Кружковая деятельность
календарно-тематическое планирование по рисованию

Ольга Евгеньевна Пименова

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, начиная с самого раннего детства. Именно в это время происходит формирование базовых умений (пользоваться художественными материалами и инструментами, использовать элементарные рисовальные движения в своей изобразительной деятельности), а также появляется потребность в творческом экспериментировании и сотворчестве. Приобретая в раннем возрасте первый изобразительный опыт, в дальнейшем дети демонстрируют высокие показатели в изобразительном творчестве, работы детей отличаются оригинальностью, что позволяет говорить об их гармоничном личностном становлении. Изобразительная деятельность позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка. Учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка – оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторик пальцев рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного внимания;

- внимания и усидчивости;

- мышления;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Основная цель программы – развитие творческого воображения у детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. В МАДОУ «Сказка» введен кружок по этому направлению, который проводит воспитатель 2-ой группы раннего возраста.

Актуальность данного кружка обусловлена тем, что изобразительная деятельность является составной частью художественно – эстетической деятельности в дополнительном образовании. Наряду с другими видами искусства она формирует понятие нравственных аспектов и общекультурных ценностей.

 Нетрадиционное рисование основано на творческой  фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что – то свое, необычное – это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.

 

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей, от нас, педагогов. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности и индивидуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_risovashki.docx22.15 КБ
Файл kruzhok_risovashki_tematicheskoe_planirovanie.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Сказка» п.Приполярный

                                                                                                               Утверждаю:

                                                                        Заведующий МАДОУ д/с «Сказка»

                                                                                   ______________Н.Б.Бабаева

                                                                                     «_____»___________2021г.

                                                     ПРОГРАММА

                                                Кружковой работы

                                                     «Рисовашки»

                2-ягруппа раннего  возраста «Горошинки»  2021 – 2022 учеб.год

                                                                              Руководитель: Пименова О.Е.

п.Приполярный

Актуальность:

Актуальность данного кружка обусловлена тем, что изобразительная деятельность является составной частью художественно – эстетической деятельности в дополнительном образовании. Наряду с другими видами искусства она формирует понятие нравственных аспектов и общекультурных ценностей.

 Нетрадиционное рисование основано на творческой  фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что – то свое, необычное – это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей, от нас, педагогов. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности и индивидуальность.

Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, начиная с самого раннего детства. Именно в это время происходит формирование базовых умений (пользоваться художественными материалами и инструментами, использовать элементарные рисовальные движения в своей изобразительной деятельности), а также появляется потребность в творческом экспериментировании и сотворчестве. Приобретая в раннем возрасте первый изобразительный опыт, в дальнейшем дети демонстрируют высокие показатели в изобразительном творчестве, работы детей отличаются оригинальностью, что позволяет говорить об их гармоничном личностном становлении. Изобразительная деятельность позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка. Учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка – оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторик пальцев рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного внимания;

- внимания и усидчивости;

- мышления;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Основная цель программы – развитие творческого воображения у детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. В МАДОУ «Сказка» введен кружок по этому направлению, который проводит воспитатель 2-ой группы раннего возраста.

Цель кружка:

- познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования;

- научить детей работать с различными изобразительными материалами;

- повысить интерес детей к рисованию;

- повысить компетентность родителей детей в вопросе рисования нетрадиционной техники.

Основные задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с такими нетрадиционными техниками рисования, как пальчиковое рисование, рисование ладошками, ватными палочками, губкой, рисование крупой, печать штампом, с техникой обрывной аппликации; рисование по мокрому листу.

Развивающие:

- развивать фантазию, внимание, усидчивость;

- вызывать интерес к рисованию с использованием нетрадиционных техник и рисованию в целом;

- создавать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у детей родителей.

Воспитывающие:

- поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании изображения;

- воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

- воспитывать чувство радости от полученного результата, уверенность в себе;

- способствовать установлению партнерских отношений родителей с детьми.

Формы и режим занятий.

Кружок рассчитан на 1 занятие в неделю продолжительностью 10 минут, выбранный день – среда. Наполняемость группы – 10 человек.

Занятия кружка отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от  программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Ожидаемые результаты:

- стремление детей экспериментировать в сочетании техник нестандартного рисования с лепкой или аппликацией;

- появление новых идей и желаний пополнить мир детей интересным и увлекательным;

- эмоциональный подъем у детей и проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время;

- приобретение навыков в технике нестандартного рисования.

К концу 1 - ого года обучения дети должны знать:

- называть цвета;

- называть материалы для рисования;

- знать несколько способов нестандартного рисования4

- знать правила безопасности при работе с инструментами.

К концу 1 – ого года обучения дети должны уметь:

- проявлять фантазию;

- владеть способами нестандартного рисования;

- использовать навыки в самостоятельной деятельности;

- интерес к изобразительной деятельности.

2-я группа раннего возраста «Горошинки»

(наименование группы)

2021 – 2022 учебный год.

Ф.И.О. ребёнка

1

Бальчугова Анастасия Александровна

2

Баженова Анисья Александровна

3

Грицай Иван Романович

4

Гилев Артем Константинович

5

Иванов Иван Ильич

6

Иванова София Витальевна

7

Кариман Даниил Романович

8

Колесниченко Полина Денисовна

9

Коротков Матвей Сергеевич

10

Коткова Василиса Алексеевна

11

Митрофанова Любовь Николаевна

12

Мулюкова Кира  Валерьевна

13

Натина Дарья Витальевна

14

Рашевский Анатолий Николаевич

15

Раков Михаил Денисович

16

Саттарова Виктория Егоровна

17

Сергеев Артем Иванович

18

Хомякова Екатерина Денисовна

19

Харичкина Екатерина Игоревна

20

Федотов Александр Михайлович

21

Шлег Марианна Денисовна



Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема занятия

Задачи занятия

Материалы и оборудование,  интернет –ресурсы.

 

                                                 

Сентябрь.

 

 

1

Знакомство  с детьми.

 Пальчиковые игры.

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( пальчиковая  игра « Червячки»), развивать  интерес к пальчиковым играм, мелкую моторику пальцев рук,

игрушка  - ворона, гуашь – желтая, светло-коричневая,   темно- коричневая ;  влажные салфетки.

 

2.

 «Тучка и дождик»

Вовлекать детей  в   игровое  творчество  с  педагогом   (знакомство с Капитошкой, п/и  « Солнышко и дождик», пальчиковая   игра « Дождик тише, тише » ), формировать положительное   отношение к рисованию . Предложить способ рисования  губкой  ( тучка) и пальчиком ( дождик).  Формировать представление о синем цвете.

 

Краска – гуашь синего цвета  разведенная водой , губки,   ½ альбомного листа на каждого ребенка, влажные салфетки.

 

3

 «Солнечные зайчики»

Создать условия для хорошего настроения  детей  (  игра  с зеркалом « Солнечные зайчики », п/и  « Побегайчики – солнечные зайчики»  ). Продолжать  знакомить детей  с   миром  красок,  вызвать интерес к  рисованию  солнечных  зайчиков способом  печатания. Формировать представление о круге. Формировать представление о желтом цвете.

 

зеркало, альбомные листы ,   печатки  из картофеля, краска- гуашь желтая в мисочке.

 

 

 

4

«Яблочки  на тарелочке»

Вовлекать детей в игровое творчество с педагогом ( знакомство с  Ёжиком,   физкультминутка « Будем с ёжиком шагать » ). Продолжать формировать представление  детей о круге.  Упражнять в рисовании  кругов  способом печатания.  Формировать представление  о красном цвете.

Яблоки на тарелке красные, игрушка- ёжик, вырезанные из бумаги  круги- тарелочки, печатки из  картофеля или моркови, гуашь красная в тарелочке,  влажные салфетки.

