Творческий проект «Матрёшка - русская душа» (для детей старшего дошкольного возраста)
проект по рисованию

Современных детей трудно чем-либо заинтересовать. Они прекрасно владеют компьютером, играют на планшете во всевозможные игры, ориентируются во всех опциях айфона. Игрушки, которыми в детстве играли их родители, уходят на второй план, отдавая пальму первенства всё новым и новым гаджетам. Но всё-таки наших детей можно увлечь. Их глаза загораются, когда они смотрят на старинные вещи, предметы, игрушки. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством рзвития и формирования у них духовности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matryoshki.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Творческий проект

«Матрёшка - русская душа»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовили  Олейник О.Г. ,

учитель-логопед,

Мальцева М.С.,

педагог дополнительного образования

г. Покачи

Вид проекта: творческо - исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Возраст детей: 6-7лет.

Участники проекта: учитель-логопед, педагог дополнительного образования, дети, родители.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Актуальность:

 Современных детей трудно чем-либо  заинтересовать. Они прекрасно владеют компьютером, играют на планшете во всевозможные игры, ориентируются во всех опциях айфона. Игрушки, которыми в детстве играли их родители, уходят на второй план, отдавая пальму первенства всё новым и новым гаджетам.

Но всё-таки наших детей можно увлечь. Их глаза загораются, когда они смотрят на старинные вещи, предметы, игрушки. Такие яркие и самобытные, такие исконно русские. Воспитывая детей, необходимо прививать им чувство патриотизма, любовь к традициям своего народа, уделять внимание духовному формированию личности, развитию познавательных  и творческих способностей  ребёнка. Русская игрушка-живая память народа. Она развивает эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством развития и формирования у них духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщение к традиционной  русской народной культуре.

  • Дать первичные представления о русской народной игрушке;
  • расширять знания детей об изготовлении матрёшки;
  •  формировать основы этнической культуры на основе творческой деятельности;
  • развивать нравственную ценность личности,  ее художественно - творческий потенциал;
  • развивать речь  дошкольников средствами малых форм фольклора;
  • создание условий для реализации проекта:
  • создание условий для творческой самореализации детей для освоения некоторых художественных элементов росписи Матрёшки.

Предварительная работа:

1. Пополнение и подбор материала для реализации проекта;

2. Экскурсия в библиотеку «Русская матрёшка»

3. Просмотр мультимедийной презентации «Какой русский сувенир покорил уже весь мир»

4. Разучивание стихотворений, русских народных песен, скороговорок, частушек.

5. Изготовление альбомов: «Русские народные игрушки», «Шутки- прибаутки о русской Матрёшки»

6. Беседа с родителями о содействии в подготовке проекта

8. Подбор материалов для родителей.

9. Сбор и оформление наглядного материала.

Ожидаемый результат:

1. Дети и их родители  познакомятся с народным творчеством и традициями, узнают историю создания матрёшки

2. Проект позволит расширить знания о культуре русского народа.

3. Дети научатся расписывать матрёшку.

 4. Активизируется  позиция родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Критерии результативности:

- Активное участие детей  в поиске полезной информации.

- Количество интересной и полезной информации, найденной детьми совместно с родителями.

- Эмоциональный отклик ребёнка на результат своего творчества.

Методы, оценки результативности:

Беседы, творческие задания, анкетирование.

Форма презентации и отчётности:

Показ презентаций по теме.

Выставка детских работ.

Интегрированное занятие «День рождения Матрёшки».

Этапы работы:

1 этап: подготовительный

 Ставим перед детьми в игровой форме задачи.

 Формулируем проблему, цель проекта и формы для его защиты

 Подбор методического материала, литературы по данной теме.

2 этап: практический (Или этап реализации проекта.)

 Проводим запланированные мероприятия.

 Решаем основные задачи:

Знакомимся с историей матрёшки, с видами росписи семёновской, полхов-майданской,    загорской матрёшек, разучиваем малые формы устного народного творчества.

- У уточняем источники сбора информации;

- Учимся работать с предметами для достижения цели;

- Изучаем художественные элементы росписи , орнаменты

3 этап: итоговый.

Итоговое мероприятие – творческая мастерская по  изготовлению и росписи матрёшек «Матрёшка своими руками»,

 Обобщение результатов работы;

План проекта «Матрёшка - русская душа»

Области интеграции

Формы работы с детьми

Тема, содержание

Социально –коммуникативное  развитие

Беседа

Постановка проблемного вопроса (обсуждение с родителями и педагогами)

Художественно - эстетическое развитие

Слушание

Творческое домашнее задание

фольклорные произведения о матрёшках

 Изготовление с родителями семейной матрёшки.

 Рассматривание альбома с педагогом по изодеятельности «Роспись деревянной куклы».

Физическое развитие

Знакомство с подвижными играми.

Подвижные игры: хороводная песня-танец «Матрёшка - матрёшечка», «Матрёшки и карусели», «Найди платочек».

Познавательное развитие

беседа

«Такие разные матрёшки»

Художественно -  эстетическое развитие

НОД  (рисование,  лепка, аппликация, лепка из солёного теста)

«Матрешка», « Пёстрый сарафан»,

«Загорские узоры».

 

Социально –коммуникативное  развитие

презентация

«Какой русский сувенир покорил уже весь мир».

 

Социально –коммуникативное  развитие

Интегрированное занятие

«День рождения матрёшки»

Познавательное развитие

Экскурсия в библиотеку

«Русская матрёшка»

Художественно - эстетическое развитие

Творческая мастерская

«Матрёшка своими руками»

 

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы на темы: «Такие разные матрёшки», «Путешествие из Японии в Россию», «Авторы русской матрёшки», «Символ России»

2. Чтение художественной литературы:

3. Художественно-творческая деятельность:

  • НОД (аппликация) «Пёстрый сарафан».
  • НОД (рисование) «Матрёшка»
  • НОД (лепка из солёного теста) «Загорские узоры».
  • Выставка рисунков и подделок на тему: «Русская красавица».
  • Оформление страницы в коллективном альбоме «Такие разные матрёшки» (родители совместно с детьми).
  • Рассматривание альбома «Роспись деревянной куклы».
  • Рассматривание иллюстраций к частушкам, песенкам, стихотворениям о матрёшках.

 4. Игровая деятельность:

        Подвижные игры: хороводная песня-танец «Матрёшка-матрёшечка», «Матрёшки и карусели», «Найди платочек».

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери головной убор», «Весёлые матрёшки».

5. Экскурсии: экскурсия в городскую библиотеку тема: «Русская матрёшка»

6. Методическое обеспечение:

Подбор методической и художественной литературы.

7. Изготовление тематической  папки:

«Весёлые матрёшки»

Интегрированное занятие «День рождения Матрёшки».

Формы работы с родителями:

Консультации:

«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

«Роль родителей в возрождении русских традиций».

Изготовление альбомов: «Русские народные игрушки», «Шутки – прибаутки о русской Матрёшке».

Творческая работа детей и родителей «Семейная матрёшка».

Рефлексия:

Таким образом, проведя последовательную, плановую работу, дети расширили свой кругозор, получили представления о  том, как появилась матрёшка в России, кто был автором чудесной куклы, узнали о различных техниках росписи матрёшек в разных регионах, познакомились с малыми формами УНТ.  Ребята  научились делать матрёшек и расписывать их. Особенно понравилась семёновская матрёшка, она привлекла воспитанников своей самобытностью и ярким цветочным орнаментом.

Цель и задачи проекта реализованы. Итоговое мероприятие – творческая мастерская по  изготовлению и росписи матрёшек «Матрёшка своими руками», изготовление, альбомов: «Русские народные игрушки», «Шутки - прибаутки русской Матрёшки» - выполнены.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Зимнее окно»

Задачи:Учить создавать коллективную композицию из вырезанных фигурок детей на зимней прогулке.Показать возможность создания снегирей, снеговиков и снежного пространства из ваты.Расширять представления...

Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку»

Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку» В.  а.  сухомлинский:«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ...

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Автор-составитель: Кузнецова Н.В., воспитатель Данный проект использование художественной литературы в театрализованной деятельности содержит методические рекомендации, практический материал. Рек...

Практико - творческий проект «Всему свое время» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель проекта: Развитие интереса к истории возникновения различного вида часов  расширение представления о содержании музейной культуры....

Творческий проект по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Сине – голубое чудо»

Актуальность: Культуру России   невозможно   представить   себе   без   народного   искусства, которое  раскрывает   истоки...

Конспект итогового мероприятия в рамках познавательно-творческого проекта «Слава русской старине» для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятие строится на полученных знаниях и умениях дошкольников о Родине, русских  традициях, жизни в  старину. Используется музыкальный материал: народные песни, игры, забавы, игра на нар...

Проект "Березка русская моя" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Развивать у воспитанников познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания о родном крае....