Конспект занятия по рисованию "Сказочная Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Навроцкая Наталья Юрьевна

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». К. Д. Ушинский

       Занятие направлено на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. С другой стороны на привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое влияние на развитие личности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_nar.tor_.docx363.56 КБ
Office presentation icon elementy_rospisi.ppt2.91 МБ
Файл zanyatie_skazochnaya_gzhel.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

ae2673b59b2e.jpg23633096_1209196174_006dimka.jpg90333662_large_2d7641d1a5f6.jpge0f9e5efc802.jpg

Выполнила воспитатель детского сада «ТЕРЕМОК»

Навроцкая Наталья Юрьевна

       Проблема для детей.

           В наше  неспокойное  время, полное  противоречий и тревог, когда  привычными  стали  слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» я всерьез  задумалась  о том, какими  вырастут  нынешние  дошкольники. Не  получим  ли  мы  в их лице «потерянное  поколение», не  имеющих  нравственных  ценностей? Как  быть  мне, педагогу, чтобы  этого  не  произошло? Может,  стоит  оградить  наших  дошколят  от  сложностей  окружающего  мира, создать  для  них  свою «мягкую  среду», или, наоборот, пусть  слышат  и  видят  все, что  происходит  вокруг, авось, да и закалятся.

         Я думаю, выход в том, чтобы с самого  раннего  возраста  научить  детей  доброте, терпению, умению помогать  другим, то  есть  воспитать в них  те  нравственные  качества, которые  и у многих  взрослых  отсутствуют. Говорят, если есть доброта, чуткость, добропорядочность, значит человек состоялся. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать  в них нравственность.

        Я  предлагаю  познакомить  детей с нашими традициями – русскими  народными  традициями, воспитать  их  на  материале  истории  нашего  народа. А для  этого  нет  лучшего  пути, чем  знакомство с народными  промыслами  России, мастерством  народных  умельцев и русским  фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.  

      Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством я предлагаю через разные виды деятельности.

  • Для развития речи – изделия народных промыслов - дают богатый материал. С помощью их можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрешка), придумывать сказки.
  • Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
  • Изобразительная деятельность. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей.
  • Математика. В узорах декоративных росписей соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, четность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
  • Музыка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

      Таким образом, задачи, поставленные мной, основаны на интеграции различных видов деятельности: художественно – речевой, игровой, изобразительной, театрализованной.

В своей работе я выделила два направления:

  1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства. Формирование детского декоративного творчества.
  2. Работа с родителями.

 Главными  задачами  своей   работы  я  считаю следующее:

  • Формирование  у  детей эмоциональной отзывчивости  и интереса к предметам народного искусства; понимания  его особенностей; различать  стили  наиболее известных  видов декоративной  живописи (Дымковской, Гжельской, Хохломской и др.)
  • Формирование  у детей  желания  заниматься подобной  деятельностью  по  предложению  взрослых  и в самостоятельной деятельности.
  • Формирование  обобщенных  знаний  и  соответствующих  изобразительных  умений:

- освоение  детьми  характерных  элементов, колорита, композиции, узоров  той  или  иной  росписи;

- умения  создавать  выразительные  узоры на  бумаге  разного  формата;

- воспитание  чувства  ритма, формы, симметрии.

  • Воспитание  активности, самостоятельности, инициативы и творчества при  создании  выразительных  узоров.

       В ходе занятий использовались следующие методические приемы: игровой прием (внесение игрушки, создание сюжета); создание проблемной ситуации; проблемные вопросы; работа в паре, коллективная работа, работа подгруппами; организация самой работы: стоя, сидя за столами, на полу; положительная оценка детских работ; связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров; сравнение двух элементов узора; использование движения руки в воздухе; упражнение в начале занятия; использование фланелеграфа; называние элементов узора, действия при его воспроизведении; взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации; использование разных видов оценок: приз, сюрприз, словесная оценка, аплодисменты; неторопливый темп занятия, предоставление ребёнку для обдумывания ответа; активности детей содействуют правильное ведение диалога (вопрос задаётся всем; отвечающему дается указание говорить громко, ясно, чётко; осуществляется индивидуальный подход к детям с низким уровнем развития речи; контролю за речью отвечающего привлекаются все, дополнение ответов); оценочные вопросы (Что тебе нравится?); косвенные приемы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание.