 

 

 

Октябрь

 

 

 

1

« Вода для лягушки»

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( Сюрпризный момент – лягушка ,  танцевально- игровое творчество « Лягушки»). Продолжать учить детей пользоваться губкой как инструментом для рисования , продолжать  формировать  представление о синем цветне, развивать  интерес и положительное отношение к рисованию.

 

 

разведенная гуашь синего цвета, губки,  ½ альбомного листа, игрушечная лягушка.

 

2

« Покормим Петушка  горошком»

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( рассказывание  сказки  в сокращении « Петушок  и хитрая лиса» , развивать моторику пальцев рук  ( пальчиковая игра « Петушок»).  Продолжать формировать интерес  к  изобразительному искусству. Формировать представление о зеленом цвете.

 

Игрушки – петушок и лисичка, разведенная водой краска -  гуашь зеленого цвета, ½ альбомного листа с  нарисованным петушком  или картинкой.

 

3

« Рябинка»

Вовлекать в игровое творчество  с педагогом ( п/и « Птички в гнездышках»).   Развивать чувство композиции,  мелкую моторику рук. Упражнять в рисовании  пальчиком . Воспитывать аккуратность, внимательность.  Закреплять представление о красном цвете.

 

Игрушка – синичка, ½ альбомного листа бумаги с нарисованной веточкой рябины, красная гуашь , салфетки,   веточка  рябины.

 

 

 

4

« Листопад, листопад, листья желтые летят»

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( физкультминутка « Листопад»).   Вызвать интерес к созданию красивой осенней  композиции. Знакомить с техникой  обрывной аппликации. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

 

Иллюстрация « Листопад»,  разные листочки,   ½ альбомного листа  с нарисованным стволом дерева ,  желтые , красные, зеленые  полоски из  салфеток,  клей.

 

 

 

Ноябрь

1

 

 

 

 

« Подсолнух и ворона»

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( пальчиковая  игра « Червячки»). Формировать умение рисовать пальчиком в пределах контура (круга). Предложить детям  нарисовать  пальчиком   зернышки для вороны. Формировать представление о чёрном цвете.  Продолжать развивать интерес к  рисованию пальчиками.

 

 

игрушка  - ворона, гуашь  чёрная,  влажные салфетки,1/2 альбомного листа с нарисованным подсолнухом, 

 

2

«   Колоски для мышонка»

Формировать умение рисовать пальчиком в определенной последовательности,  развивать  интерес  к  изобразительному искусству. Воспитывать  аккуратность при работе с красками.

 

 

 

½ альбомного листа с нарисованными   стебельками ,гуашевая   светло- коричневая, влажные салфетки.

 

3

 «  Цветы  для любимой мамочки»

 

 Упражнять детей в  рисовании пальчиком.   Воспитывать  желание   поздравлять  любимых мам , вызвать у детей желание нарисовать для мамы красивую открытку с цветами.

 

 

½ альбомного листа  бумаги с нарисованной корзиной, гуашь красная и желтая,  влажные салфетки.

 

 

4

 

 

 «   Вышла курочка гулять»

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( физкульминутка « Вышла курочка гулять» ). Упражнять  в рисовании  штампами. Развивать творческое  воображение, формировать умение дорисовывать образ ( хвостик, глаза, лапки)

 

 

½ листа с нарисованной курочкой,  гуашь желтого и  красного цветов, штампы.

 

 

 

Декабрь

 

 

1

 «Зимой и летом одним цветом»

 Закреплять представление о зеленом цвете.  Учить детей правильно держать кисточку, аккуратно набирать краску, закрашивать  рисунок   сверху вниз  в пределах контура .

 

Вырезанные из  плотной бумаги  шаблоны елочек, кисточки № 6, гуашь зеленого цвета .

 

2

 «   Нарядим  ёлочку»

 Предложить детям  украсить елочку краской елочки  детей ,  маленькими  разноцветнымишариками из пластилина. Развивать моторику пальцев рук. Формировать умение,  надавливливая, прикреплять   шарик   к основе.

Раскрашенные зеленой пластилин  разного  цвета .

 

 

3

«  Пушки - хлопушки  »

Закреплять представление об основных  цветах,  умение называть  цвет  краски, знакомить со способом рисования   ватными палочками,  развивать   умение  заполнять  весь рисунок.

 

½ альбомного листа с нарисованной хлопушкой, палитра с красками ( гуашь) – желтая, красная, синяя, зеленая.

 

4

 « Коллективная  работа «  Новогодняя гирлянда  с   елочными шарами»

Создать    новогоднее  настроение, предложить детям  красиво раскрасить волшебные елочные шары  в разные цвета для новогодней гирлянды. Знакомить с техникой « Волшебное рисование». Формировать умение правильно держать кисточку. Равномерно наносить краску.

 

 

Вырезанные из плотной бумаги елочные шары с нарисованными восковыми узорами,  гуашь разных цветов, кисточки № 6.

 

 

 

Январь.   Рождественские каникулы

 

 

 

1

« Снежинки - пушинки »

Знакомить детей со способом рисования  крупой , вызвать интерес к созданию образа  пушистой снежинки, развивать творческое воображение, моторику рук, воспитывать  чувство прекрасного.

 

 

 

на мольберте зимний пейзаж и  снежинки,  манная крупа в мисочках,клей, салфетки.

 

 

2

« Волшебные картинки»

  Продолжать знакомить детей с техникой « Волшебное рисование», формировать умение заполнять весь лист – дорисовать ватными палочками снег, воспитывать  эстетическое  восприятие.

½ альбомного .листа  с нарисованными елочками восковыми мелками , гуашь синего и белого цветов,  губки, ватные палочки.

 

 

3

« Птички - невелички»

   Закреплять умение  изображать  птичек  способом – печатания,  дорисовывать хвостик, глаза, формировать творческое воображение.   

 

 

½ альбомного листа с нарисованной кормушкой, гуашь серого , желтого и черного  цветов, штампы, кисточка № 2.

 

 

 

Февраль

 

 

1

« Украшаем галстук для папы»

Предложить детям приготовить подарок для папы – украсить галстук готовыми   вырезанными   из цветной  бумаги  деталями ( треугольники , квадратики, горошки ). Учить заполнять все пространство предмета. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

 

Вырезанные из плотной бумаги галстуки, готовые детали для аппликации, клей , кисточки, салфетки.

 

2

«Украшаем чашки»

 Закреплять умение рисовать аккуратно пальчиком. Вызвать желание  украсить    чашки ( шаблоны)  узором « кружочки ». Воспитывать отзывчивость, желание помочь персонажу.

 

Вырезанные из плотной бумаги чашки , разноцветная   пальчиковая краска или гуашь , влажные салфетки,  нарисованные грустный и весёлый чайники

 

3

« Маму, папу я люблю, им сердечко подарю!»

 Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать  аккуратность, терпение,  желание готовить подарки своими руками.

 

Заготовки- сердечки,   разрезанные квадратики из красных  салфеток,  клей.

 

4

« Украсим  платочек для  Матрешки »

  Формировать  чувство границы, закреплять умение рисовать  пальчиком  ,  воспитывать чуткость к персонажу, отзывчивость.

Вырезанные из белой бумаги платочки, гуашь – синяя, зеленая  красная; влажные салфетки, игрушка Матрешка.

 

 

Март

 

 

1.

 

 

« Красные тюльпаны»

Уточнить правила рисования   ладошками – использовать краски аккуратно, не пачкать одежду и предметы. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, крепко прижимать ладошку к  листу. Воспитывать старательность.

 Картинка с изображением тюльпана, ½ альбомного листа, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

 

 

 

2

« Веточка мимозы»

 Вызвать желание поздравить маму  с праздником 8 Марта. Формировать умение рисовать ватными палочками  цветы мимозы на веточках. Развивать  эстетическое восприятие.

