«Правополушарное рисование как основа развития творческих способностей дошкольников».
учебно-методический материал по рисованию

Рудаева Елена Ивановна

Наша эпоха - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Ни для кого не секрет, что современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления детей.

Успешная личность в современном мире должна обладать гибким продуктивным мышлением и развитым активным воображением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii_2022.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СЕМИЦВЕТИК»

«Правополушарное рисование

как основа развития творческих способностей дошкольников».

 

Выполнила воспитатель:

Рудаева Е.И.,

ВКК

                                               

Семилуки,

2022 г.

Наша эпоха - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Ни для кого не секрет, что современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления детей.

Успешная личность в современном мире должна обладать гибким продуктивным мышлением и развитым активным воображением.

Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе, поэтому обращение к этой проблеме специалистов дошкольной педагогики обоснованно и актуально.

В развитии творческих способностей огромную роль играет изобразительная деятельность, так как именно здесь имеются большие возможности для развития воображения.

Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на инновационные методы рисования.

В настоящее время педагогов дошкольных организаций сложно удивить относительно различных инноваций и технологий. Интернет-ресурсы позволяют следить за всеми новшествами. Возможно, техника, о которой я хочу рассказать, не является для кого-то инновацией, наверняка, кто-то уже эффективно применяет ее с воспитанниками своего дошкольного учреждения. Я же лишь недавно познакомилась с ней и теперь планирую активно применять данную технику в работе со своими дошколятами. Речь идет о правополушарном рисовании.

Актуальность:

             Правополушарное рисование – метод, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга, который  не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.

При работе в технике правополушарного рисования «художник видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину, игнорируя мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть.

Новизна:

Методика правополушарного рисования (ППР) основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, который доказал, что правое и левое полушария человеческого мозга отвечают за  разные виды деятельности. Левое – за логику и аналитическое мышление, а правое – за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета.

Суть методики в том, чтобы во время рисования избавить человека от анализа своих действий, чтобы активировать способности правого полушария, чтобы раскрыть его творческий потенциал. Он не должен задумываться о том, как нарисовать какой-либо предмет, с чего начать, какие кисти и цвета подходят. В итоге он создает рисунки, на которые прежде не был способен.

Благодаря специальным техникам правополушарного рисования, которые были разработаны выдающимся психологом, профессором изобразительно искусства Бетти Эдвардс левое полушарие отключается (снижается его активность), а правое полушарие активнее включается в режим творчества.

Хочется заметить, что для взрослых людей отключить левое полушарие намного сложнее, но именно оно мешает творить, напоминая нам, что "все это так сложно", "художники учатся годами, имея талант с детства," и что, наверное, "нужно соблюдать пропорции". А вот ребенок, особенно маленький, еще не «испорчен» подобными внушениями, он смотрит на педагога и пытается творить, и у него это получается!

Цель ППР:

Развитие творческих способностей детей через погружение их в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.

Задачи ППР:

  • учить ребенка видеть контуры, вместо фигуры, видеть перспективу и соотношение предметов, видеть работу света и тени, собирать отдельные элементы в целостное восприятие;
  • учить использовать образно-выразительные средства для решения творческих задач;
  • учить использовать в работе  кисточку  в разных формах («распушение», «сплющивание», рисование концом  кисти) в зависимости от сюжета рисунка;
  • закреплять знания теплых и холодных тонов;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать воображение, мышление, творческий потенциал, творческое самовыражение, художественный вкус;
  • развивать коммуникабельные способности;
  • воспитывать у детей желание к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию, умению доводить работу до конца;
  • воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству.

Методы и приемы ППР:

Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно оригинальность непонятность этих упражнений помогает отключать логику.  Используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и много чего, что кажется, на первый взгляд, полной ерундой позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии. Правостороннее рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. Одно из самых действенных упражнений - копирование перевернутых контурных рисунков. Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа. Благодаря специальным упражнениям человек входит в «П-режим». Во время него работа левого полушария прекращается. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает.

Метод правополушарного рисования включает в себя набор разных упражнений, которые позволяют настроиться на творчество и дают свободу рисовать не так как «правильно», а просто включить свои способности и интуицию в процессе создания рисунка.

Базовые приемы и упражнения:

  • перевернутый рисунок (такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве — линиях, света и тени, цветах);
  • зеркальное рисование (оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя такую работу двумя руками, ребенок задействует сразу два полушария, что улучшает работу всего мозга);
  • рисование двумя руками одновременно ();
  • кинезиологические упражнения, направленные на развитие  умственных способностей;
  • музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки.

Метод правополушарного рисования позволяет:

  • проявить индивидуальность;
  • отключить анализ деятельности;
  • избавиться от внутренних преград;
  • упростить творческий процесс;
  • обрести внутреннюю гармонию;
  • раскрыть творческие способности.

Правила  занятий  с  ребёнком:

Начиная занятие с детьми, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком;
  • никогда не говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира;
  • не навязывать свои символы и свое видение.

Материалы и оборудование для ППР:

На занятия правополушарной живописью потребуются

  • гуашевые краски разных оттенков,
  • качественные кисти разной толщины,
  • баночки-непроливайки,
  • палитра,
  • много бумаги,
  • влажные и бумажные салфетки,
  • ватные палочки,
  • губки.

На начальном этап педагог знакомит обучающихся с красками. Детям предлагается рисовать пальцами, трогать кисти, чувствуя их толщину и размах. Сначала это вызывает замешательство, но затем ребенок полностью вовлекается в процесс рисования.

