Опыт работы по теме" Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа)

Радченко Оксана Николаевна

Опыт работы на тему: "Нетрадиционные технки рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Мой опыт формировался  в условиях МДОУ с. Долгое с сентября 2020 по май 2023 г. Актуальность сотоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Основной педагогической идеей  моего опыта работы является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных  техник рисования. Новизан опыта работы заключается в том, что развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов рисования нетрадиционными техникамию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 с. Долгое Вейделевского района Белгородской области

Опыт работы на тему:

«Нетрадиционные техники рисования, как  средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Воспитатель младшей разновозрастной группы:

Радченко О.Н.

Содержание

Введение…………………………………….. 2

Новизна опыта……………………………….7

Цель и задачи опыта…………………………8

Этапы опыта…………………………………9

Результативность опыта……………………11

Список литературы………………………..12

Опыт работы на тему:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В. И. Сухомлинский

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему я считаю одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду изобразительную, художественно продуктивную деятельность, создающую условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Мой опыт формировался в условиях МДОУ  Детский сад с. Долгое  с сентября 2020 по май 2023 года. Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

 Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, как на занятиях по рисованию, так и в самостоятельной художественной деятельности. Один раз в неделю во второй половине дня я вела кружок по рисованию «Цветные ладошки». В своей работе я применяла различные техники нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

• Сформировать у детей технические навыки рисования.

• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Актуальность опыта

Это правда! ну чего же тут скрывать?

Дети любят рисовать, очень любят рисовать!

на бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне.

Э. Успенский.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

-во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

-во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

-в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют, а это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Поэтому дети сами выбирают материалы для работы, технику.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Мои занятия импровизация и игра и очень важно, чтобы они стали устойчивым увлечением каждого ребенка. 

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества.

Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной и перспективной.

Теоретическая база опыта

 В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Психологи (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е. А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т. Г. Казакова, Н. П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности до изобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.

Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

1. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. В.С. Мухина «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта»

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

Ведущая педагогическая идея.

"Ребенок в процессе собственной активности выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящей её цели, ищущий путь и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова"

Н. Н. Поддъяков.

Основной педагогической идеей моего опыта работы является развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста средствами нетрадиционный техник рисования. Для реализации такого развития необходимы соответствующие условия, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно, в эстетическом развитии личности ребенка.

В своей работе я стараюсь использовать как можно больше разнообразных техник рисования для развития творчества в детских рисунках.

Новизна опыта.

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Я, как и многие воспитатели, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Новизна опыта работы заключается в том, что развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов рисования нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Технология опыта.

Работая над данной темой, я старалась создать четкую систему приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности. Моя задача заключалась в том, чтобы создать условия для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Приобщая детей к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, следует поддержать инициативу ребенка, его стремление что-либо изобразить, предоставить право выбора материала, средств. Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения. Рисование с использованием нетрадиционных техник, пожалуй, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения.

 Помимо обучения навыкам рисования такие занятия способствуют:

- развитию речи;

- ознакомлению с окружающим миром;

- развитию фантазии и творчества (показываю детям способы действий с изобразительным материалом, помогаю на начальном этапе, а затем направляю их активность, на выполнение занятия эмоционально, увлекательно);

- личностному развитию (очень бережно и внимательно отношусь к детским рисункам, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям); эстетическому развитию (даю возможность выбора в использовании материалов);

В своей работе с дошкольниками я использую разные техники нетрадиционного рисования. Изобразительная деятельность предоставляет детям широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. Материал, предоставляемый для детей, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования.

Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческих способностей и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования.

3. Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

4. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.

Задачи с детьми:

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

- Способствовать возникновению у детей ощущений, что продукты их деятельности интересны другим и ему самому.

- Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Развивающие:

- Развивать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

-закреплять умения детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;

- формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Работа проводилась в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1 этап – подготовительный. На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу ДОУ, методический материал, предметно-развивающую среду в уголке творчества. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.

Недостаточно методических разработок, оборудования и материала для творчества детей, неосведомленность родителей по данной теме и мало информации для работы с ними.

 Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Совместно с родителями я пополнила уголок изобразительной деятельности необходимым материалом. Провела обследование детей по художественно - эстетическому развитию, целью которого было определение уровня развития изобразительной деятельности и творческого воображения детей.

Анализ результатов в младшей группе в основном соответствует среднему уровню. Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей).

Проанализировав анкеты, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся рисовать и развитие творческих способностей произойдет в процессе взросления.

 Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:

- Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;

-оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приемов.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи: я изучила методическую литературу по данной теме и разработала, дополнительно к основной образовательной деятельности, перспективный план работы кружка по художественно-эстетическому развитию «Цветные ладошки». В своей работе я знакомила детей с различными техниками рисования. Подобрала и изготовила игры на развитие творческого воображении.

Для родителей подготовила памятки:  «Учите рисовать в нетрадиционной технике», «Как развивать творческие способности у детей», консультацию «Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома», советы и рекомендации,  и провела родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста». Провела  мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» 

2 этап – основной.

Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса. Организованную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование, я проводила согласно разработанным тематическим неделям с применением нетрадиционных техник рисования. Для повышения педагогического мастерства участвовала в работе педсовета по художественно-эстетическому развитию, где я подготовила консультацию и провела семинар-практикум для воспитателей: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста» 

По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей.

Анализ результатов показал, что у большинства детей благодаря применению нетрадиционных техник рисования повысился уровень творческих способностей.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.  

В своём опыте работы я достигла поставленных задач и целей.

Формы, методы и средства.

1. Взаимодействие с детьми

- Занятие  с применением нетрадиционных техник рисования 

- Использование игр в режимных моментах 

- Самостоятельная художественная деятельность детей 

- Участие в конкурсах и выставках 

- Детские рисунки 

2. Формирование предметно - развивающей среды.

- Материалы и оборудования для изодеятельности.

- Картотека игр по художественно-эстетическому развитию 

3. Взаимодействие с родителями

- Родительские собрания 

- Анкетирование 

- Консультации 

- Памятки

4. Взаимодействие с педагогами ДОУ.

    - Семинар-практикум для воспитателей 

- Консультация.

Результативность опыта.

Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные диагностики по изобразительной деятельности. На основе результатов диагностики были построены диаграммы, на которых видна положительная динамика по развитию творческих способностей детей.

Я считаю, что это свидетельствует об эффективности реализованной мною системы методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных видов рисования.

У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

    Участники:

Воспитатели,

Дети,

Родители.

Срок реализации опыта - 3 года.

Список литературы

1.В.С. Мухина «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта»

2.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

3.Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

4.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Долгое Вейделевский район Белгородская область

Дидактические игры по приобщению младших дошкольников к нетрадиционным техникам рисования.

Воспитатель младшей разновозрастной группы:

Радченко О.Н

Дидактические игры

по приобщению младших дошкольников к нетрадиционному рисованию.

Цель:

  • обогащение представлений детей о нетрадиционных техниках изображения;
  • развитие интереса к нетрадиционным техникам изображения;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие художественно-эстетического восприятия;
  • развитие коммуникативного общения.

"Угадай, чем нарисовано "

Цель: Развивать умение определять названия материалов, используемых в ходе нетрадиционного изображения.

Оборудование:

Детские рисунки, выполненные в различных техниках нетрадиционного рисования.

Ход игры:

Перед детьми лежат перевернутые работы, ребенок, которого выбрали по считалке, получает в руки волшебную кисточку ,  выбирает одну из работ, называет, что там нарисовано и чем. Затем передает волшебную кисточку другому игроку.

"Черное и белое"

 Цель: 

Закреплять знание цветов, развивать творческое воображение, развивать внимательность, ловкость, быстроту.

Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры:

Воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков. Победившая команда придумывает, что может быть такого же цвета, который есть в названии и "показывает" один из вариантов.

Для закрепления названий цветов можно диск окрасить в другие цвета (например, с одной стороны в синий, с другой – в зеленый). Можно использовать и другие сочетания, помогающие ребятам в игровой форме запомнить нужные оттенки.

"Разноцветное домино"

Цель игры: 

Научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование:

Детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).

Ход игры:

Воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает тот, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.

Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.

"Веселый гном"

Цель игры: 

Учить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Оборудование:

Картина,  на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что это,  дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

"Облака, белогривые лошадки"

Цель:

Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.

Оборудование:

Доска, мел.

