«Аппликация как средство развития творчества у детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая группа)

         В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе,ок                     ружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.

 Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации.            

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Аппликация  как средство развития творчества у детей младшего дошкольного возраста»

Выступление воспитателя Орловой А.С.

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.

 Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации.            

  Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

   Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Программные требования к организации художественно-эстетического развития младших дошкольников подчинены решению следующих задач:

  1. Приобщение детей к искусству аппликации;
  2. Формирование умения предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали, составляя изображения, и наклеивать их
  3.  Формирование навыков аккуратной работы с кисточкой и клеем
  4. Развитие умения создавать в аппликации предметные и декоративные композиции из геометрических форм, повторяя и чередуя их по форме и цвету
  5. Закрепление знаний форм предметов и их цветов
  6. Формирование опыта совместной со взрослыми деятельности, участие в выполнении коллективных композици

Для реализации задач используются следующие методы и приемы:

 

Словесные: беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование художественного  образа, чтение художественной литературы

Наглядные: использование натуры, образцов, репродукций, рассматривание отдельных предметов

Игровые: использование моментов игры в процессе продуктивной деятельности

Творческая активность детей: групповая и индивидуальная

    В нашей группе создан уголок по изо, куда дети могут в конце дня подойди и сделать еще раз,  например аппликацию, или нарисовать рисунок, то что им больше всего запомнилось на занятии, с помощью взрослого (воспитателя). В уголке представлены различные материалы по рисованию, лепке, аппликации, подобраны трафареты для рисования, раскраски по темам, различный демонстрационный материал. Так как мы начинаем знакомить детей с русским народным творчеством, в уголке представлены матрешки, дымковская игрушка.  

   Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений ( шарик для мишки, яблоки на дереве, морковь на тарелке и т.д.); коллективной (участие в коллективных композициях), декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
   Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений (предварительно на занятиях математикой происходит знакомство с геометрическими фигурами).          Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Для закрепления знаний на занятиях используются игровые приемы : кто быстрее найдет синий шарик, у кого на одежде изображен маленький квадрат. Таким образом, при подготовке к занятию я подбираю такие задания, которые помогают развивать восприятие детей, формировать умение видеть предмет, выделять его из других. Предварительная работа проводится накануне занятия, а не вовремя.

Важное внимание уделяю осязательному анализу. Поэтому при знакомстве с предметом важное место отвожу процессу его обследования, когда дети находят те его качества, которые нужны для аппликационного изображения. Мы узнаём не только форму, цвет и строение объекта, но и обязательно задействуем тактильные ощущения (мягкий - твердый, гладкий- шероховатый, тяжелый- лёгкий).  Например:  При подготовке к аппликации на тему «Коврик для котенка»  была проведена предварительная работа в виде беседы с детьми про домашних животных, дети отвечали на вопросы: Какой котенок? Что он умеет делать?, смотрели презентацию про домашних животных, рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, рисование и раскрашивание в уголке творчества и на занятиях по продуктивной деятельности, рассматривание ковриков и узоров на них и т.д.

При подготовке к аппликации на тему «Соберем урожай. Морковка на тарелке» так же проводилась предварительная работа накануне занятия  в виде рассматривания моркови, игры с овощами «Волшебный мешочек» и другие, рисование и раскрашивание в уголке творчества, беседы с детьми.

   При подготовке к коллективной аппликации по теме наши цветы «Бальзамин» мы с детьми рассматривали комнатные растения, наблюдали и ухаживали за ними, рисование в уголке творчества по теме, чтение художественной литературы по теме.

   Так же проводилась работа с родителями в виде бесед, консультаций, анкетирование. Дети совместно с родителями дома изготавливали аппликацию.

     К концу года в основном все детки научились составлять декоративную композицию из готовых геометрических фигур, составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность, аккуратно приклеивать детали, правильно держать кисточку, распознавать основные цвета, детям очень нравится выполнять коллективные аппликации.

Результатом следует считать:

  • – приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству;
  • – освоение навыков работы с кисточкой и клеем; научились некоторым приёмам преобразования бумаги;
  • – значительное повышение уровня развития творческих способностей;
  • – расширение и обогащение художественного опыта;
  • – формирование умения взаимодействовать друг с другом;
  • – овладение простейшими приёмами аппликации.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

Планирование по теме «Развитие творчества у детей младшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности»

Пояснительная записка.Очень важную роль в развитии психических процессов ребёнка играет ранний возраст и одним из значимых и актуальных занятий в данном возрасте является рисование. Рисование - очень ...

Использование нетрадиционной техники рисования в рамках реализации ФГОС как средство развития творчества с детьми младшего дошкольного возраста» План по самообразованию на 2016-2017 учебный год

Использование нетрадиционной техники рисования в рамках реализации ФГОС как средство развития творчества с детьми младшего дошкольного возраста» План по самообразованию на 2016-2017 учебный год...

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поко...

Презентация: "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В презентации раскрыты вопросы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества...