Методические рекомендации по технике "Правополушарное рисование"
методическая разработка по рисованию

Дятлова Наталья Ильвировна

Можно ли научиться рисовать за короткое время? Возможно, если использовать технику правополушарного рисования!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по технике "Правополушарное рисование"

Можно ли научиться рисовать за короткое время? Возможно, если использовать технику правополушарного рисования. Классическое рисование это длительное обучение технике и многочисленным приемам. Когда ребенок берет в руки карандаш, собираясь создать изображение, левое полушарие мозга предоставляет знакомые символы, в результате вместо шедевра на бумаге выходят каракули. Главная задача – избавиться от этих символов. А для этого нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий. Правополушарное рисование немного проще, ведь не нужно делать сложные зарисовки и наброски, просто брать в руки кисть и начинать творить. Развить правополушарное рисование можно и в домашних условиях самостоятельно, если знать все этапы рисования:

1. Ознакомление детей с грунтовкой листа. На этом этапе дети учатся грунтовать лист белилами, используя кисть или губку. Главное на этом этапе помочь понять детям, что без грунтовки листа не получится фона - грунтовка обязательна всегда (грунтовать можно в любом направлении, главное быстро).

2. Работа с гуашью, создание фона. Задача показать как быстро наносить на загрунтованный лист разноцветные "плюшечки" (в зависимости от того, что рисуем), пока не высохла краска. Как сделать фон, чтобы он выглядел "вкусненько". На этом этапе предлагаем детям не только работать кистью и губкой, но и создавать фон ладошкой.

3. Создание картины, рисование. На этом этапе детям предоставляется возможность погрузиться в мир фантазии, выражать свои мысли, создавать свои собственные шедевры.

Отличительной особенностью правополушарного рисования является то, что не надо создавать набросок простым карандашом, сразу начинается создание фона красками. А на фоне уже создаётся композиция.

Теперь можете приступать к созданию фона. Жесткой толстой кистью (можно руками) нанесите на весь лист слой белил. Наносить белила можно в любых направлениях, и даже выходить за границы листа. Делать это нужно быстро, чтобы белила не успели высохнуть. Необходимо обратить внимание, чтобы все края и углы были прокрашены. Слой белил не должен быть слишком толстым, и не должно быть излишков. Если будет слишком много белил - фон будет сохнуть долго, а краска со временем может растрескаться. Если будет мало белил - краска быстро высохнет, фон будет делать сложнее.

Далее жесткой толстой кистью ставим "плюшечки" разноцветные гуашью, чтобы это смотрелось "вкусненько".

Первый способ создания фона

Для первого варианта быстро, пока белая краска не высохла, ставим разноцветные "плюшечки" хаотично по всему листу. Цвета выбираем любые.

Далее все той же жесткой толстой кистью (можно руками) растираем точки. Можно это делать в вертикальном, горизонтальном, диагональном направлении, полукругом, или как-то иначе. Важно делать это быстро, обращая внимание, чтобы все края были прокрашены. Старайтесь проводить один раз по одному месту. Если краска начала подсыхать, обмакните пальцы в воду.

Если планируется пейзаж, то "плюшечки" ставятся не хаотично по всему листу, а распределяются в верху и в низу, чтобы в итоге получилось то, что нужно (например, трава и небо). Также разноцветные "плюшечки" можно ставить так, чтобы были плавные переходы между цветами.

Второй способ создания фона

Это интересный круговой фон. Для создания этого фона после грунтовки листа необходимо "плюшечки" одного цвета расположить в форме круга, другого цвета - вокруг этого круга, третьего - вокруг предыдущего круга.

Далее необходимо растирать жесткой кистью в круговом направлении, начиная из центра круга. Движения всегда по кругу. Если краска подсохла - обмакните пальцы в воду. Важно, чтобы центральный цвет остался чистым (в этом случае – жёлтым).

Какие могут быть ошибки при создании фона:

1. Слишком мало белой гуаши в первом слое. Краска будет растираться с трудом, потребуется добавлять воду;

2. Слишком много белил в первом слое. Фон будет очень долго сохнуть, а позже краска может растрескаться;

3. Появление катышек на бумаге. Это связано с тем, что слой белил тонковат, а на одном и том же месте много времени растиралась краска;

4. Непрокрашенные края и углы;

5. Фон создаётся медленно. В этом случае краска высыхает, растирать точки становится проблематично;

6. "Грязные" оттенки фона. Да, для фона можно брать любые цвета. Есть такой нюанс, что рядом лучше не ставить точки цветов, которые при смешении дают некрасивые оттенки. Это такие пары: красный + зелёный, жёлтый + фиолетовый, синий + оранжевый.

Создание силуэтной картины

Когда фон готов, можно приступать к созданию простой силуэтной картины. Ждать, пока фон высохнет, необязательно, но удобнее всё же рисовать на сухом фоне (пока первый фон подсыхает, можно подготовить второй).

На силуэтной картине в правополушарной живописи нет необходимости прорисовывать все детали объектов, многообразие их оттенков. Когда вы смотрите на дерево вдали во время заката, вы видите только его тёмный силуэт. Также и в этой ситуации.

Как правило, на силуэтных картинах изображён закат или рассвет, или зритель наблюдает за объектами напротив солнца.

Для создания силуэта можно взять чёрную краску, а можно на палитре добавить к чёрной краске оттенки, которые присутствуют в фоне. А если фон не подсох, то оттенки фона сами добавятся в силуэт во время рисования

Для детей и новичков можно очень упростить задачу, используя готовые трафареты (их нужно подготовить самостоятельно).

Как хранить готовые работы

Чтобы гуашевая картина лучше хранилась, не осыпалась, можно сбрызнуть её лаком для волос сильной фиксации. Делается это следующим образом: готовую сухую картину нужно положить на горизонтальную поверхность и немного сбрызнуть её лаком для волос с расстояния примерно 30 см. Важно распылять лак равномерно, иначе краска может потечь. Затем надо подождать примерно 10 секунд, пока лишняя жидкость испарится, нанести ещё слой лака. Так можно нанести несколько слоёв. Если слоёв много – картина приобретёт приятный блеск (актуально для открыток).

Когда человек увлекается правополушарной живописью, у него очень быстро появляется много работ.

Где и каким образом их можно хранить?

1. В папке с файлами – это очень удобно и сохранность работ очень высокая. Это замечательный способ хранить образцы для мастер-классов и занятий.

2. Можно приклеивать много работ на один ватман и вывешивать на стену.

3. Хорошая возможность устраивать выставки!

4. Всегда найдутся знакомые, которым понравится картина и они с радостью заберут её домой, чтобы в рамочке повесить на стену.

Правополушарное рисование рассчитано для детей 5-7 лет (хотя можно и начинать занятия с детьми 3 лет). Количество детей на занятии - 10. Продолжительность занятий 30-35 минут. Реализация правополушарного рисования осуществлялась вне основных занятий, где дети неограниченны в возможностях выразить в своих работах мысли, эмоции, чувства, настроение, раскрыть свою фантазию, раскрепоститься, снять напряжение.

Общие особенности проведения занятий по правополушарному рисованию

  • Количество человек в группе определяете индивидуально – кому-то нравится проводить занятия, когда много участников, кто-то любит более камерную обстановку. Пробуйте разные варианты, и вы найдёте комфортный для себя.
  • Можно проводить занятия в формате мастер-класса (за одно занятие рисуем одну картину) или тренинга (за одно занятие рисуем несколько картин).
  • Если за одно занятие планируется рисовать несколько картин, то удобно сначала создать фоны (пока создаёте второй фон – первый немного подсыхает), потом рисуете сюжеты.
  • Нужно постараться создать тёплую, дружественную, комфортную атмосферу. Чтобы участники могли расслабиться и получать удовольствие от рисования. Чтобы они не боялись сделать что-то "не так".
  • Много помогать участникам не нужно – исправлять работы, критиковать! Только хвалить, подбадривать, показывать, что именно хорошо получилось! Помогать только в том случае, если возникли большие затруднения. Можно направлять: напоминать о том, как правильно выполняется техника.
  • Верьте в возможности каждого участника! В каждом человеке заложен такой потенциал, о котором мы даже не представляем!
  • Во время занятий правополушарной живописью важна скорость – нужно рисовать в быстром темпе. Дети, чаще всего, рисуют достаточно медленно, получая удовольствие от процесса.
  • Введите такие правило: картины друг друга не критикуем, а отмечаем, что получилось хорошо.
  • Старайтесь уделять каждому участнику максимальное количество внимания!