       По каждому виду росписи проводилась работа согласно такой последовательности:

  • Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.
  • Оформление полки красоты (один предмет, например, дымковский индюк), несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т. д.), сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).
  • Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно – прикладного искусства.
  • Интеграция занятия по лепке, декоративному рисованию, аппликации.
  • Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».
  • Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования (использование трафаретов).

      Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

«Сказочная Гжель»

Конспект занятия для подготовительной  группы детского сада.

Цель: расширять знания детей о гжельской росписи.

Программное содержание: Продолжать учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла: колорит росписи, элементы узора. Закреплять навыки рисования всем ворсом  кисти главные элементы узора  - капельки, бутон, цветы, листья и орнаменты, и концом  тонкой кисти     - веточки, точки, линии, завитки. Развивать творчество, эстетический вкус. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

Предварительная работа: Беседа с детьми об истории гжельского промысла, рассматривание иллюстраций с изображением гжельских узоров, изделий, рисование гжельских узоров.

Методы и приёмы:

  • Словесный метод – чтение стихотворений, прием в форме вопросов и ответов.
  • Наглядный метод  - рассматривание гжельской посуды.
  • Игровой метод – дети попадают в сказку и отгадывают задачки;  дидактическая игра «Каждое изделие в свой город».
  • Практический метод – рисование детьми гжельской посуды.

Материал и оборудование:  гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, заготовки  посуды из белой бумаги, слайдовая презентация «Сказочная Гжель», аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, посылка, предметы народного творчества: хохлома, дымка, городецк, гжель.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений.

     Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мамоново, детский сад  «Теремок», детям подготовительной группы «Непоседы».

Кто же нам ее прислал и что в ней? Откроем посылку? Давайте откроем её и посмотрим, что в ней. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки». Славно трудились люди на Руси. А как умели веселиться, плясать после работы! «Сделай дело - гуляй смело». А знаете ли вы изделия народных мастеров? Сможете ли вы мне помочь?

Воспитатель: (достает из посылки барышню и индюка)

Как хороша – эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

          Посмотрите, пышный хвост

          У него совсем непрост-

          Точно сказочный цветок.

          А высокий гребешок

          Красной краскою горя,

          Как корона у царя...

Воспитатель: А теперь обратите внимание на эти игрушки. Какой росписью они расписаны?

Дети: Дымковской.

Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Если посмотреть на узор: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…. Зато краски яркие – малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. Каждый цвет соперничает с другим. И поэтому, пёстро, весело от такого хоровода красок!

Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска (воспитатель достает из посылки  доску, расписанную городецкой росписью).

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука!

Воспитатель: Ребята, какой росписью расписаны доски? (Городецкой).

Воспитатель: Правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение. Важная часть Городецкой росписи – умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

Воспитатель: Из чего делают городецкие мастера свои изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А теперь, ребятки, вам еще одна загадка! (воспитатель достает солонку, расписанную хохломской росписью)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

 А, вот, ребята посмотрите и расписные деревянные (стучит в ложки) ложки. А они, какой росписью расписаны?

 Дети: Хохломской.

Воспитатель: Правильно. Хохломской росписью расписывают не только ложки, но и деревянные миски, вазы, солонки и даже мебель: сиденья, стулья, полочки.

Воспитатель: А теперь, ребята, слушайте внимательно следующую загадку! (воспитатель достает из посылки тарелку, расписанную гжельской росписью)

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми.

Дети: Это гжель.

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

П.Синявский

Воспитатель: Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато – синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.

Воспитатель:

Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров.

Давайте поможем расставить все по своим местам.

Игра «Каждое изделие в свой город»

Воспитатель: Молодцы ребята как хорошо вы различаете изделия народных промыслов.

 

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на волшебный сундучок, он появился из сказки (воспитатель достает из посылки сундучок).

 Ребята, а вы любите сказки? Этот сундучок поможет нам перенестись в одну из волшебных сказок. Подойдите, положите руки на сундучок и сосчитайте до трех.

Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Закрыли глазки, глазки открываются, сказка начинается (просмотр презентации «Синь России»).

Слайд 1,2

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве.

В тихом Подмосковье речка Гжель бежит.

Слайд 3

Вдоль этой речушки деревенька стоит.

Резные оконца на крыше конёк, 

Слайд 4

Из чистого колодца водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Слайд 5

Умельцы в той деревеньке живут. 

Слайд 6

Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.

Слайд 7

Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.

Слайд 8

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Слайд 9

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Слайд 10

Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Слайд 11

Белый чайничек из Гжели вам запомнится навек.