Затем мы переходим к упражнениям по созданию фона будущих картин. Существует несколько приемов создания фона: горизонтальный, круговой, радужный, вертикальный и смешанный.

Далее происходит знакомство с приемами правополушарного рисования. Их несколько:

Правополушарное рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – логику следует отключить. В остальном никаких правил нет, в этом и отличие правополушарного режима от классического.

На занятиях по правополушарному рисованию мы часто с детьми обращаемся к таким темам, как: деревья (сосны, елки, цветущая ветка яблони или вербы), полевые цветы (маки, ромашки, васильки, одуванчики), букеты цветов к празднику, отражение в воде. Как правило, у детей все это не вызывает затруднения. Так как все техники изображения просты.

В процессе создания рисунков главная задача взрослого – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Нельзя говорить ребенку, что он рисует неправильно, не нужно навязывать свои символы и свое видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.

Из собственного опыта могу сказать, что дети полюбили правополушарное рисование и используют его с большим удовольствием. Данный инновационный метод в области художественно – эстетического развития учитывает возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраста, способствуя развитию у них творческих способностей.

Ожидаемые результаты

Благодаря освоению данной техники рисования, гарантирована гармонизация работы обоих полушарий головного мозга ребенка.

Помимо этого, его творческий потенциал раскроется полностью, и он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов, с легкостью переключаться с левополушарного режима в правополушарный. Приобретая такой навык, каждый ребенок может им воспользоваться при необходимости в дальнейшем.

Интернет-ресурсы:

http://berezka17kirishi.ru/kineziologicheskaya-gimnastika/

https://emc21.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta-ispolzuya-netraditsionnye-formy-izobrazitelnoj-deyatelnosti/

https://navigator.zabedu.ru/program/3543-pravopolusharnoe-risovanie

https://mama-pomogi.ru/obuchenie/risovanie/pravopolusharnoe-risovanie-instrumentariy

Приложение 1

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека.

Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом. Нужны ли такие упражнения детям? В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста?

Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе систем организма.

Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.).

При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

I блок

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

  1. Массаж ушных раковин.

Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

  1. Качание головой.

Покачаем головой — неприятности допой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

  1. Кивки.

Покиваем головой, чтобы был в душе покои.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

  1. Шея-подбородок.

Опусти и головкой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами,

  1. «Домик».

Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

  1. «Ладошка».

С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

  1. «Колечко».

Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. «Внимание».

Чтоб внимательными быть — нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии — выдох, при ослаблении — вдох. То же самое с правой рукой.

  1. «Поворот».

Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

  1. «Ладошки».

Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.

  1. «Потанцуем».

Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать.

Поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.

12.«Дерево».

Мы растем, растем, растем и до неба достаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.

  • «Водолазы».

Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем.

Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

  • «Отдохни» (для снятия эмоционального напряжения).

Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

II блок

Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие).

  • «Очищение».

Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать.

Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правая часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой.

Цикл повторить три раза.

  1. «Позевай».

Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем.

Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.

  1. «Руки».

Рукам чтобы силу дать — нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

  1. «Запястье».

Чтоб сильна была рука — разотрем ее слегка.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.

  1. «Ладонь».

На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри.

Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.

  1. «Полет».

Мы как птицы полетим — сверху вниз мы поглядим.

Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.

  1. «Гибкость».

Чтобы очень гибким стать — нужно ножжи нам сгибать.

Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.

  1. «Успокойся».

Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами.

III блок

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие). В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.

  • «Язычок».

Язычок вы покажите, на него все посмотрите.

Движения языком вперед-назад.

  • «Язычок».

Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром.

Движение языка в разные стороны.

  • «Ротик».

Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.

IV блок

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз

  1. «Глазки».

Чтобы зоркими нам быть — нужно глазками крутить.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.

  1. «Глазки».

Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле.

В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

  1. «Глазки».

Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

 29- «Глазки».

Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1—2 секунды.

  1. «Глазки».

Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.

Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.

  1. «Глазки».

Быстро-быстро поморгай отдых глазкам потом дай.

Быстро моргать в течение 1—2 минут.

  1. «Глазки».

Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.

33           «Глазки».

Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд.

Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против.

Y блок

Упражнений па дыхание

34-«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».

Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза1, глубоко дышать.

  1. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки- непослушки».

Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки.

Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а» («У-у-у»),

  1. «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».

Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.

Можно разбить эти блоки на комплексы.

Комплекс 1. Упражнения 30, 5, 6,7, 25,23,34.

Комплекс 2. Упражнения 2,17,27, 28,13,35.

Комплекс.?. Упражнения 25,3,4,8, 18,12,35.

Комплекс 4. Упражнения 29,24,17, 20,19,21,14.

Комплекс 5- Упражнения 31,9,24,10, 11,22,36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".

В  наше  время  можно наблюдать быстрое развитие технического  прогресса. Быстро   меняющаяся   жизнь  заставляет   нас  пересмотреть свое о...

19.11.2019 «Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников: правополушарное рисование»

laquo;Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников: правополушарное рисование»Существует множество технологий для развития творческих  способност...

Презентация "Использование техники правополушарного рисования для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

    Правополушарное  рисование – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскр...

Отчет по индивидуальному плану самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.Разработан американской преподавательни...

Примерный перспективный план по теме самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»

Примерный перспективный план по теме самообразования«Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2021-2022 уч.г. «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»

Для детей естественно любить рисование красками.Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать...

Правополушарное рисование, как средство развития творческих способностей дошкольников

Правополушарное рисование, как средство развития творческих способностей дошкольниковАвтор: Глодэк Евгения АндреевнаОрганизация: МДОУ "Детский сад №212"'Населенный пункт: город Яро...