«Подарок для Настеньки»
план-конспект занятия по рисованию

Елизавета Валерьевна Илларионова

Цель: ознакомление детей с техникой изображения элементов хохломской росписи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podarok_dlya_nastenki.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ МАЙНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности старшей группы

Тема: «Подарок для Настеньки»

Воспитатель: Илларионова. Е.В.

Цель: ознакомление детей с техникой изображения элементов хохломской росписи.

Задачи. Продолжать развивать умение создавать декоративные композиции по мотивам хохломской росписи. Учить выделять и называть элементы хохломской росписи. Познакомить детей с новым элементом: завиток

- «криуль». Закрепить умение использовать нетрадиционные способы рисования (ватные палочки, деревянный кончик кисти). Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность, креативность. Развивать мелкую моторику руки. Совершенствовать эстетическое восприятие.

Словарная работа: Обогащать словарь детей за счёт слов и выражений:

«золотая Хохлома», «криуль», «тычок», «травка», «чаша». Активизировать в словаре детей слова: яркий, нарядный, сверкает, «завиток».

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о хохломских мастерах, технологии изготовления хохломских изделий с показом иллюстраций. Чтение глав из книги «Хохлома» Н. Бедник. Подготовка и показ детям презентации об искусстве хохломских мастеров. Дидактические игры «Художественные часы»,

«Собери целое», «Обведи рисунок», «Найди пару», «Что лишнее». Беседы с детьми с использованием мнемотаблиц.

Ряд образовательных ситуаций: «Этот волшебный завиток», «Ягоды и листья»,

«Украсим полоску», «Волшебное перо». Разработка и реализация краткосрочного исследовательского проекта «Что такое Хохлома».

Оборудование. Гуашь, кисти, ватные палочки, изделия с хохломской росписью, на столах плоскостные силуэты чаши, кувшина, ковша, ложек красного, чёрного, жёлтого цветов, ЦОР (интерактивная доска, проектор, ноутбук, фонограмма русской народной музыки).

Ход занятия.

Воспитатель: « Ребята, я знаю, что вы любите сказки? Хотите послушать необычную сказку?»

Текст сказки.

В неком царстве, в неком государстве жил-был богатый купец, именитый человек. И была у того купца дочка красавица – Настенька. И любил он дочку свою больше всего своего богатства. Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и спрашивает он свою любезную дочку, какой гостинец ей привезти. И попросила она привезти деревянную вазу, расписанную так, что казалось, будто сделана она из чистого золота. А по золотистому фону вился завиток, кружилась травка-былинка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывала ягодка: смородина, малина, рябина.

Воспитатель: - Ребята, что же за роспись была на вазе? (ответы детей; после ответа на экране появляется изображение вазы).

  • Хотите помочь купцу выполнить просьбу Настеньки?
  • Как мы можем это сделать?

Давайте представим, что наша группа превратилась в мастерскую, а мы – мастера-умельцы.

Дети надевают фартуки с изображением элементов хохломской росписи и садятся за столы.

Воспитатель: - Ребята, вспомните, о каком предмете просила Настенька своего отца? (о вазе).

  • Как вы думаете, она обрадовалось бы, если бы получила в подарок не только вазу, но и другие предметы, украшенные хохломской росписью? (ответы детей
  • на экране появляются ложки, чаша, ваза, ковш).

Вы уже знаете, какими узорами расписывают посуду хохломские мастера. Один из них - завиток. Давайте вспомним, как рисовать завиток (ответы). Правильно, плавным, неотрывным движением, кончиком кисти. Нарисуем завиток в воздухе. Хорошо!

Воспитатель: - Какими способами мы умеем изображать ягоды? (деревянным кончиком кисти, ватной палочкой, свёрнутой бумагой).

- Верно. Напомните, пожалуйста, как называется приём рисования ягод, когда мы используем ватную палочку? Правильно, тычок.

  • Сегодня я        познакомлю вас с ещё одним приёмом рисования завитка. Он называется «криуль».

Показ        с        объяснением        (использование        цифровых        образовательных ресурсов: интерактивная доска, проектор, ноутбук).

Воспитатель: - Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается то вверх, то вниз, узор повторяется (показ элемента маркером на интерактивной доске).

Воспитатель: - Я рисую его плавным, неотрывным движением.

  • Как вы думаете, почему этот приём так называется? Нарисуем его в воздухе.
  • Как вы будите рисовать его? (кончиком кисти)
  • Каждый может выбрать силуэт посуды, который ему нравится и украсить его по своему вкусу (дети самостоятельно выбирают силуэты и начинают рисовать).

Звучит русская народная музыка .

В процессе работы подхожу к детям, даю каждому преимущественно положительную оценку с небольшими доброжелательными советами; при

необходимости оказываю помощь.

Слежу за осанкой детей и правильными приёмами рисования.

По окончании рисования дети раскладывают свои работы на столе.

Рефлексия. Воспитатель: -Какая прекрасная выставка у нас получилась!

Настоящая золотая Хохлома!

  • Какими словами можно назвать нашу посуду? (нарядная, яркая, красивая).

-Для чего же мы так старались? (мы хотели порадовать Настеньку).

  • Какие узоры вам особенно понравилось рисовать? (2-3 ребёнка)
  • А что было рисовать трудно? (2-3 ребёнка)
  • Почему было трудно? Выслушав ответы детей выражаю уверенность, что в дальнейшем всё получится.
  • Как называется новый узор, который мы научились сегодня рисовать? («криуль»).
  • Ребята, как вы думаете наши подарки понравятся Настеньке? (ответы детей)
  • Согласная        с вами! Вы все очень старались, работы получились не только красивые, но и разные, не похожие друг на друга.

Роспись Хохломская словно колдовская, В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Примечание. На 18 минуте занятия – физкультминутка «Красные цветы» Эти красные цветы

Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит Лепестки колышет.

Эти красные цветки Закрывают лепестки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка по изонити "Настенька"

Занятия изонитью способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического м...

Театрализованное представление "Колобок -- румяный бок и внучка Настенька"

Дети очень любят сказки: слушать,  смотреть и самим участвовать в них. Создав клуб "Для тех, кто любит сказки", мы показали детям такие сказки, как "Снежная королева", "Красная шапочка на новый л...

Настенька

сказка для маленьких...

Сказка "Путешествие Настеньки и Войпеля в 21 век"

Коми край - по-настоящему волшебна территория! Всякому,кто хоть раз побывал здесь,вряд ли удастся забыть первозданную красоту здешних мест-древние Уральские горы и могучие реки. Я буду очень рада,если...

Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе "Как Настенька в лесу гуляла"

Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе "Как Настенька в лесу гуляла"...

Комплексное занятие в младшей группе «Наша гостья Настенька»

Комплексное занятие в младшей группе   «Наша гостья Настенька»...