Неужели – неужели это сделал человек?!

Слайд 12

Из этой чашки с розами.

Ты выпей чудный чай.

Слайды 13, 14

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.

Слайд 15

Вазы

Слайды 16,17

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Слайд 18

Кувшины и квасники

Слайды 19,20

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Слайд 21

Маслёнки и сахарницы

Слайды 22, 23

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Слайд 24

Набор для специй и салфетницы

Слайды 25, 26

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Слайд 27

Супницы, салатницы.

Слайд 28

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Слайд 29

 Её трава шелковая,

Её цветы весенние

 И мастерство волшебное

Достойно восхищения      

Слайды 30,31              

Животные и птицы

Невиданной красы.

Гжельские узоры приятно рассматривать. И теперь гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде.

Слайд 32

 Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой.

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила.

Кисть мастера на платье

Легко перенесла.

Слайды   33,34,35,36,37,38,39,40  

         На постельном белье и даже в интерьере. (Показывать детям фотографии). Посмотрите как красиво!

 Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая … (Гжель)

Воспитатель:
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.

Исполнение хоровода “Гжель”.

Хоровод.

1. Что случилось? Бело вокруг.
Лишь голубые цветы встали в круг.
Синий цвет и белизна…
Это Гжель к нам пришла. 2 раза.

2.Белое поле, цветок голубой,
Как хорошо мне рядом с тобой.
Синяя речка, берёза бела…
Ой, до чего же ты, Русь, хороша 2 раза

3. Белая глина, белый фарфор,
Синяя краска, синий узор.
Это ты, Гжель, родная моя.
Спасибо, что к нам ты пришла! 2 раза.

Воспитатель:Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споём частушки.

Дети исполняют частушки.

1 ребенок.

Юбку белую надела,
Синю ленту заплела,
Вот какая стала я –
Полюбуйтесь на меня!

2 ребенок.

На окошке два цветочка
Синенький да беленький.
Когда, мама, подрасту,
Подарю их миленькой!

3 ребенок.

Я в окошко смотрю 
На берёзку и ель
Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию в Гжель.

4 ребенок.

Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру – не беда!
Ох, посуда хороша!

На столе, в центре лежит чайник, расписанный гжельской росписью, а вокруг готовые белые трафареты блюдец и кружек.

Воспитатель: Есть тут и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте вспомним основные элементы росписи.

Просмотр презентации «Элементы росписи»

Воспитатель:  Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? ( Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Какой кисточкой и как будем рисовать узор в середине посуды?

 А тонкой кисточкой? (Прорисуем края узоров и орнамент по краям)

Воспитатель:

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета  у вас есть?  Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать?

Дети: Смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Воспитатель: Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток.  (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

 Воспитатель: Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Воспитатель: Но к работе могут приступить только настоящие мастера, а для этого нам нужно приготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

  Наши синие цветы распускают лепестки, (поднимают руки вверх)

  Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (качают руками и пальчиками в стороны)

  Наши синие цветы закрывают лепестки,

  Тихо засыпают, головой качают (приседают, сжимают пальцы в кулак)

Воспитатель: Мастера скорей за дело

Украшать посуду смело

Составляй гжельский узор

Чтобы радовал он взор.

Сейчас вы станете  Гжельскими мастерами и распишите посуду гжельскими узорами.

Приступаем к работе.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Воспитатель:  А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

Звучит тихая музыка «Незабудковая гжель»

  Итог занятия:

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей.

Воспитатель: Гжель - посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор –

Оторвать не в силах взор.

Ребенок: Ой, вы, гости дорогие,

У нас кружки, блюдца расписные,

Рисовали их, старались.

Показать вам собирались.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цветовое решение Белый Голубой Синий

Слайд 2

«Капелька»

Слайд 3

«Капельки»

Слайд 4

Элементы узора: «бордюры»

Слайд 5

бордюры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие «Сказочная гжель»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Сказочная Гжель»

  Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.·  Продолжать знакомить дете...

Конспекты занятия по народному промыслу "Гжель"

Конспекты занятия по народному промыслу "Гжель"...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Сказочная гжель"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ» НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ)     Конспект занятия по рисов...

конспект занятия по теме "Гжель"

конспект занятия по теме "Гжель" открытое занятие по данной теме для подготовительной группы...

Конспект занятия по изодеятельности "Гжель"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративно - прикладное творчество....