Ход игры:

Звучит песня "Белогривые лошадки", дети слушают, танцуют. По окончании песни воспитатель обращает внимание на "прилетевшее" облако, нарисованное на доске и говорит, что это облако заколдовано, его нужно расколдовать. Дети "расколдовывают" и дорисовывают изображение.

« Волшебный мешочек»

Цель: Развитие цветового восприятия, закрепление знаний художественных материалов, используемых в нетрадиционном рисовании.

Оборудование:

Игрушки красного, синего, зелёного, желтого цветов и картинки с изображением предметов соответствующих цветов  различными художественными материалами, используемыми в нетрадиционном рисовании.

Ход игры:

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого, коричневого, черного и т.д. цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока (штампик), синего облака (поролон), зелёной гусеницы (пальчик), жёлтого цыплёнка (мыльные пузыри) и т.д. Ребенок достаёт игрушку, определяет цвет, подбирает соответствующую картинку и называет, чем она нарисована и передает мешочек следующему игроку.

"Сладкий арбуз"

Цель:

Развитие творческого воображения.

Оборудование:

Мяч (кукла, кубик, карандаш и т.д.- предметы для обыгрывания).

Ход игры:

Взрослый говорит: “Какой красивый мячик. А давайте поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем”. Взрослый двигает рукой над мячиком, (дети повторяют его действия во время игры), имитируя разрезание, делает вид, что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: “Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек”.

В другой раз мячик может стать куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек.

Можно аналогично использовать другие предметы для обыгрывания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Долгое

  Вейделевского района  Белгородской области

Конспект занятия

(нетрадиционные техники рисования)

«Пришла весна и еж проснулся»

4.jpg

Воспитатель младшей разновозрастной группы:

Радченко О. Н.

Конспект открытого мероприятия по нетрадиционной технике рисования (рисование пластиковой вилкой) в младшей группе

«Пришла весна и ёж проснулся»

Цель:

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой.

 Развитие творческих способностей детей; сформировать представление о еже, его внешнем виде и характере поведения; закреплять умение называть основные цвета; формировать художественное восприятие и воображение,  совершенствовать продуктивную деятельность в рисовании.

Материал: игрушка ёжик, альбомный лист с нарисованным контуром ежика, солнца без лучей, одноразовые вилки. Гуашь:  желтая, зеленая, коричневая; салфетки; банки с водой; угощение грибочки.

Ход занятия:

Воспитатель:

У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.

Ребята, сегодня по дороге в детский сад мне встретился маленький клубочек. Вы хотите узнать, кто мне встретился.

Тогда отгадайте загадку:

Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками.

Дети - ёж

Воспитатель: Вот я его к нам принесла.

Показываю игрушку ежа.

Только он, почему то грустный. Давайте его развеселим.

Расскажем о нем стихи.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Что ты Ежик загрустил?

Что ты носик опустил?

Отвечает грустный Еж.

Больно я на мяч похож.

Потому меня опять.

Не берут в футбол играть.

Воспитатель: Какое по форме туловище ежа?

Дети – овальное туловище.

Воспитатель: А когда он свернется в клубочек.

Дети - круглое туловище

Воспитатель: Чем покрыто туловище ежика?

Дети – иголками.

Воспитатель: А зачем ежику иголки?

Дети: Чтобы спасаться от опасности.

Сейчас нам об этом расскажет (ребенок рассказывает).

- Что ты, Еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки, да медведи.

Воспитатель: Но ёж все равно грустный. А, знаете, он мне сказал, почему он грустный, что он рано проснулся, ведь он всю зиму спал. А друзей нет, они еще спят. Ему скучно и не с кем играть.

Воспитатель: давайте мы будем ёжиками и поиграем с ним.

Физкультминутка "Еж"

Ежик топал по тропинке (притопывание мелкими шагами)

И грибочки нес на спинке (наклониться вперед)

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша (потерание ладошками).

А навстречу скачет зайка (прыжки на двух ногах).

Длинноухий попрыгайка (руки поднять над головой).

В огороде чьем–то ловко.

Раздобыл косой морковку (прыжки).

Воспитатель: Все равно он грустный. Давайте нарисуем ему друзей!

Дети согласны помочь ежику.

Сегодня мы с вами нарисуем его друзьям иголки. Это чтобы ежи смогли себя защитить от врагов, у них должно быть много иголок. Наши вилки помогут иголкам "вырасти". Нарисуем на спине у ежей много иголок (показ способа рисования). Какого цвета иголки у ёжика.

Дети – коричневого цвета.

Воспитатель: Нарисую лучики у солнца, чтобы солнышко прогревало землю. Какого цвета нарисуем лучики.

Дети – желтого цвета.

Воспитатель: А ребята покажут, как нарисовать травку. Какого она цвета.

Дети – зеленого цвета. Ребенок показывает рисование травки вилками.

Ребята, с удовольствием принялись за рисование. Они рисуют вилкой лучики, иголки для ежика, травку. В ходе работы пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Ёжик замёрз и в клубочек свернулся, (пальцы в кулак)

Солнышко встало, и ёжик проснулся (разогнуть пальцы)

Воспитатель: И вот какой, забавный сюжет у ребят получился. Ёжик очень рад своим новым друзьям и говорит вам спасибо. Угощает вас грибочками из своих запасов и ёж уходит.

Рефлексия – Для кого мы рисовали (для ежа). Кого мы рисовали? (друзей ежей). Чем мы рисовали? (вилками) Вам понравилось.

+❤ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Долгое Вейделевского района Белгородской области

Картотека игр на развитие творческого мышления и воображения в младшей группе

IMG-20230330-WA0002.jpg

Воспитатель младшей разновозрастной группы:

Радченко О.Н.

Картотека игр на развитие творческого мышления и воображения детей младшей группы.

1.«Котенок»

Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительный анализатор, мелкую моторику пальцев рук; учить детей с помощью цветных ниток рисовать различные предметы, по мере необходимости дорисовывать с помощью нетрадиционной техники рисования полный образ получившегося предмета.

2.«Ожившая клякса»

Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительный анализатор, мелкую моторику пальцев рук; учить детей видеть в пятне – кляксе различные предметы, по мере необходимости учить детей дорисовывать детали до полного образа увиденного предмета, с помощью нетрадиционной техники рисования.

Материал: ламинированные карточки, с изображением пятен различной формы, нетрадиционные материалы для рисования.

Краска на листок упала

Кляксу вмиг нарисовала.

Ты на кляксу посмотри,

Что в ней видишь, назови.

3.« Волшебный мешочек»  

Цель: Развитие творческого мышления

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

4.«Что лишнее?»

Цель: Развитие творческого мышления

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

5.«Кто в доме хозяин?»

Цель: развивать воображение детей, внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук;

Материал: домики, с вырезанными окошками по размеру руки ребенка, шишки, камушки, орехи, кора и т. д., развивающая презентация «Домишки для зверушек».

6.«Угадай»                            

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

7. «Облака, белогривые лошадки...»

Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.

  • Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его.
  • Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.
  • Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное?

8.«Кто кем будет?»

Игра развивает творческое воображение и мышление

  • Как играем: спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница... А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков.
  •  Закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге...). Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич), яблоня (семечко)»?..
  • Усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?.

9.«Разговорчивые рисунки»

Игра развивает связную речь, творческое воображение.

Необходимый инвентарь: игрушки (сюжетные).

  •  Как играем: для начала можно взять любимые игрушки. Что может рассказать о себе кукла? Зайчик? Например, зайчик любит играть в лесу с другими зайчиками. Они любят играть в прятки, в мяч. А может, один зайчик потерялся? Как его искали? А может, его хотел обидеть волк? Как его спасли другие зайчики?
  •  Сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами.
  • Усложняем: можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения.

10 «Кляксография»

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

 Как играем: на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Долгое Вейделевского района Белгородской области

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционные техники рисования в младшей группе»

20231107_090706.jpg

 Воспитатель младшей разновозрастной группы

Радченко О.Н.

Консультация для воспитателей:

«Нетрадиционные техники рисования в младшей группе детского сада»

        Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность.

По мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выгодский  называл «рисование» графической речью.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей.

Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься рисованием. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования. Умение пользоваться нетрадиционными техниками рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает творческое мышление и воображение, и позволит детям получать удовольствие от своей работы. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В процессе нетрадиционного рисования происходит гармоничное развитие двигательных функций кистей рук – мелкой моторики. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, его рисунки. Диагностика использования нетрадиционных методов рисования в детских садах показывает хорошие результаты. Нестандартные способы рисования всегда проходят весело, эмоционально. Результат такого творчества получается красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных навыков. Образовательный процесс превращается в игру.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Можно создать снежинки из соли или манки, ладошка может превратиться в красивую птичку или осьминога, втулками от туалетной бумаги можно нарисовать красивые цветы, а кусочками поролона и ватными палочками можно создать красивый узор, нарисовать листья на деревьях или солнышко.

Особенно  ценно в нетрадиционных методах то, что большая часть из них под силу малышам ранних возрастов, в отличие от привычного рисования кистью или карандашами.

В нашем детском саду многие дети имеют нарушения развития речи, которые часто сопровождаются нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики, что  влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные, многие дети держат ложку в кулаке. Такие дети позже начинают обращать внимание на окраску предметов, соотносить цвета, с трудом запоминают их название. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, изображать предметы, затрудняет развитие познания и эстетического воспитания. Все это говорит о том, что с детьми, имеющими нарушения развития речи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик, учитывая возрастные особенности детей.  

В своей работе я использую следующие способы нетрадиционной техники рисования:

1. Самые простые способы: рисуем подушечками пальцев и ладошками.

Для этого используем пальчиковые краски или гуашь (ребенок обмакивает палец или ладонь в краску и оставляет отпечаток на бумаге), так же при помощи поролона или кисти можно нанести разноцветные краски на ладонь и пальцы ребенка, для создания ярких рисунков (таким способом можно нарисовать точки, линии, закрасить фон, нарисовать разных птиц и животных, либо просто сделать красивые отпечатки ладони).

2. Рисование ватными палочками. 

Для этого используем пальчиковые краски или гуашь (ребенок обмакивает ватную палочку в краску и наносит ее на бумагу изображая точки или линии (дождик, ручеек), а если собрать ватные палочки в пучок, тогда можно нарисовать сугробы, кроны деревьев, облака). 

3. Рисование кусочками поролона (губка для посуды). 

Для этого способа используем гуашь и кусочки поролона (ребенок обмакивает кусочек поролона в краску и наносит ее на бумагу, для изменения цвета берутся другие мисочки с краской и кусочки поролона). Таким способом можно нарисовать пушистые облака, кроны деревьев, цветы).

4. Рисование втулками от туалетной бумаги.

Для этого способа берем втулку, один край втулки режем на полосочки или другую форму, после чего отгибаем в стороны нарезанную часть. Наливаем краску в плоскую посуду, макаем в нее втулку нарезанной стороной и наносим краску на бумагу, так же можно нанести краску на втулку при помощи кисти) получаются красивые цветы, солнышко).

5. Рисование сыпучими материалами (соль, крупы, песок).

Для этого используем клей ПВА и сыпучие материалы (ребенок наносит клей ПВА на лист цветного картона и сверху посыпает сыпучим материалом, излишки сыпучего материала ссыпаем, таким способом получаем красивые зимние пейзажи, снежинки или облака).

Так же в одном коллективном рисунке можно объединить сразу несколько разных техник.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками, позволяет детям ощутить незабываемые и положительные эмоции!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Долгое Вейделевского района Белгородской области

Консультация для родителей

 «Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

20231129_090945.jpg

Воспитатель младшей разновозрастной группы:

                                                                                               Радченко О.Н.

Нетрадиционное рисование с детьми младшего возраста.

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.

Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять  внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. И никогда не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

Во время рисования я столкнулась с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя на сверстников, они потихоньку приобщились к процессу так, что порой было их уже не оторвать от своей деятельности. Я начинала свою работу с самых простых техник нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками, штампами, поролоном, клеевой кистью, только потом добавила рисование пальчиками и ладошками. Ведь не все дети сразу могут обмакнуть свой пальчик в баночку с краской или полностью опустить ладошку в тарелочку с той же краской. Но прежде чем начать непосредственно рисовать, нужно ребенка заинтересовать этим. Поэтому при обучении детей раннего возраста я использовала игру, стихи, потешки, загадки, обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, картинок; использовала пальчиковые и подвижные игры, музыкальные произведения. Дети быстро заинтересовывались процессом, и можно было дольше удержать их внимание, а также настроить их на положительный мотив деятельности.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  •  Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В младшей группе детей нужно поощрять. Учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение малышей рисованию нетрадиционными способами имеет важное значение. Учитывая возрастные особенности малышей, овладение различными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования необходимо использовать особенные технические приемы. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). При этом взрослому необходимо сопровождать все действия словами одобрения. Малыши с удовольствием изучают возможности своей собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами, превратить в настоящие шедевры. В ходе работы с детьми используются различные приемы нетрадиционного рисования: пальчиками, ладошками, печатками (штампы от картофеля), печать по трафарету, оттиск смятой бумагой.

