МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 Создание РППС по изобразительной деятельности в старшей группе с ОНР

 

Данные методические рекомендации для воспитателей разработаны на основе ФГОС дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО), для повышения профессиональных компетенций воспитателя в обучении детей предметному рисованию посредством РППС и качества обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР предметному рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii_2.docx103.91 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 Создание РППС по изобразительной деятельности в старшей группе с ОНР

Магнитогорск, 2023

Автор-составитель:

Зобнина Наталья Евгеньевна, студент ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», специальность: 44.02.04. «Специальное дошкольное образование»

Зобнина Н.Е. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций  по созданию РППС по изобразительной деятельности в старшей группе с ОНР – Магнитогорск: «Магнитогорский педагогический колледж», 2023. – 15 с.

Данные методические рекомендации для воспитателей разработаны на основе ФГОС дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО), для повышения профессиональных компетенций воспитателя в обучении детей предметному рисованию посредством РППС и качества обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР предметному рисованию.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка………………………………………………….

.…4

2.

Организация и создание РППС по изобразительной деятельности детей с ОНР………………………………………………………………

.....5

3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......

…11

4.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

…12

5.

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….

…12

Приложение 1 Примерный перечень материалов в центре по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте…

...12

Приложение 2 Рекомендуемые дидактические игры ………………....

…13

  1. Пояснительная записка

«Нет такой стороны воспитания,

                      на которую обстановка не оказывала бы влияние,

 нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

                              Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

 Среди неё ребёнок будет жить – развиваться…»

 Е.И. Тихеева

Среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

В образовательном процессе современного ДОО выделяют:

1. деятельность, организуемую воспитателем;

2. деятельность, инициируемую самими детьми.

Выбор первой зависит от целей, задач, решаемых воспитателем, его знания возможностей той или иной деятельности, от умения организовать её.  

Выбор второй зависит от инициативы ребёнка, его интересов, желаний, возможностей и ограничивается только возможностями РППС и правилами, которые устанавливает воспитатель.                

Выписка из ФГОС ДО «Пункт 1.6. Стандарт направлен на достижение следующих задач: -  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…». [1. C.3]

Одним из педагогических условий эффективности образовательного процесса в детском саду является организация и создание РППС по различным видам деятельности.

Цель методических рекомендаций:  повысить профессиональные компетенции воспитателя в обучении детей предметному рисованию посредством РППС, качество обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР предметному рисованию.

Методические рекомендации разработаны с учётом основных положений ФГОС дошкольного образования.

        

  1. Организация и создание РППС по изобразительной деятельности с ОНР

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Целью РППС по изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо-деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно- пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.

В соответствии с ФГОС ДО (пункт 3.3.4.)   «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». [1. C.15]

Рассмотрим подробнее требования ФГОС ДО к РППС по изобразительной деятельности.

Насыщенность

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие  и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.  Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)

Вариативность среды

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной  целостности образовательного процесса. Принимая во внимание интегративные качества образовательную область, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей. Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

Педагогические  требования к организации РППС по изобразительной деятельности

  • единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;
  • наличие соответствующих декоративных моментов;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;
  • учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства;
  • количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);
  • наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
  • педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);
  • доступность материала для детей, удобное расположение.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Для того, чтобы уголок изобразительной деятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:

  • расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;
  • использование детского дизайна в оформлении;
  • наличие произведений искусства;
  • соблюдение возрастных требований;
  • изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность;
  • оборудование для рисования, лепки, аппликации;
  • работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
  • работа с линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
  • различная техника изобразительного творчества (образцы);
  • развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
  • знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материалдидактические игры);
  • жанры живописи - старший дошкольный возраст;
  • образцы из глины  (игрушки, предметы народного промысла);
  • уголок художественного ручного труда  (образцы тканей, швов и др. материал);
  • организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития - перспективные планы;
  • наличие игрового персонажа.

Примерный перечень материалов в центре по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте представлен в приложении 1.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Так же для эффективного обучения старших дошкольников с ОНР при помощи РППС можно включить в оборудование нетрадиционные материалы для рисования и картотеки дидактических игр (см. приложение 2).

Нетрадиционные техники:

  • пальчиковая живопись
  • рисование ладошкой
  • рисование различными оттисками
  • монотипия
  • граттаж
  • рисование по мокрому
  • рисование свечой, углем
  • точечное рисование (пуантилизм)
  • рисование по ткани
  • пластилинография
  • кляксография и т.д.

Перечень необходимых материалов для нетрадиционных видов рисования:

  • природный материал
  • бросовый материал
  • фактурная бумага
  • ткани и нити и др.

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста должны соответствовать особенностям каждого возрастного этапа, требованиям охраны и укрепления здоровья. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. – Москва: 2013г.

2. Комарова Т. С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015.

3. Нищеева Н.В., Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006 - 125.

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Примерный перечень материалов в центре по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте

  • Бумага разного размера, формы, фактуры и цвета
  • Цветные карандаши 
  • Гуашь, акварель, сангина
  • Цветные восковые мелки
  • Фломастеры
  • Кисти различных размеров
  • Пластилин, стеки
  • Баночки
  • Салфетки из ткани, губка из поролона, салфетки для рук
  • Доски для лепки
  • Мелки для рисования
  • Трафареты посуды, овощей, фруктов
  • Силуэты птиц, животных, человека 
  • Предметы декоративно-прикладного искусства с элементами росписи (дымка, городецкая и др. по программе)
  • Муляжи овощей и фруктов
  • Раскраски для девочек и мальчиков
  • Иллюстрации по сказкам, временам года
  • Технические карты
  • Дидактические игры
  • Игровые ситуации
  • Материалы по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики

Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учетом возраста детей

 

Приложение 2 

Рекомендуемые дидактические игры

ЦВЕТ

Т.В.Башаева "Развитие восприятия у детей Форма, цвет, звук"

  • "Нарисуй сказочную лесенку" стр. 49
  • "Подбери красивое сочетание цвета" стр. 49
  • "Сложи красивую пеструю ткань для штор" стр. 49
  • "Нарисуй ковер" стр. 50
  • "Нарисуй природу" стр. 50
  • "Смешай разные краски" стр. 50

Л.А.Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

  • "Разноцветные цепочки" стр. 48
  • "Волшебная палитра" стр. 45

Г.А.Урантаева, Ю.А.Афонькина "Помоги принцу найти Золушку"

  • "Раскрась картинку" стр. 46, 51

 

ФОРМА

 О.М. Дъяченко, Е.Л.Агаева "Чего на свете не бывает?"

  • "Выложи сам" стр. 42
  • "Коврик для куклы" стр. 43
  • "Магазин ковров" стр. 44

Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста"

  • "Что это такое?" стр. 72
  • "Волшебная мозаика" стр. 73
  • "Похож - не похож" стр. 104
  • "Перевертыши" стр. 74
  • "Чудо вещи вокруг нас" стр.

Л.А.Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

  • "Найди такой же узор" стр. 86
  • "Кто больше увидит" стр. 90
  • "Мы составляем игрушку" стр. 94

 

ЛИНИЯ (толстая-тонкая, волнистая-прямая, длинная-короткая)

 М.Дрезнина "Игры на листе бумаги"

  • "Линии с характером" стр. 30
  • "Поиграем в лабиринт" стр. 34
  • "Как зовут твоего героя" стр.35

О.М.Дъяченко "Чего на свете не бывает?"

  • "Вниз по волшебной реке" стр.61
  • "Тир" стр.62

ШТРИХОВКА

 Н.А.Курочкина "Детям о книжной графике"

  • "Угадай, чьи уши, чей хвост?" стр.137
  • "Необычные цветы" стр.146
  • "Травушка-муравушка"
  • "Мой веселый звонкий мяч" стр.146
  • "У птицы Феникс красивое оперение"
  • "Колючий еж" стр.146
  • "Как у нашего крыльца посадили деревца"
  • "Сидит белка на тележки" стр.146
  • "Пушистый цыпленок" стр.146

 

РИТМ

 М.Дрезина "Игры на листе бумаги"

  • "Дорисуй колпачок" стр. 57
  • "Составь узор" стр.54-55
  • "Плывут по небу облака" стр.65
  • "Море волнуется" стр.65

О.М.Дъяченко "Чего на свете не бывает?"

  • "Где ошибся Буратино?" стр. 47

 

КОМПОЗИЦИЯ

 Дрезнина "Игры на листе бумаги"

  • "Плывут по небу облака" стр.
  • Составлю свой узор из полос, кругов и облаков" стр. 39

Дъяченко "Чего на свете не бывает?"

  • "Магазин ковров" стр. 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова.- СПб.: Астерион, 2012. - 24 с.

Целью данного пособия является оказание методической помощи воспитателям дошкольных учреждений по организации предметно-развивающей среды с учетом основного вида деятельности дошкольника - игры. Даны ...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений«Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, недостатки в основном процессе по ...