Дополнительная образовательная программа кружка "Маленький художник" с использованием нетрадиционных техник рисования.
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Щукина Марина Александровна

В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев , картофеля получаются такие красивые фигуры ,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать. В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают ,а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.  Занятия  в кружке позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.                                                                                              Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx55.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа кружка

«Маленький художник»                                   с использованием

нетрадиционных

техник рисования

в старшей группе «Светлячки»

на 2023 – 2024 учебный год

Возраст детей 5-6 лет



Разработала: Щукина М.А.

воспитатель высшей категории


                                                 п. Энергетик, 2023

Содержание

1.Пояснительная записка................................................................................3

2.Цель кружка..................................................................................................4

3.Задачи кружка...............................................................................................4
4.Направление работы программы................................................................5

5.Основные способы  и формы работы с детьми.........................................6

6.Ожидаемый результат..................................................................................7

7. Виды  и техники нетрадиционного рисования.........................................8

8.Формы подведения итогов в конце года...................................................11

9. Перспективно-тематическое планирование кружка..............................12


















Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами  – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.

Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.

Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев , картофеля получаются такие красивые фигуры ,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.

В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают ,а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.

Актуальность программы: Занятия  в кружке позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Задачи программы.

 Развивающие: 

  • Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
  • Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
  • Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
  • Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Образовательные:

  • Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
  • Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
  • Учить использованию различных материалов
  • Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
  • Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
  • Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать

композиции, образы.  Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Воспитательные: 

  • Воспитывать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
  • Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Данная программа предполагает варианты разрешения следующих проблем:

-приобщение детей к творчеству;

-знакомство детей с различными техниками рисования;

-знакомство детей с различными материалами.

При составлении данной программы учитывались основные принципы:

  • Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

Интеграция ОО

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

«Познавательное развитие»: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций, беседы природоведческой направленности и др.

«Речевое развитие»: чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

«Социально – коммуникативное развитие»: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений,

развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

«Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные дидактические.

«Художественно – эстетическое развитие»: музыка: прослушивание музыкальных произведений.

 Основные способы и формы работы с детьми

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю(среда), во вторую половину дня.

Общее количество занятий в год -36., время занятий 25 мин.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5 -6 лет и рассчитана на один год обучения.

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Гуашь.

3. Акварельные краски.

4. Ватман.

5. Картофель, морковь.

6. Поролон.

7. Капустные листы.

8. Воздушные шары.

9. Листья деревьев.

10. Кисточки.

11.Чашечки для гуаши.

12. Баночки для воды.

13. Заготовки рисунков.

14. Салфетки влажные.

15. Зубная паста.

16. Пластиковые вилки

17. Крупы

18. Пенопласт

19. Бисер, бусинки

20.Ленты разноцветные

21. Трубочки

22. Соль

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

Виды и техники нетрадиционного рисования.

  Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.

  Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его

окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография.

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.

Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч. л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами.

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование тычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Основные применяемые технологии:

- Здоровьесберегающие технологии.

- Личностно-ориентированная технология.

- Игровые технологии

- Технология исследовательской деятельности

- ИКТ

Планируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года ребёнок:

  • уверен в действиях и ответах в течение НОД;
  • активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
  • умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
  • ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • проявляет фантазию, художественное творчество;
  • умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
  • завершает работы декором;
  • умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • умеет использовать трафареты и печати при работе;
  • завершает работу декором;
  • умеет убирать за собой рабочее место.

Формы подведения итогов в конце года.

-Проведение выставок детских работ

-Проведение мастер-класса среди педагогов


Перспективно-тематическое планирование кружка 

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

Сентябрь

1 

Диагностика

6.09.2023

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2

«Осеннее дерево»

13.09.2023

кляксография и примакивание

     Развивать умение творчески применять способы изображения, как кляксография и примакивание показать их выразительные возможности.

    Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Развивать детское творчество, инициативность, изобразительные творческие способности у детей,

Лист, гуашь, две кисточки,  и все принадлежности для рисования.

3

«Волшебный зонтик».

20.09.2023

Пластилнография

Способствовать развитию  умений и навыков в работе с пластилином, фантазии, мелкой моторики пальцев рук. Содействовать воспитанию интереса к занятиям пластилинограф.

Картон с изображением на нем зонта, размер ½ А4,набор пластилина, доска для лепки, салфетки для рук.

4

«Воздушные шары».

27.09.2023

Кляксография.

Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими  и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

Листы бумаги, кисти, гуашь, набор фломастеров, салфетки, готовые работы по кляксографии для образца.

Октябрь

5 

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

4.10.2023

Оттиск  печаткой из яблока

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке.. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Лист, гуашь, трафареты банок, половинки яблок, кисточки, салфетки, баночки с водой.

6

Осенний букет

11.10.2023

Печатание листьями

Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

7

«Подводный мир»

18.10.2023

Рисование мыльными пузырями

Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Листы бумаги А4 ½, мыльный раствор разных цветов, соломинки, салфетки.

8 Рябинка

25.10.2023

Рисование ватными палочками

Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный

Лист бумаги, , ватная палочка, акварельные краски, стаканчик с водой.

Ноябрь

9 «Улитка»

1.11.2023

 

Рисование восковыми мелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Лист бумаг, набор цветных восковых мелков, соль, кисти с широким ворсом, стаканчик с  водой, салфетки, иллюстрации, изображающие пейзаж

10. «Унылая пора! Очей очарованье»

8.11.2023

Рисование ладошками, пальцами.

   Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

   Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

Лист, гуашь, две кисточки,  и все принадлежности для рисования.

11 «Рисуем по шаблону»

15.11.2023

Освоение рисования по шаблону

   Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.

   Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

   Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

Листы бумаги, карандаши, обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

12. 

«Первый снег».

22.11.2023

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги, цветные краски, салфетки

13

«Ежик»

29.11.2023

Пластилинография

Создать условия для обучения моделированию образа ежа путем изображения иголочек на спине с использованием нетрадиционного материала- семечек, созданию композиции.

Картон с изображением контура ежика, пластилин, доска для лепки, стеки, семечки., влажная салфетка.

Декабрь

14

 «Рисунки- неведимки»

6.12.2023

Освоение техники рисования свечкой

   Развивать воображение, творчество.

   Совершенствовать технику рисования свечёй.    

   Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов.      

   Воспитывать самостоятельность в выборе сюжета.

Листы, акварельные краски, восковые свечи, кисточки, салфетки.

15

«Зимний лес»

13.12.2023

 

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Листы, гуашь, кисти, палитра, салфетки.

16. «Письмо для Деда мороза»

20.12.2023

Самостоятельная работа детей. Закрепление ранее освоенных техник.

Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.

Листы, гуашь, кисти, палитра, салфетки.

17

 «Новогодние подарки»

27.12.2023

Рисование свечей и акварельными красками

Вызывать у детей приятные воспоминания о новогоднем празднике;  упражнять в

рисовании различными материалами.

Лист А4, свечи; акварельные краски; кисти с широким ворсом,.

Январь

18

«Праздничный салют»

10.01.2024 или

«Зимние узоры»

Раздувание красок

Рисование нитью

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка

Листы, гуашь, стаканчики с водой, нити, салфетки.

19

«Елочка»

17.01.2024

Пластилинография

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

20.

Снеговичок

24.01.2024

 

Комкание бумаги (скатывание)

 

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

 Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

21 «Снегири на ветках»

31.01.2024

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.

Листы, гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитра, салфетки , фартуки

Февраль

22

«Волшебница зима»

7.02.2024

 

Совершенствование техники рисования - набрызг.

   Закрепить нетрадиционную технику рисования -набрызг.

   Учить получать изображения, используя новые способы.

  Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

  Воспитывать аккуратность при работе.

Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, стаканчики с водой, салфетки.

23

«Разноцветное небо»

14.02.2024

Рисование на мокром листе

Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

Освоение техники рисования по мокрой бумаги.

Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, стаканчики с водой, салфетки.

24 

«Соленое море»21.02.2024

Рисование солью, по мокрой краски

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования с солью по сырой краске.

Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, соль, стаканчики с водой, салфетки.

25

«Зимний пейзаж».

28.02.2024

Кляксография.

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Март

26

«Букет для мамы»

6.03.2024

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

27

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

13.03.2024

ниткография (рисование нитью)

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Освоение техники рисования – ниткография.

Листы, гуашь, стаканчики с водой, нити, салфетки.

28 «Подснежники»

 20.03.2024

Акварель, восковые свечи

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Листы, акварельные краски, восковые свечи, кисточки, салфетки.

29

«Наша улица».

27.03.2024

Печатание, набрызг, силуэтное рисование

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…

Апрель

30

«Весеннее дерево»

3.04.2024 

Рисование Ватными палочками

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  тычок с помощью ватных палочек.. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Листы бумаги, краска, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки .

31

«Планеты»

10.04.2024

Освоение техники коллаж

Закрепить умения детей в технике коллаж.    

  Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем.

   Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, ножницы, клей

32

Праздничная верба»

17.04.2024

Рисование пастелью

Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Совершенствовать умение рисовать пастелью.

  Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.

  Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Листы , пастель

33

«Одуванчик вдруг расцвёл»

24.04.2024

Продолжить осваивать технику – пуантилизм.

Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - пуантилизм. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетическое восприятие.

Воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Листы бумаги для рисования,

Май

34

«Букет к 9 мая».

8.05.2024

Пластилинография.

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин.

35

«Цветочная поляна».  

15.05.2024

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

36

«Веселые кляксы»

22.05.2024

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

37

«Вот и лето пришло» или

«Радуга-дуга»

29.05.2024

Различные

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

.Листы бумаги, краска, гуашь, кисточки, ватные палочки, нити, мыльный раствор, салфетки.


Список использованных источников

1.Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет: : Мозаика-Синтез; Москва; 2010

2. Д.Н. Колдина. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий»: Мозаика-Синтез; Москва; 2010

3.. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

4.В.В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет; Учитель; 2017г

5. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

7.И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера; 2019г

8. Т.В. Смирнова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет»; Учитель; 2015г

9. Т.В. Смирнова «Учимся рисовать пластилином» для детей 5-7 лет. ФГОС ДО; Учитель; 2019г

10. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ;«Карапуз-дидактика»,Москва ;2009

11.Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб; КАРО, 2008г.

12.Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.

13.Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб; КАРО, 2007г.

14.Утробина К. К, Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.

16.Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...

дополнительная образовательная программа изостудии Затейники.«Использование нетрадиционных техник рисования» для детей от 3 до 4 лет.

Пояснительная запискаФормирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразит...

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Программа дополнительного образования «Разноцветные пальчики» (с использованием нетрадиционных техник рисования) для детей 2 - 4 лет

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Разноцветная Палитра» (нетрадиционные техники рисования)

Рабочая программадополнительной образовательной услуги –кружка «Разноцветная Палитра»(нетрадиционные техники рисования)...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...