Рассмотрим некоторые из них поподробнее:

«Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»: ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

«Оттиск печатками из пробки или ластика»: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Оттиск смятой бумагой»: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Темы для рисования могут быть следующие:

Рисуем пальчиками и ладошками - «Дождик кап-кап», «Листопад, листопад листья желтые летят», «Горох для петушка», «Каша в горшочке», «Шарики на елочке», «На деревья, на лужок, тихо падает снежок», «Хвост для петушка», «Вот какие у нас птички».

Рисование пальчиками.

Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Зернышки для петушка», «Осенние листья», «Укрась ёлочку» и др.). Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска определённого цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается водой.

Рисование мятой бумагой.

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

 Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ватной палочкой.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Средства выразительности: точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием ребята освоили технику рисования печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды»,

«Яблоки», «Овощи», «Веселые фигурки». Средства выразительности: пятно, цвет, силуэт.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого; цвета меняются и мисочка, и печатка.

Рисование губкой.

Увлекательна оказалась техника рисования губкой и техника рисования по трафарету.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Долгое Вейделевского района Белгородской области

Памятка для родителей:

«Учите рисовать детей в нетрадиционной технике»

IMG-20240209-WA0002.jpg

Воспитатель младшей разновозрастной группы:

Радченко О.Н.

Памятка для родителей

«Учите рисовать в нетрадиционной технике»

IMG-20240209-WA0011.jpg

Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых  детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я.  Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал  Я – все это мое!».

В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа.

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приѐмов нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:

Рисование ватными палочками.

Материалы: Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.

Способ получения изображения: Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные раздельными мазками.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.

Рисунки ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребенка, любая бумага.

Способ получения изображения: Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Оттиск пробкой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластмассовая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка их тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и поролон.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 с. Долгое Вейделевского района Белгородской области

Перспективное планирование

(нетрадиционные техники рисования)

(младшая группа)

Воспитатель младшей  группы:

Радченко О.Н.

Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования с детьми младшей  группы.

Младшая группа

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные

техники

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Веселые мухоморы

Рисование пальчиками.

Познакомить с нетрадиционной техникой        рисования пальчиками. Учить наносить Ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги. Закрепить умения закрашивать шляпу гриба, набирать краску на кисть и хорошо ее промывать.

Вырезанные из белой бумаги        шаблоны мухоморов, алая

Малиновая гуашь, кисть и мисочка с белой        гуашью, муляжи.

2.

Лесные ягоды

Рисование пальчиками.

Познакомить с нетрадиционной техникой        рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги. Закрепить умения набирать краску на кисть и хорошо ее промывать.

Альбомный лист с изображением еже, алая малиновая гуашь, кисть и мисочка с белой        гуашью, муляжи.

Октябрь

1.

Солнышко, которое не светит.

Рисование ладошками.

Познакомить детей с техникой рисования ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки - лучики у солнышка.

Развивать цветовосприятие.

Альбомный        лист,

гуашь,        губка, салфетка.

2.

Мой

любимый дождик.

Рисование печатками.

Упражнять в технике печатания печатками. Закрепить прием примакивания,развивать чувство композиции.

Альбомный лист с изображением тучи, голубая        гуашь, салфетка,  печатки  -

капельки.

Ноябрь

1.

Звездное небо.

Рисование печатками.

Продолжать упражнять в технике печатания печатками. Закрепить                        прием примакивания,                развивать чувство        композиции, цветовосприятие.

Альбомные листы темного цвета с изображением луны, реки, леса, желтая гуашь, губки, банка с водой.

2.

Рябинка.

Рисование

тампончиками.

Учить рисовать на ветке ягодки тампончиками, а листики - пальчиками - примакиванием. Развитие чувства восприятия, композиции.

Квадратный        лист цветной бумаги с нарисованными

ветками,        зеленая, желтая и оранжевая гуашь,                миски, салфетка и ветка рябины.

Декабрь

1.

Щенок

Рисование методом тычка.

Познакомить со способом рисования тычка жесткой кистью,        совершенствовать умения правильно держать кисть при рисовании, освоить цветовую  палитру,  развивать

знания о животных, обогащать

1/2 альбомного листа с нарисованным

контуром        щенка, гуашь черного и красного цвета, две кисточки  (жесткая  и

беличья)

словарь детей.

принадлежности        для рисования.

2.

Цыпленок

Рисование методом тычка.

Познакомить со способом рисования тычка жесткой кистью,        совершенствовать умения правильно держать кисть при рисовании, освоить цветовую палитру. Расширять знания о домашних птицах. Обучать                правильному использованию в своей речи существительных                в

единственном        и

множественном числе (курица, цыпленок, цыплята).

Альбомный лист с нарисованным

контуром цыпленка, гуашь        желтого, черного и красного цвета, две кисточки (жесткая и беличья) принадлежности для рисования.

Январь

1.

Маленькой елочке холодно

зимой.

Рисование методом тычка.

Учить детей рисовать способом тычки елочку. Расширять знание детей о праздниках.

Альбомный лист с нарисованным

контуром        елочки,

гуашь        желтого, зеленого, голубого и красного цвета, две кисточки (жесткая и беличья)

принадлежности для рисования. Образец.

2.

Котенок.

Рисование методом тычка.

Учить детей раскрашивать животных способом тычка. Закрепить умения детей рисовать разными способами: тычками и концом кисти. Расширять знания детей о домашних животных.

Альбомный лист с нарисованным

контуром котенка, гуашь, две кисточки (жесткая и беличья) принадлежности для рисования. Образец.

Февраль

1.

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать цветок. стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

Открытка для папы на лицевой                стороне аппликация                        на развороте место для рисунка. Печатки в форме цветов, гуашь кисти        мисочка салфетки.

2.

Зайчонок

Рисование методом тычка.

Продолжать учить рисовать способом тычка жесткой кистью по контуру, закреплять умение рисовать кончиком мягкой кисти мелкие детали рисунка. Расширять знания детей о животных прививать интерес к поэтическим произведениям.

Альбомный        лист цветной бумаги с нарисованным

контуром зайчонка две кисточки черная и белая        гуашь

принадлежности для рисования.

Март

1.

Ветка мимозы

Рисование пальчиками и скатывание шариков из

салфетки.

Упражнять в рисовании пальчиками и скатывании шариков из салфетки. Развивать чувство        композиции, закреплять                навыки

наклеивания.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веткой вырезанные листья        мимозы

салфетки        гуашь мисочки клей кисти

2.

Одуванчик

Рисование

способом тычка

Учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчика закрепить умение детей закрашивать листья кончиком кисточки, расширить знания детей о первых весенних цветах обогащать словарный запас детей прививать интерес к поэзии.

Альбомный лист с нарисованным

контуром одуванчика гуашь две кисточки жесткая и беличья принадлежности для рисования

иллюстрации.

Апрель

1.

Жили у

бабуси два веселых гуся

Рисование ладошкой

Продолжать                        учить использовать ладонь как изобразительное                средство: окрасить ее краской, делать отпечатки большой палец смотрит вверх, а остальные в сторону. Закрепить умение дополнять        изображение, развивая творчество

Озеро лист А-4 голубого цвета, гуашь белая, серая, зеленая, маркеры красные и черные        для

дорисовывания.

2.

Травка

Рисование ладошкой

Упражнять в технике рисования ладошкой. Закрепить умения заполнять отпечатками всю поверхность,        развитие цветовосприятия, творчество.

Альбомный лист А-4 темная и светло- зеленая гуашь (можно налить в блюдце), кисти, губки салфетки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Ребенок не любит рисовать?  Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....

Опыт работы по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду"

Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным сп...

Опыт работы Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Актуальность опытаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительна...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Конкурс. Опыт работы. Тема "Современные нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей" 2023г.

Опыт работы в направлении нетрадиционного рисования с детьми детского сада "Солнышко"....