Конспект занятия по ИЗО-деятельности (рассматривание картины) для детей 5-6 лет «Такая разная осень»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО - деятельности (рассматривание картин) для детей 5- 6 лет "Такая разная осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_takaya_raznaya_osen.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ИЗО-деятельности (рассматривание картины)

для детей 5-6 лет «Такая разная осень»

Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 г. Светогорска» Долматова Е. П.

Цель: Обучение детей культуре восприятия картины и понимания ее замысла.

Задачи:

Развивающая:

Развивать у детей умение определять жанр произведения живописи и выделять в картине сюжет, композицию, колорит и детали.

Обучающая:

Формировать у детей первоначальные навыки аналитической работы при сравнительном рассматривании двух пейзажей разных художников

Воспитательные:

Способствовать позитивной социализации детей, формируя у них первоначальные ценностно - эстетические эталоны.

Воспитывать патриотические чувства посредством знакомства с наследием великих русских живописцев, запечатлевших в своих пейзажах красоту родной природы.

Материал и оборудование :

  1. репродукции картин:
  • А. А. Рылов «Осень на реке Тосно»,
  • И. И.  Левитан «Долина реки. Осень»;
  1. аудиозаписи:
  • М. Легран «Шербудрские зонтики»,
  • П.И.Чайковский «Осенняя песнь»,
  • Г.В.Свиридов «Осень».

Методы и приемы: прием цепочки вопросов, напоминание, рассуждение, игра, подбор «эффектов», здоровьесберегающие технологии.

Предварительная работа: посещение выставки репродукций картин «Осенние пейзажи», беседы: «Символы России», «Колорит в осенних пейзажах».

                                     

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель читает стихотворение Ивана Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

На протяжении  занятия периодически  звучит мелодия «Шербудрские зонтики» Мишеля Леграна.

Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить?

Ответы детей.  (Осень)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, мы с вами посетили выставку в нашем детском саду, на которой представлены работы художников, посвященные осени. Скажите, произведения живописи, на которых изображена природа, относятся к какому жанру?

Дети: Пейзаж

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о двух пейзажах: Аркадия Александровича Рылова «Осень на реке Тосно» и Исаака Ильича Левитана «Долина реки. Осень».  А для начала, сделаем гимнастику для глаз.

 Гимнастика для глаз «Осенний лес» (1 минута)

Вот стоит осенний лес! (круговые движения глазами)

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа - дуб, (движения глазами влево - вправо)

Дятел сверху, тук да тук. (движения глазами вверх-вниз)

Глазки ты закрой-открой (закрыть – открыть глаза)

И скорей бегом домой!

Воспитатель: Глазки мы подготовили. Посмотрите и скажите, что общего на этих пейзажах?

Дети: На картинах изображена осень

Воспитатель: Правильно. А какое различие сразу видно на этих репродукциях?

Дети: На картине  Рылова осень ранняя, а Левитан изобразил позднюю осень.

Воспитатель: Обратите внимание, Исаак Ильич Левитан в своей картине  «Долина реки. Осень» показал нам ширь русской природы и грусть от наступления поздней осени. Художника Аркадия Александровича Рылова восхитили голубая река, небесная высь, красивая деревенька и прелестные березы. Все это вызвало у него радость, которой он поделился с нами.

Художники своими картинами создают у нас, зрителей, определенное настроение с помощью сюжета, композиции, главных объектов. А еще от чего зависит возникающее у зрителей настроение при восприятии разных картин?

Дети: От разного колорита, теплого и холодного тонов.

Воспитатель: Правильно. А что вы скажите о колорите каждой картины?

Дети: На картине «Осень на реке Тосно» краски яркие, тона веселые, осень золотая. А на картине «Долина реки. Осень» более холодные краски, меньше теплых тонов. Цвет неба и реки более темный. Здесь колорит холодный, осень грустная.

Воспитатель: Все верно, а какие цвета красок использовали художники?

Дети:  Ярко- желтые, светло- и темно- коричневые цвета, зеленый,  синие и серые краски.

Воспитатель: Правильно. Цветовая гамма схожа, но колорит картин отличается. Молодцы!

Предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка «Листопад»  (1 минута).

Падают, падают листья, (стоя, взмахи руками)

В нашем саду листопад. (повороты головой)

Жёлтые, красные листья (приседания)

По ветру вьются, летят.  (поворот  вокруг себя)

Воспитатель: Вернемся к картинам. Ребята, а что вы можете сказать о композиции обеих работ?

Ответы детей: На картинах река, березы, леса.

Воспитатель: То есть композиции похожи, но местность же разная. Давайте рассмотрим детали и особенности в каждой картине.

Ответы детей: Одинокая березка, маленькая деревенька, стога сена, просторные луга, на ели висят шишки и т. д.

Воспитатель: Спасибо! Интересно было услышать ваши ответы, какие вы внимательные. Теперь скажите, какие символы изобразили художники в своих картинах? Напомню, символы в картине - это изображение, которое несет определенный смысл.

Дети: На обеих картинах есть березы - символ России.

Воспитатель: Молодцы, верно. Художники  Левитан и Рылов смогли создать из простых сюжетов - увиденного ими уголка природы - картины необычайной красоты и художественности: бескрайние просторы России, река, великолепные российские леса, березовые рощи - символ России.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам игру. Сейчас я буду произносить красивые фразы, а вы предложите к какой пейзажу они подходят.

Осень - золотая красавица в кружевном платьице.

Осень дарит людям последние теплые деньки.

Осень незримо бродит по лесам.

Осень покрыла весь лес золотым узором.

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: На протяжении всего занятия звучала музыка, которая помогала нам создать осеннее настроение. («Шербудрские зонтики» Мишеля Леграна ).

 А сейчас прослушайте мелодии и сами подберите, к  какой картине она подходит.

Звучит «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского и «Осень» Георгия Васильевича Свиридова.

Ответы детей.

Воспитатель: Музыку можно отображать в рисунке. На следующем занятии мы под эти мелодии нарисуем свои картины. Вы выберите сами, какую осень вы хотите нарисовать: раннюю или позднюю, грустную или радостную. А рисовать мы будем необычными кисточками, которые делаем сами из пакетов. (Мотивация на следующее занятие с продуктивной деятельностью)

Рефлексия.

Воспитатель напоминает детям названия картин и имена художников. Спрашивает, что понравилось на занятии и на какой из изображенных местностей они хотели бы прогуляться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей пятого года жизни "Такая разная одежда"

Непосредственная образовательная деятельность познавательно-эстетического характера в общеразвивающей группе  детей пятого года жизни.Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношени...

Конспект занятия по развитию речи . Рассматривание картины "Зимой на прогулке ".

Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях ,но и развивает связную речь детей....

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Поздняя осень»

Развивать знание об осени обогощать словарный запас....

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...

Конспект занятия по ИЗО-деятельности (рассматривание картины) для детей 4- 5 лет «Осенний лес»

Конспект занятия по ИЗО - деятельности (рассматривание картины) для детей 4-5 лет "Осенний лес"...