Композиция Городецкие доски
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Елизавета Валерьевна Илларионова

Задачи. Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на силуэте досок. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом. Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitsiya_gorodetskie_doski.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ МАЙНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы

Тема: «Композиция Городецкие доски»

Воспитатель: Илларионова.Е.В.

Задачи. Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на силуэте досок. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом. Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.

Оборудование.

Три образца досок с разной композицией узоров; элементы городецкой росписи на магнитах; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; готовые силуэты досок, гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа. Рассказ воспитателя о истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, словарная работа: розан, бутон, оживки, гирлянда; дидактические игры

«Составь узор», «Собери целое», отгадывание загадок о промыслах.

Ход занятия.

В начале занятия звучит народная мелодия.

На столе стоит сундук.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в группе. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь письмо. (Читает надпись на конверте) « Для ребят подготовительной группы» Посмотрим, что же внутри. «В сундуке лежат расписные доски, а чтобы узнать, какой росписью они расписаны, отгадайте загадку» (сопровождение слайдами изделий гор росписи).

Из липы доски сделаны, И прялки и лошадки… Цветами разрисованые Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники, Жар птицы ввысь летят

И точки чёрно - белые

На солнышке блестят (городецкая роспись)

-        Правильно        (воспитатель        достаёт        три        доски,        расписанные        разной композицией узоров, а одну без узоров)

Воспитатель. Ой, что же случилось с этой доской? Куда же делась роспись? А вот здесь еще        сюрприз – отдельные части узора – пазлы. Они помогут нам составить красивый узор.

Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.

  1. Словно чудо        тут и там распускается… (розан).
  2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
  3. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).
  4. …(листок).

Дети находят их среди пазлов и называют -листочки, розаны, бутоны, ромашки.

Дети, посмотрите таких же досок некрасивых, не расписанных, оказалось много. Что же делать? Как, исправить ситуацию? (дети отвечают, что надо расписать доски).

Воспитатель. Правильно, дети, их нужно нам попробовать расписать городецкими узорами.

- Чтобы узор получился как можно красивее, я предлагаю сначала выложить узоры из пазлов на досках. Вспомните, как расположить: можно из уголка пустить веточку вверх и в сторону; можно украсить центр и верх, и низ. Можно в виде гирлянды.

В середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него располагаются цветы и листья поменьше, на краях гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается. Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них левая и правая стороны одинаковые.

Дети располагают элементы узора на доске.

Воспитатель. А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, голубой с синим). А для оживок, какие цвета возьмёте цвета? (белый и черный).

  • Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти). А дугу? (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти). Воспитатель убирает образцы.
  • Дети, вы можете приступать к работе. (Дети рисуют под муз. сопровождение рус. нар. мел. "Во саду ли во городе. ")

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “ дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

Напоминаю о правильной технике декоративного рисования, обращаю внимание на композиционное решение, помогаю в выборе и расположении элементов.

Рефлексия. В конце занятия воспитатель предлагаю детям выставить работы. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа. Дети читают стихотворение о Городце.

Любовались гости чудом

Громко восхищалися, Городецкой красотой Сражённые осталися. Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера и мастерицы, Может быть и среди нас.

Примечание. На 18 минуте физкультминутка. (Воспитатель предлагает детям игру «Собери целое»-Разрезная картинка формата А-3 разделена на части по количестве детей, каждому ребёнку по одной части, воспитатель предлагает собрать целое.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область «Художественное творчество» Рисование с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковые игры» Тема: «Городецкая доска»

Представляю вашему вниманию ещё один коспект по приобщению к истокам русской народной культуры. Через художественное творчество дети подготовительной нруппы закрепляют навык городецкой росписи....

Методическая разработка: конспект занятия по пластилинографии «Украшение разделочной доски городецкими птицами, цветами».

Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Украшение разделочной доски городецкими птицами, цветами»....

"Городецкая роспись деревянной доски".

Дети учатся расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи, выделяют элементы росписи, их композиционное расположение, колорит....

Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором»

Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста          Тема: «Роспись доски городецким узором»               ...

Декоративное рисование. Тема: «Городецкие доски»

Цель:             Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.Задачи:«Познавательное развитие»...

Конспект занятия "Композиция с цветами и птицами"(городецкая роспись)

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи). Программное содержание...