«Приобщение детей к русской культуре через народную игрушку» (из опыта работы)
материал по рисованию (подготовительная группа)

Данное выступление на районно - методическом объединении узких специалистов ДОУ показывает опыт работы педагога ДО ио ИЗОдеятельности, опираясь от методики Комаровой Т.С. и Лыковой И.А., начиная со средней группы, продолжая в старших и закрепляя в подготовительных группах с продолжением изучения и овладения промыслами родного края, в частности изучения костюма ворнежского края и Воронежской матрешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rmo.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приобщение детей к русской культуре через народную игрушку»

(из опыта работы)

«Настоящий человек начинается  там, где есть святыня души…»
В.А.Сухомлинский.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о родной земле.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями его обогатят. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования, нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Большое внимание в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется вопросам духовно - нравственного воспитания детей.

Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из которых – это приобщение детей к культуре своего народа. Но самый действенный способ – это игра. Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.

Игрушка имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства – это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Именно в дошкольном детстве народная игрушка «Матрешка» позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей, учит их усваивать образцы поведения, присущие своему народу. Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в настоящее время.

К сожалению, в нашем современном мире, во время развития информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, деревни и т.д., не могут различать народные промыслы.

Ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представлений о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные их этих игрушек.

Знакомство с матрешкой начинается с музея при д\с «Эхо старины». Проводится занятие о первых куклах, которые были связаны с обрядами. Рассказывается, о том что куклы были не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. Проводится беседа, что матрешка – это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие наших предков.

Затем в группах с детьми просматриваются презентации о создании матрешки, различных видах росписи, мультфильмы, также проводятся различные дидактические игры, где дошкольники узнают о свойствах предметов, у них развиваются интеллектуальные и творческие способности, память, умение концентрировать внимание, анализировать, логически мыслить. В играх используется игровой яркий образ русской матрёшки как средство развития у детей знаний о своей семье, родном крае, о культуре народа, его истории, традициях. 
Создаются возможные условия для становления основ духовно – нравственного сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной  работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. Все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Создание  изображений  в  рисовании,  лепке  и  аппликации,  а  также  формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности.

С раннего возраста начинается приобщение  детей  к  декоративной  деятельности:  изучается  ритмичное  нанесение  линий,  штрихов в филимоновской игрушке на занятиях по рисованию, а на занятиях аппликации дети нарезают полоски 3х цветов и затем наклеивают их в определенной последовательности с чередованием узора.  Так же украшаются  дымковскими  узорами  силуэты матрешек. Все это развивается на занятиях по ИЗОдеятельности  и закрепляется.

В старших группах более подробно изучается узор дымковской росписи и предлагается из различных элементов данного вида росписи украсить матрешку.

В средней группе начинается знакомство с хохломской росписью и продолжается в старших группах. Детям рассказывается и пробуется в рисовании то, что роспись наносится кистью от руки без предварительной разметки, как работают мастера. Главным узором хохломской росписи является рисунок на растительную тематику - это буйство цветов, ягод, листьев и трав, переплетенных между собой. Самый распространенный и древний - "травяной хохломской элемент" или так называемая "травка",  который представляет собой композицию из вытянутых, длинных травинок, гнутых и собранных в небольшой пучок. В подготовительных группах проводятся занятия по аппликации с дорисовыванием элементов.

Одной из основных особенностей городецкой росписи является использование ярких и насыщенных красок. Дети старшего дошкольного возраста учатся работать с различными оттенками красок, создавая яркие и привлекательные композиции. Городецкая роспись известна своими цветочными мотивами. Дети старшего дошкольного возраста учатся рисовать различные виды цветов, такие как ромашки, подсолнухи, розы и другие. Они также учатся комбинировать разные цвета и создавать красивые композиции из цветочных элементов.

Происходит знакомство с фирменным цветом гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает. Дети овладевают самими простыми навыками декоративной деятельности: ритмическим повторением элементов (украшают салфетки, варежки, кукле платье), затем учатся чередовать простые элементы (лепестки — примакивание всем ворсом кисти к бумаге, точки, полоски).  Далее необходимо развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Далее – роспись матрешки в полхов – майданском стиле. Основные мотивы узоров этой росписи – цветы. Сначала графитным карандашом делают контур будущего рисунка, этот этап называется «наводка» и по сути своей напоминает раскраску. Затем  жёлтым  закрашиваем  места  на  цветах  и  плодах,  которые  задумали жёлтым,  обычно это серединки цветов, бутонов, и плодов. Продолжаются добавляться всё новые цвета.  Выполняется оживка внутри цветков и плодов. Затем  делается  обводка  чёрным  цветом  (фломастером  или  маркером).  Добавляются чёрные тычки на плодах и цветах.

Знакомясь с узорами и цветами «жостово» предлагается этот узор показать на матрешке. Роспись начинают рисовать с крупных цветов в центре. Сначала изображается цветок георгины приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет, и оттенок. Выбирается цветовое решение для нашего будущего цветка. Затем прорисовываюся второстепенные элементы.

Знакомясь с различными видами росписей, анализируя их, предлагается придумать самостоятельный  узор.

Занятия по аппликации связаны с рисованием, лепкой — закрепляются цвета, формы, развивается воображение. Они способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

Создание работ на основе пластилинографии помогает не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики.

Декоративная роспись имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Она способствует развитию их творческих способностей, воображения и мелкой моторики. При выполнении росписи дети используют мелкие движения рук, что способствует развитию и улучшению их мелкой моторики. Они учатся контролировать свои движения и делать точные и аккуратные штрихи, делать определенный нажим на кисть. Это важно для их дальнейшего развития письма и других навыков, требующих точности и координации движений. Так же она позволяет детям выразить свою индивидуальность и творческий потенциал. Дошкольники могут создавать уникальные узоры и композиции, используя различные цвета и формы. Это помогает развивать их воображение и способность мыслить креативно.

Все мои занятия неразрывно связаны с работой воспитателей, в частности с театральной деятельностью, так же музыкальных руководителей.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, активно вовлекать их в жизнь дошкольного образовательного учреждения, приобщать родителей к участию в развивающей образовательной работе с детьми.

Подводя итог всему сказанному, я могу сказать, что русская матрешка – это символ русского народа. В ее содержании и форме отразилось представление о мире, добре и красоте. Русская матрешка – это настоящее чудо света, русский сувенир. Она была и остается творением человеческих рук. Это символ России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Приобщение детей к национальной культуре через народную игру

В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личнос...

приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с народной игрушкой

В статье собран материал о разнообразии народной игрушки, историей возникновения и видах народной тряпичной куклы....

Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...

Проект "Приобщение детей к русской культуре через народные игры"

В наше время высоких технологий, мы всё реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспит...