтый, золотой – облетел весь лист цветной» 

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность

отпечатки листьев

Ноябрь

«Шарфик»

Продолжать знакомить с печатью по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

«Первый снег»

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снег помощью рисования пальчиков. Воспитывать аккуратность

Рисование пальчиками

«Зимнее дерево»

Продолжать знакомить техники рисования мятой бумагой или полиэтиленовый кульком, обмакивая в краску и делать отпечаток на бумаге.

Рисование мятой бумагой

«Красивые снежинки»

Упражнять в рисовании свечкой снежинок, закрепить умение тонировать рисунок. Воспитывать аккуратность.

(свеча + акварель)

Декабрь

«Снежинки»

Познакомить с техникой «краской по сырой бумаге»

Рисование по сырой бумаге

«Украсим елку бусами»

Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробками, учить чередовать бусины разных предметов.

(рисование пальчиками, печатание пробками)

«Новогодняя ночь»

 «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей.  Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования

Набрызг

«Новогоднее волшебство»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте

Рисование цветными мыльными пузырями

Январь

Весёлый снеговик

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

Тычок жёсткой полусухой кистью

«Укрась варежки

Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.

Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.

«Узоры на окне» 

Продолжать знакомить детей с возможностью рисования зубной пастой или белой корректирующей жидкостью. Учить украшать квадрат узорами (точками, полосками, кругами, цветами, листьями). Развивать наблюдательность, фантазию, творчество и воображение.

(рисование зубной пастой, корректирующей жидкостью)

«Зимний лес»

Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла.

Рисование восковыми мелками, свечой.

Февраль

«С Днем Защитника Отечества

Развивать творческое воображение.

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж.

Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Учить оценивать качество работ своих товарищей.

Цветной

граттаж

«Сюрприз для папы»

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Печать по трафарету, рисование пальчиком

«Разноцветные шары»

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Рисование мыльной пеной

«Волшебный аквариум»»

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции.

Печать по трафарету, пальцами, листьями

Март

«Букет незабудок для мамы»

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции.

Рисование ватными палочками

Какого цвета весна»

Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники

Кляксография

«Подснежники»

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Продолжать учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

акварель + восковой мелок)

«Ваза с тюльпанами» 

 Создать условия для эстетического отношения детей к окружающему миру. Пробуждать у детей собственный интерес к заданию, предлагаемому педагогом. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – предметной монотипией, закрепить печать по трафарету. Стимулировать творческую самореализацию детей в изо деятельности, комбинирование приёмов рисования.

(монотипия предметная, печать по трафарету

Апрель

«Расцвели чудесные цветы»

Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

Пастель или гуашь

«Полёт в космос»

Продолжать знакомить с техникой чёрно – белый граттаж. Использовать свои знания о космосе, которые были получены ранее в своих рисунках. Воспитывать аккуратность.

Граттаж

«Мы гуляем» первое занятие

Учить создавать большую коллективную работу, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные знания и навыки. Развивать чувство композиции.

Художественная и масленая пастель

«Солнышко»

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие

Ладошками

Май

«Море»

Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка.

Развивать чувство ритма.

Граттаж

«Веселые матрешки»

Продолжать  знакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Граттаж.

«Цветочная поляна»

Познакомить с техникой печать пластилином. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Печатки из пластилина

«Нарисуй, что хочешь»

Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие.

Рисование ватными палочками

Заключение

 Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Список литературы 1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл. 2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009 3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл. 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл. 6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996. 7. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...