конспект занятия по теме "Гжель"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Даньялова Наталия Равильевна

конспект занятия по теме "Гжель" 

открытое занятие по данной теме для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ОСШ "Город Солнца"

Московская обл.Мытищинский район

пос.Нагорное. Ул. Центральная

 Конспект    занятия

  в образовательной области

 «Художественно-эстетическое развитие»»

в подготовительной группе по теме:

« Гжель»

        

подготовила воспитатель

Даньялова Наталия Равильевна

2019


                                                    Модель НОД

 Образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: Подготовительная группа

 НОД: Лепка

Тема: Гжель

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Учить передавать в лепке характерные особенности керамических изделий из гжели и  цветовую гамму  керамики. Узнавать предметы данного промысла по особенностям росписи.

Образовательные задачи продолжить знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).

вызвать интерес детей к народному творчеству. Познакомить детей с народным промыслом.

Развивающие задачи:  продолжать  развивать декоративное творчество детей; формировать умение выделять части чз целого, анализировать  процесс лепки, (что будем лепить сначала, что потом, какими элементами будем завершать игрушку,)   Учить создавать узоры по мотивам народных росписей.

Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида, разнообразной формы, силуэта.  Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие , творчество и фантазию.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес гжельской керамике и малым формам. Воспитывать любовь к родине, через познание народного творчества, воспитывать интерес к культуре народа. Умение оценить красоту малых форм.

Словарная работа:  Гжель, керамика , промысел, ярмарка,

           Наглядный материал: керамические изделия гжельской керамики вазы,                         статуэтки: сувениры-игрушки; презентация «Гжель"  ,ноутбук, проектор,                         картинки «         Гжель», музыка народная

Раздаточный материал: пластилин белого, голубого и синего цветов, стеки,   дощечки.

Предварительная работа:  чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок.  

Рассматривание гжельских  керамических изделий , оценка их размера , форм, видов, цветовой гаммы, узоров украшающих керамик.

Просмотр видео материала о создании керамики гжельскими мастерами.

Обсуждение этапов создания керамики (лепка сушка, обжиг ,отбеливание, роспись)

Ожидаемый результат: Проявлять у детей творческие способности, уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, уметь выполнять работу по заданному алгоритму.

Содержание организованной образовательной деятельности:

Оборудование:  интерактивная доска для использования слайдов  с фотографиями гжели  и ее разных видов,  и видеоматериала о лепке изделий из глины

Ход занятия 

Кнам по почте пришла посылка. Давайте посмотрим, что там?  воспитатель открывает коробку и достает чайник и чашки из гжельской керамики.
_Для чего эти предметы?  (для чаепития)

На Экране картинка гжельской керамики.

  Воспитатель  читает стихотворение. стихи про гжель

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Вот, смотрите, «Рыба – кит»,

А под ней вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

Здесь две барыни сидят,

Пьют чаёк и говорят,

-Да сегодня  мы с вами встретимся  с гжельской керамикой.

-Какие   изделия  еще  вам знакомы?

(чашки, чайники, кувшины, тарелки,  статуэтки)

Воспитатель  напоминает детям о промысле: 

Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель». 

-Давайте вспомним с вами как люди  готовились к работе  над  керамикой

-Давайте рассмотрим чайник  который прислали нам по почте.

- Какие части чайника мы с вами видим? (корпус,  носик , ручка , крышка

 

  -Давайте рассмотрим  элементы росписи гжельской керамики (просмотр слайдов)

( Дети рассматривают слайд  , и называют элементы) сновные приемы и элементы гжельской росписи:

  • Ситчик. Берется кисть с длинным тонким ворсом, задействуется в работе только кончик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи.
  • Китайский мазок. На кисть можно набирать сразу два цвета (либо один, но со стягиванием по ворсу). Элементы прорисовываются кистью неотрывно, потому цветовая насыщенность по поверхности плавно угасает.
  • Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, изначально синий с белым берется в нужных, просчитанных пропорциях, регулируется количество краски на ворсе. Синяя область во время движения кисти всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая служит ее ореолом, рассеивает свет.

Искусству знаменитой росписи учатся и сегодня

( Элементы росписи  Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, цветы и веточки, горошины и точки.  Точки в круге или чередующиеся точки с кругом.  гжельская керамика – изделие ручной работы(росписи. )

Воспитатель делает акцент , что каждое изделе не повторимо, потому, что расписывается в ручную – создание одного мастера. Изготовление керамики  от лепки и до росписи – процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждое уникально, единственное и неповторимое.

Вот и мы сейчас превратимся в мастеров и будем  делать  чайники как гжельские мастера

Но сначала нужно размять наши пальцы.

Физ минутка(пальчиковая гимнастика). Маленькие птички,                 (сжимаем и разжимаем кулачки)
Птички-невелички,
По лесу летают,                           
Песни распевают.                 
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (
руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло            (
соединили пальцы в "замок")
Там не тронет их никто.

  Работа с детьми

Организационно поисковый момент. Необходимо  подумать каким способом нужно вылепить  корпус чайника. Вспомнить какие приемы можно использовать в лепке (примазывание, прищипывание, вытягивание)

- На какие части нужно разделить пласт пластилина? .

-Для каких частей  можно использовать большой кусочек?

-Какой формы нужно сделать носик, какой прием для его лепки нужно использовать?

- Как  вылепить крышечку ?

-Какие цвета нужно использовать для создания узоров на чайнике?

 (что будем лепить сначала, что потом, какими элементами будем завершать игрушку,)  

Непосредственная деятельность детей  под контролем воспитателя и, при необходимости помощь  воспитателя.

Рефлексия.

Дети рассматривают получившиеся   изделия,

 оценивают  по аккуратности выполнения, по сходству цветовой гаммы с образцом,    по правильности форм. Дети  высказывают свое мнение о работах.

Создается выставка игрушек  вылепленных детьми.

-Все наши мастера молодцы, можно наши работы отправлять на ярмарку

Воспитатель обращает внимание еще раз на тот факт, что все работы мастеров индивидуальны. Нет повторяющихся работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...