Эбру в стиле Хохломская роспись
опыты и эксперименты по рисованию (подготовительная группа)

Пахоль Светлана Александровна

Мастер- класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 

Тема: Эбру стиле Хохломская роспись

 

Цели:

Развивающие: Развитие  интереса к творческой деятельности, чувства прекрасного.

Воспитательные: Воспитание эстетического вкуса,  аккуратности в работе. Выработка творческого отношения к заданию, стремления довести начатое дело до конца.

Применяемые методы и формы обучения и воспитания:

Объяснительно-иллюстративный

Демонстрационный

Исследовательский

Материально-техническое  оснащение:

ПК,  мультимедийный проектор,  презентация.

Деревянные шпажки, лотки с водой с загустителем, краски Эбру (черный, желтый, золотой, красный, оранжевый), кисти, непроливайки, бумажные салфетки, бумага для переноса рисунков.

Структура  мастер-класса:                                                                

Организационный момент (1 минута).

Актуализация знаний участников (5 минут).

Формирование новых знаний и  умений (10 минут)

Закрепление и систематизация знаний, практическое применение (20 минут).

Подведение итогов мастер-класса (4 минуты).

Ход мастер-класса

1. Организационный момент:

– приветствие;

– проверка явки участников;

– проверка готовности участников к мастер-классу.

2. Актуализация знаний участников

– настрой участников на мастер-класс;

– доведение до участников плана мастер-класса.

- выявление степени подготовленности участников к мастер-классу

3. Педагог: Приветствует и сообщает участникам  тему мастер-класса: композиция  «Эбру в стиле хохломская роспись».

- Цель нашего мастер-класса – создание рисунка Эбру.

Участники:

Настраиваются на мастер-класс, воспринимают информацию.

4. Изложение педагогом нового материала.

- Сегодня на нашем мастер-классе мы создадим рисунок в технике Эбру в стиле хохломской росписи. И для начала ознакомимся с историей возникновения интересной и увлекательной техники.

Термин Эбру происходит от персидского ebri, что означает «воздушные облака». И, действительно, если посмотреть на рисунок, выполненный по такой технологии, становится понятно, почему его так называют.
          Эбру - 
 особый метод рисования, который предполагает использование в качестве холста не совсем обычную поверхность – воду. Конечно, вода эта должна быть не простая, а подготовленная специальным образом. Краски тоже используются особенные: на натуральной основе. В результате получаются невероятные по красоте картины, повторить которые практически невозможно.

Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде: разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи.

И хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде, возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.

          Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает пятнам краски на воде разнообразную форму.
           По окончании рисунка его можно перенести на бумажный лист, а профессионалы способны использовать и другие поверхности: дерево, ткани, керамику, кожу.

5. Практическая часть. Рисунок на воде.

Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые нанесутся потом. На нашем мастер-классе для фона используем черный цвет.

        Наберите краски в кисточку и произвольно разбрызгайте по всей поверхности. Первые капли растворятся – это нормально! Затем краска будет оставаться на поверхности.
Фон можно сделать однотонным или использовать несколько цветов: краска не будет смешиваться, образуя прожилки и узоры.

Создание основного рисунка

Вся суть рисования Эбру сводится к тому, чтобы создать на поверхности воды круг из краски, а затем при помощи деревянной шпажки всячески деформировать его, создавая удивительные узоры. Чем сложнее рисунок, тем больше мастерства и опыта понадобится от художника. Начнем можно с рисования цветов. Вот пошаговая инструкция, как нарисовать простой цветок.

Для рисунка в стиле хохломской росписи возьмем красные, желтые, оранжевые и золотые цвета.

         На кончик шпажки наберите краску и коснитесь воды, не протыкая поверхность. У вас должен получится круг. Если хотите сделать его больше – наберите ещё краски и снова коснитесь в том же месте. Наберите краску другого цвета и снова коснитесь центра, делая таким образом круг другого цвета. Погрузите кончик шила ближе к краю внутреннего круга и сделайте лепестки цветка, перемещая шило наружу. Для создания ягод наберите небольшое количество красной краски и сделайте круг, затем ближе к краю добавьте совсем  маленькую капельку золотой или желтой краски.

Текущий инструктаж

Формирование новых умений:

– проверка организованности начала работы учащихся;

– проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления).


Перенос изображения на бумагу

         Когда изображение готово, приступаем к переносу картинки на бумагу. Для этого осторожно приложите лист к поверхности жидкости и подождите 10-15 секунд. Можете аккуратно провести по бумаге с наружной стороны, чтобы помочь рисунку отпечататься. Теперь медленно достаем лист: цепляем край и как бы перетаскиваем через бортик емкости. Так лишняя влага стечет обратно в лоток. После этого осталось только высушить ваше творение, поставить его в рамку или поместить в альбом для сохранности.

6. Целевые обходы

– Инструктирование по выполнению отдельных операций  и задания в целом

– Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся

– Рациональное использование учебного времени

7. Заключительный инструктаж

– анализ выполнения самостоятельной работы участников;

- подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование. Хохломская роспись.

Занятие для детей подготовительной группы из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Хохломская роспись. Завиток.

Познакомить с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал).  Дать представления об основных элементах, используемых художниками. Активизировать словарь: централь...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)

Задачи:Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжать знакомить с хохломским промыслом, используя художественную литературу.Образовательная область «Познание»: уточнять предста...

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)

«Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись) .Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)

Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1)    Предшествующая работа:·        Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы...