«Гжельские узоры. Голубой чайник»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Мильнова Елена Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_gzhelskie_uzory._goluboy_chaynik.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по рисованию

в старшей группе

Тема «Гжельские узоры. Голубой чайник»

                                                                                                              Воспитатель I квалификационной категории

МАДОУ ДС «Буратино»

Мильнова Елена Викторовна

Цель. Познакомить детей с Гжельским промыслом и его мастерами. Учить видеть и выделять особенности колорита росписи и ее характерные элементы.

Задачи.

  • Образовательные: продолжать вызывать у детей интерес к произведениям народного, декоративно – прикладного искусства; расширить представления детей об истории возникновения росписи.
  • Воспитательные: вызывать желание, добиться результата несмотря на возникающие трудности.
  • Развивающие: развивать чувство ритма на основе восприятия одинаковых элементов росписи; развивать художественное восприятие, творческое воображение.

Материал и оборудование.

Для воспитателя: предметы хохломской росписи, матрешки 5шт., Гжельская посуда, предметы быта, кисть, гуашь синяя, салфетка, стаканчик под воду, шаблон чайника из белой бумаги на синем фоне.

Для детей: гуашь синяя, кисточки, салфетки, стаканчики под воду, шаблоны чайников из белой бумаги.

Словарная работа. Декоративно-прикладное искусство, гончарное дело, роспись, элементы росписи, орнамент, узор, оттенок.

Предварительная  работа.

  • Рассматривание иллюстраций и изделий Гжельских мастеров.
  •  Чтение авторской сказки «Небесно-голубое чудо» М.Бобровой.
  • Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

Литература.

  • Альбом «Сказочная Гжель» 1 и 2 часть.
  • «Дошкольное воспитание» 2,2006г.
  • «Ребенок в детском саду» 5,2003г.
  • «Голубая сказка» Н.Н. Алексахин, М, «Народное образование», 1996г.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы попали с вами на выставку. Выставку  изделий декоративно-прикладного искусства. Подойдем к первому столику. Что же это за предметы?

Ответы детей.

Воспитатель. Кто же изобразил такие замечательные узоры на этих предметах?

Дети. Люди. Мастера.

Воспитатель. Что же это за роспись?

Дети. Эти предметы украшены хохломской росписью.

 Воспитатель. Из чего же сделана посуда?

Дети. Из дерева. Хохломской росписью  украшали только деревянную посуду.

 Воспитатель. Какие узоры характерны для хохломской росписи?

Дети. Ягоды, листочки, веточки. Черный или золотистый фон.

Воспитатель. Молодцы. А теперь отгадайте загадку:

                Рядом разные подружки,

                Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети. Матрешка.

Воспитатель. Правильно, это матрешка. Посмотрите на красавиц матрешек на другом столе. Ребята, кто вспомнит, как называется роспись, которая превращает деревянные заготовки в прекрасных кукол?

Дети. Полохов – Майданская роспись.

Воспитатель. Что же изображали Полохов-Майданские мастера на деревянных куклах, какие узоры?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, а что же это за диво на следующем столе! Как называется это небесно-голубое чудо?

Дети. Гжель, Гжельская роспись.

Воспитатель. Что вы знаете о Гжельской росписи?

Ответы детей.

Воспитатель. Сегодня мы пополним наши знания о Гжели. Присядьте на стульчики. Давайте рассмотрим альбом, который называется «Сказочная Гжель». Тарелки, досочки, чайники, квасники, подносы, копилки, различные сувениры, попадая в умелые руки мастеров, тут же превращались в произведения искусства. Изделия украшены сказочными розами, пионами, волшебными цветами, ягодами. Что еще изображали мастера?

Дети. Коней, дома, деревья…

Воспитатель. Познакомимся с некоторыми элементами росписи.

        Орнамент полосы из тонких линий – тонкие линии, расположенные под разным наклоном, находящиеся примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. По - другому этот узор называется сеточка. В сетке тоже может быть узор: точки, овалы, капельки и т.д.

        Волнистая тонкая линия – линия, у которой высота и ширина изображаемых волн должна быть одинаковая.

        Орнамент полосы, включающий точки и тонкую линию.

        Широкие линии разной насыщенности – т.е. светлые или темные.

        Капелька – растительный орнамент, напоминает дождевую каплю, лепесток ромашки.

        Мазок с тенями – выполняется одним движением кисти, состоит из различных оттенков синего цвета.

        Усики, спиралевидные завитки, росчерки, отводки, пояски.

        Веточки с листиками, бутон и цветок розы.

Воспитатель. Хотите побывать в роли Гжельских мастеров? Сегодня вам предоставится такая возможность.  Пройдем в нашу мастерскую. Перед тем, как снова сесть на стульчики, разомнемся.

ФИЗМИНУТКА 

        В понедельник я купался.

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье –

Целый день я отдыхал.

Присаживайтесь за столы. Приступим. Вашей задачей будет украсить Гжельскими узорами чайник. Итак, посмотрите на мольберт, у меня такой же чайник, что и у вас на столах.  Изобразим на чайнике веточку с ягодами, для этого сначала в центре чайника нарисуем тонкие веточки с завитками на концах. На кисть давить не нужно, рисуем легко и плавно, чтобы получались тонкие линии. По обе стороны ветви рисуем ягодки, круглые по форме. Теперь осталось нарисовать листья, их тоже рисуем по обе стороны ветви… Наша ветка готова.  Верх чайника украсим волнистой линией с точками, а низ сеточкой, с овалами на пересечении линий.

Перед работой  настоящие мастера делают гимнастику для пальцев…

        Раз, два, три, четыре,

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать.

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья!

Воспитатель.  Теперь вы готовы творить.

Скажите, почему у вас на столах только одна баночка с краской?

        Как нужно держать кисть?

        Как убираем лишнюю воду с кисти?

        Для чего нам салфетки?

(На каждый вопрос отвечают дети.)

Воспитатель. Возьмите правильно кисти в руки и приступайте к работе.

Воспитатель.  Давайте снова пройдем в «выставочный зал» и сядем на стульчики.

Элементами какой росписи  мы украшали чайник?

Какие цвета характерны для Гжельской росписи?

Какие предметы украшали Гжельские мастера?

Легко ли вам было рисовать?

Что понравилось рисовать больше всего?

Воспитатель. Молодцы, вы сегодня постарались и справились с заданием. И я этому очень рада!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний сбор "Гжельские узоры"

Краткий конспект утреннего сбора для страших дошкольников по теме "Гжельские узоры"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области художественное творчество (рисование) в подготовительной к школе группе. Тема: «Гжельские узоры».

Образовательные задачи:Учить детей создавать узоры на листе бумаги в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, точки, завитки;Учить изобр...

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: "Роспись чайника гжельским узором"

Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: «Роспись чайника гжельским узором»Цель:Продолжать знакомить с гжельскими мастерами, их творчеством. Учить детей приёмам рисования гжельской розы. Зак...

Украсим поднос гжельским узором

Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создат...

"Украшение посуды гжельским узором"

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе...

"Гжельские узоры"

Занятие по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе,целью которого являестя продолжение знакомства детей с гжельской росписью....

Тема: «Рисование гжельского узора. Красивый чайник»

Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение, а также скульптуры малой формы....