 

 

Веточка мимозы, ½ альбомного листа с нарисованной веточкой и листиками мимозы, краска- гуашь желтого цвета в мисочках, влажные салфетки.

 

3

«  Платье в горошек для куклы  Маши »

  Вызывать у детей интерес к украшению одежды.  Закреплять умение рисовать пальчиком.  Воспитывать аккуратность при работе с красками.

 

 

 

Игрушки – куклы  в разных платьях,  кукла Маша в платье  «в горошек», шаблоны  платьев, вырезанные из плотной бумаги,  гуашь разных  цветов, салфетки.

 

4.

«   Жар- птица »

 

Создать у детей желание нарисовать сказочный образ Жар – птицы  ладошками.  Учить дорисовывать  детали ватной палочкой .. Развивать творческое воображение.

 Иллюстрация жар - птицы, ½ альбомного листа, гуашь  желтого и красного цветов в мисочках, влажные салфетки, ватные палочки.

 

 

Апрель

 

 

1

« Море волнуется раз, море волнуется два»

Закреплять умение рисовать губкой. Формировать   умение рисовать по мокрому листу. Формировать готовность детей рисовать  волнистые линии,  развивать творческие способности.

½ альбомного листа  бумаги,  гуашь синяя, голубая и зеленая,  губки, кисточки №2,   влажные салфетки.

 

 

 

 

2

« Медузы»

Формировать умение  детей  рисовать ладошками,  учить дорисовывать образ,  ориентироваться на листе бумаги , развивать творческое воображение.

 

 

Гуашь разных цветов в мисочках, кисточки №2,  влажные салфетки. 

 

 

 

« Рыбки»

 

 

 

Вовлекать в игровое творчество ( пальчиковая  игра « Рыбки» ). Закреплять умение закрашивать равномерно рисунок,    украшать    точками , кружочками , полосочками ( по  желанию детей), используя различные инструменты.

 

Шаблоны рыбок, палитра с гуашью  разных цветов, ватные палочки, кисточки  №2,  губки, штампы.

 

4

 « Пасхальные  сувениры» 

Вызвать  у детей желание украсить пасхальные яйца, используя  знакомые приемы.  Воспитывать инициативу, самостоятельность, уверенность.

 

 

Шаблоны  яиц, палитра с гуашью  разных цветов, ватные палочки, кисточки  №2,  губки, штампы.

 

 

 

Май

 

 

1

«Бабочка -красавица »

Вовлекать в танцевально - игровое творчество с педагогом (  « Бабочки  летят»). Закреплять  умение рисовать  по мокрому листу,  пользоваться губкой, дорисовывать рисунок,  развивать  творческие способности, воспитывать инициативу.

 

 

 

 

Палитра с красками,  вырезанные из плотной бумаги бабочки, кисточки № 2, губки, стаканчики с водой, салфетки.

 

2.

«  Спрячем жука в траве»

 

 Вовлекать детей в игровое творчество с педагогом ( сюрпризный момент – жук прилетел) Упражнять детей в рисовании прямых  коротких линий – трава.  Правильно держать кисточку,  ориентироваться на листе бумаги.

 

Жук из пластилина на палочке,  краска-гуашь зеленая и желтая, кисточки №2, стаканчики с водой.

 

3

«  Носит  одуванчик желтый сарафанчик»

 

 Учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, упражнять в  рисовании  одуванчиков   способом печатания,  вызвать желание дорисовать рисунок, воспитывать умение радоваться своему рисунку; развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.

 

 ½ альбомного листа, гуашь зеленого, жёлтого цветов, штампы, кисточки, на ковре  круги с одной стороны зеленого цвета, с другой – жёлтого.

 

 

4

 «Облачко на стебельке»

 

 Продолжать  формировать представление об одуванчике : « Подрастет, нарядится в беленькое платьице». Создать желание нарисовать  одуванчик похожий на облако, используя ватные палочки.  Развивать творческие способности.

 

½ альбомного листа голубого цвета, гуашь белая, зеленая,  кисточки № 2, салфетки, ватные палочки.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...