Первое занятие по правополушарной живописи можно проводить таким образом:

- в начале занятия нужно познакомиться, представиться и попросить это сделать детей;

- немного рассказать об особенностях правополушарного рисования;

- эмоционально объяснить участникам, что красиво рисовать может каждый, этому можно научиться (показать свои работы);

- сделать упражнения для активизации правого полушария;

- важно настроить детей на погружение в процесс рисования, не думая о результате. Пусть получают удовольствие от рисования – и красивые картины не заставят себя долго ждать!

- во время нанесения слоя белил – поощрять детей выходить за края листа, объяснять, что пачкать подложку, стол – можно!

- показывать каждый этап работы на своём листе на планшете или на доске (напоминать, что участники могут брать другие цвета для выполнения работы, а также по-своему располагать объекты на листе);

- обязательно хвалить детей во время занятия, отвечать на вопросы;

- в конце занятия обязательно помогите детям устроить выставку картин (и обязательно фотографируйте!). Отмечайте, что у всех получились разные замечательные работы. Также будет хорошо, если вы принесёте раму для картин необходимого формата (а ещё лучше – несколько рам разного оттенка – темнее и светлее) и сразу будете показывать участникам, как будет выглядеть их картина в раме;

- получите обратную связь в конце занятия: какие впечатления, оправдались ли ожидания, было сложно или легко? Что было сложнее всего? И т. п.

Как подготовиться к занятию

Необходимо заранее подготовить материалы и инструменты для занятий. Можно просить участников, чтобы принесли всё необходимое с собой, но, как правило, для первого мастер-класса лучше предоставить обучающимся материалы.

Обязательно проверить, чтобы гуашь была свежая и достаточно жидкая (можно даже сделать её ещё немного пожиже непосредственно перед занятием).

Приготовить для участников влажные салфетки и листы для черновичков (возможно, пригодятся).

Проверить наличие воды, чтобы участники могли помыть руки после занятия.

Приготовить тряпочки для вытирания кистей.

Приготовить для себя планшет (можно вырезать из ДВП, например), к которому будет приклеиваться ваш лист для демонстрации техник.

Подготовить музыку для занятия.

Приготовить рабочее место для себя со всеми необходимыми материалами и инструментами.

Методы организации образовательного процесса

- Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.

- Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное, как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.

- На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач так же способствует частично — поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.

 - Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий.

Плюсами правополушарного рисования можно считать то, что дети учатся создавать изображения зеркально, вверх ногами; рисуют, ориентируясь на собственную интуицию.

Минусов данной техники пока не определили, хотя, пожалуй, если ребенок будет самостоятельно рисовать дома, возможна вероятность внезапного переключения своего внимания, а также отсутствие контроля со стороны педагога.

Методические пособия:

1. Эдварде Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ. обл. Б. Г. Клюйко.— Мн.: ООО «Попурри», 2000.— 256 с.: ил.

2. Эдварде Б. Ты - художник! /Б.Эдвардс; пер. с англ. - Минск: "Попурри", 2010. - 256с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по рисованию с натуры.

Способы научить "видеть", а не просто смотреть на натуру....

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по рисованию"Зимний пейзаж"

Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома)....

Учебно- методическое пособие по рисованию

Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования....

методические советы "Нетрадиционное рисование"

методические советы "Нетрадиционное рисование"...

Методическое пособие по рисованию "Приёмы рисования"

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования прои...