Тема: «Рисование гжельского узора. Красивый чайник»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Стахеева Ирина Александровна

Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение, а также скульптуры малой формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по рисованию

Тема: «Рисование гжельского узора. Красивый чайник»
Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение, а также скульптуры малой формы.

Задачи:
Образовательные: формировать умение детей выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме; составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три)

Развивающие: развивать творческое воображение, мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитывающие: воспитывать умение уважать достояние русского народа через декоративно прикладное искусство.

Материал: Посуда с гжельским узором, скульптура малой формы, иллюстрации, плакаты, открытки, рисунок морозного окна, гуашь, лист для упражнений, силуэты чайника.


Ход занятия

Орг. момент.

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели      
сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам 
зимы,
С таким же звонким званьем Гжель. 
Н. Савченко

- Ребята, посмотрите на предметы и узоры, которые изображены на иллюстрации, какого они цвета?  На что похожи эти узоры? Как вы думаете, почему предметы разрисованы голубой и синей краской?

- Я вам сейчас расскажу очень интересную сказку, из которой вы узнаете, почему художники-мастера стали украшать предметы именно этими красками.

Сказка про гжельские изделия.
Слушаем сказку (рассказывает воспитатель).
Под Москвой, есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое). Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок – скульптур похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

- Ребята понравилась вам сказка?

Знакомство с красками и элементами гжельской росписи.
- А что сделали люди, чтобы прогнать Змея Горыныча? Как они расписали скульптурки? (сине-голубыми красками). 
- Ребята такая роспись – по белой глине сине-голубыми красками называется – Гжель (гжельская роспись).
- Ребята, а на что похожи элементы гжельской росписи? (на морозный рисунок на окне). Вспомните, какое я вам читала стихотворение. Подходит оно для гжельской росписи? Почему?

Сходство гжели и зимы.
- Давайте сравним с рисунком морозного окна гжельскую роспись. (Вывешиваю рисунок морозного окна).
- Какие узоры вы видите на гжельских изделиях? (цветы бутоны, листья, тоненькие стебельки)
- Есть похожие элементы? (да)
- Сегодня на занятии мы тоже попробуем стать гжельскими мастерами. Мы попробуем нарисовать элементы гжельской росписи: полосы широкие и узкие, полсу и точки, полосу и мазки.
- Посмотрим на изделия гжельских мастеров и попробуем найти эти элементы.
- Сейчас я покажу вам еще раз, какие элементы гжельской росписи вы нарисуете на своих полосках?
Выполнение элементов росписи на листках для упражнений.
- А теперь попробуем прорисовать эти элементы в воздухе, а затем на листочках, которые лежат у вас на столах. У кого получилось, поднимите руки, и я вам выдам полоски, на которых вы нарисуете полоску и точки, полоску и мазки. Каким цветом вы будете их выполнять? (Синим и голубым). 
- Ребята, а как нам получить голубой цвет? (Надо смешать синий цвет и белый)
Самостоятельное рисование.

- А сейчас я предлагаю вам превратиться в мастеров села Гжель и украсить волшебными узорами чайники для заварки.
- Приступайте к работе. Если кто-то забудет, как рисовать, можете потихоньку встать и посмотреть, как рисуется узор.

Выставка работ. Итог.

- Посмотрите на работы и скажите, какой рисунок выполнен легко, нежно необычно?

- Ваши рисунки необыкновенно красивые! Молодцы! Еще раз скажите, как называется роспись, которой мы украшали наши чайники? (Гжельская роспись)

Есть в Подмосковье такое местечко – 
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми средней группы "Посуда.Рисование гжельского узора."

Данный материал по художественно-эстетическому развитию будет плезен детям среднего возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) Тема НОД: «Гжельские узоры» Тема недели: «Школа. Школьные принадлежности»

Задачи:Продолжать знакомить детей с гжельской росписью.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Раз...

Конспект НОД по рисованию «Гжельские узоры»

Гжель это один из самых знаменитых художественных промыслов России по производству керамики и фарфора, а также вид русской народной росписи, известный не только в России, но и за ее пределами....

Декоративное рисование : "Гжельские узоры- роспись платочка"

Цель и задачи:- закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского уз...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: "Рисование гжельского узора на тарелочке" в старшей группе

Образовательные: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры малой формы.Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и...