«Сопровождение талантливых и одаренных детей по изобразительной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»»
статья по рисованию

Булатова Ирина Петровна

Сопровождение талантливых и одаренных детей по изобразительной деятельности в дошкольном учреждениии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Куртамышский детский сад № 9»

 «Сопровождение талантливых и одаренных детей  

по изобразительной деятельности

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»»

 

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Булатова Ирина Петровна

2024г

«Сопровождение талантливых и одаренных детей  по изобразительной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» в МКДОУ «Куртамышский детский сад № 9»

Педагог дополнительного образования  I квалификационной категории

Булатова И.П.

 «…Каждый ребенок-художник, трудность в том,

 чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста…»

 (Пабло Пикассо)

      В рекомендациях 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, отмечается, что образование как фундаментальное право человека должно быть приспособлено к специфическим потребностям каждого человека, а особо одаренные дети должны пользоваться приближенными к их нуждам условиям обучения, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности, как в своих интересах, так и в интересах общества. Ведется активный поиск новых эффективных методов работы с одаренными детьми, к организации образовательного процесса, отвечающего их психологическим особенностям.

      Начало этой большой и сложной работы лежит в определении критериев одаренности в определенной познавательной сфере и отбора детей, отвечающих этим критериям. Моя работа касается детей со специальной (не общей) одаренностью, с художественно-эстетической одаренностью, проявляющейся в конкретном виде деятельности – изобразительной, на занятиях по изобразительной деятельности. Художественно-эстетическая одаренность представляет собой не самый изученный вид одаренности по причине ее глубокой связи с духовной сферой личности художника: предметом его художественного творчества является не только реальный мир, но и собственный внутренний мир с только ему понятными душевными переживаниями.

      Мой девиз: «Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту»

       Целью моей работы в данном направлении является:

-формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;

-воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.

      В своей системе работы с одарёнными детьми  я поставила следующие задачи:

· Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

· Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей;

· Стимулирование творческой деятельности одаренных детей; 

· Оказание помощи родителям одаренных детей;

· Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.

      В изобразительной деятельности выявление талантливых детей не требует особого труда – оно всегда очевидно по конечному результату. Но создание условий для их максимального раскрытия в деятельности, устранение причин, препятствующих творческому росту детей, требует особых усилий. Я стараюсь развивать способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий и работ в различных техниках изобразительной деятельности, используя современные технологии.

     Чем разнообразнее деятельность, чем большее количество изобразительных техник постигают дети на моих занятиях, тем успешнее идет их разностороннее  развитие. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

      Разнообразие материалов ставит новые задачи и дает возможность все время что-нибудь придумывать. В своей работе с детьми я стараюсь раскрывать тайны изобразительного искусства и развивать руку маленького художника, изучая с ним различные приемы изображения. Все виды работ, которые я провожу с моими воспитанниками, направлены на развитие художественных способностей и совершенствования технических навыков детей. Поэтому занятия по ИЗО в детском саду способствуют развитию внимания, фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

     Зачастую творчески одаренные дети не слишком успешны в своей основной деятельности. Многие родители считают, что незачем тратить время на рисование, что гораздо важнее занятия основными учебными дисциплинами. Моей задачей является убедить их в необходимости дальнейшего развития творческого потенциала ребенка, в формировании у него психологии успешности.

      Поэтому  важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие с родителями. Родители, непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

      В совместной деятельности педагога и родителей используются индивидуальные беседы и  консультации. Проводятся совместные выставки рисунков и поделок. Анкетирование показало, что основная масса родителей довольна работой изостудии и интересуется достижениями детей.

      Основными признаками высокой одаренности в художественной сфере являются раннее проявление изобразительных способностей у ребенка, быстрый темп освоения новых приемов и навыков в этой сфере, постоянный интерес к занятию изобразительной деятельностью, наличие элементов оригинальности и креативности в продукте творчества.

     Одним из основных этапов работы с одаренными  детьми являются занятия кружка «Веселая акварелька» с воспитанниками младших групп. Кружковая работа помогает развитию индивидуальных способностей ребенка, развитию предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти,  мышления и формированию положительной самооценки и уверенности в собственных силах.

     Успешное решение проблемы определения способностей и меры одаренности каждого ребенка невозможно осуществить посредством какой-либо одноразовой процедуры, поэтому психологическое сопровождение этой динамики – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой и особенностями индивидуального развития каждого ребенка. Основная цель выявление художественно-одаренных детей - раскрытие природного потенциала каждого ребенка.

     Замечено, что к концу года основная масса детей изостудии любят рисование и проявляют интерес к изобразительному искусству. Большинство детей подготовительной группы изъявили желание продолжать занятия по рисованию в школе искусств или посещать кружки по рисованию.

       Обнаружить свои способности и проявить природный талант помогает детям не только занятия в изостудии, но и  активное участие в областных, районных, городских, международных выставках и конкурсах. Уже третий год подряд мои воспитанники являются призерами и участниками районного конкурса рисунков детской школы искусств «Как прекрасен этот мир, посмотри!»  

      Занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с воспитанниками с НОДА И ЗПР. Детям с нарушениями предоставлены практически неограниченные возможности  для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к результатам их творчества  со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание. Так наши дети участвуют в различных конкурсах, получая грамоты и сертификаты участников. Все ребята приняли участие во всероссийском конкурсе среди инвалидов под названием «Я рисую – я могу» и получили грамоты за участие.

       В заключении хочется сказать, что  человек может прожить всю свою жизнь и даже не подозревать о тех возможностях, которые заложены в него природой. Он может не раскрыться в семье, а может не раскрыться  в школе и детском саду. Задача педагога дополнительного образования - помочь ребятам найти и понять себя. Ведь одаренность - это и исключение, и правило, и каждый человек по-своему одарен.

От всей души желаю всем  педагогам успеха и творчества в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа детей средней группы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»» Тема: «Весенние чудеса»

Цель: Обучать приемам конструирования из бумаги.Задачи:  - Закреплять конструкторские навыки; - продолжать способствовать приёму складывания бумаги пополам; - закрепить приём выре...

Конспект НОД для детей раннего возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование) Тема«Травка для зайчат»

Конспект НОД для детей раннего возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Тема«Травка для зайчат»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность) на тему: « МНОГО СНЕГА НАМЕЛО»

Конспект НОД на тему:  "Много снега намело". Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) для детей 3-4 лет. Материал будет полезен и интересен...

«В гости к народным мастерам» конспект для детей старшей группы. Образовательная область -художественно эстетическое развитие

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно эстетической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой областям на тему«В гости к народным мастерам&raq...

Конспект специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей "Подводный мир". Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Краткая аннотация к занятию. Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать, а это не всегда удается. Тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в та...

Занятие по изобразительной деятельности (Область художественно-эстетическое развитие)

Понаблюдав на прогулке за падающим снегом ребята 212 группы на изобразительной деятельности решили нарисовать снежок. Тема: "Снежок порхает, кружится"Цель: Учить детей создавать образ с...

Занятие по изобразительной деятельности (область художественно-эстетическое развитие) в младшей группе.

Понаблюдав за перыми весенними цветами (мимоза)  наши ребята к празднику 8 Марта изготовили для своих мам аппликацию  "Букет мимозы".(Нетрадиционная техника аппликации из бумажных ...