Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я - художник» для детей 3-7 лет
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бондарь Ирина Викторовна

В программе «Я - художник» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20-22_dop_ya_hudozhnik.docx111.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического

совета

от «___» _________ 2020 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ  «Детский сад №77 «Машенька»

____________ Маркова О.А.

Приказ № ___ от ______2020 г.

Программа

дополнительного образования

по нетрадиционной технике рисования

«Я - художник»

для детей 3-7 лет

 

 

 

 

 

Смоленск, 2020 год

                                                                                                         

                                                                                

В программе «Я - художник» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.

Целевой раздел. Пояснительная записка…………………………..

3

1.1.

Актуальность программы…………........................................................

3

1.2.

Цель и задачи программы…………........................................................

4

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………….........

4

1.4.

Возраст детей, на которых рассчитана программа…...........................

6

1.5.

Обоснование выбора содержания программы………………………...

6

1.6.

Планируемые результаты освоения детьми программы……………..

7

1.7.

Формы подведения итогов……………………………………………..

8

II.

Содержательный раздел……………………………………………...

10

2.1.

Проектирование образовательной работы по программе……………

10

2.2.

Содержание разделов программы по возрастным группам………….

12

III.

Организационный раздел…………………………………………….

38

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы…………………

38

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды…..

  41

Заключение…………………………………………….........................

42

Литература……………………………………………………………..

43

                                                                                   

                                                                               

….Это правда! Ну чего же тут

скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э. Успенский

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность программы.

Актуальность программы «Я - художник.» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

 Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

 Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155).                                                                                                                  Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Я-художник».

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.

Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 

 В ходе  реализации программы «Радуга» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • батик (узелковая техника);
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость.)

3. Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.

6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью. Устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе.

Системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно- деятельностный  компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.

гуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа

          Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.      

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

         Форма организации детей на занятиигрупповая.

         Форма проведения занятиякомбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

1.5. Обоснование выбора содержания программы

            Парциальная образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Я - художник» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

           Отличительной особенностью является то, что программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс.

1.6. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы

         самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и   инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

В программе «Радуга» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

          

1.7. Формы подведения итогов

 Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

 

   Разделы

                                           Уровни развития

                 Средний

                     Высокий        

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь.

Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.  Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается  качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деятельность  

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И.ребенка

Техника работы

с   материалами

Предметное и       сюжетное изображение

Декоративная

 деятельность

9

5

9

5

9

5

В

В

В

В

С

В

В

В

С

В

С

С

В диагностической таблице  используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний  - С, низкий - Н.   

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Проектирование образовательной работы по программе.

Программа «Радуга» это  система занятий по изобразительной деятельности с использованием  нетрадиционных  техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Радуги». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

           № п/п

Тема  занятий

Количество занятий

 1 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4  

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

Всего за 1 год обучения:34

 2 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

Всего за 2 год обучения: 34

 3 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

Всего за 3 год обучения: 34

4 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 4

Ноябрь

«Деревья»

                 5

Декабрь

«Птицы»

                 4

Январь

«Животные»

                 4

Февраль

«Сказки»

                 4

Март

«Цветы»

                 5

Апрель

«Игрушки»

                 4

Май

«Загадки Радуги»

                 4

                                                   Всего за 4 год обучения: 34

                                   Общее количество занятий по Программе:  136                    

2.2. Содержание разделов программы

Перспективное планирование первого года обучения  - 2 младшая группа

Месяц

    №

Тема занятия:

Программное содержание

Октябрь

1

2

3

4

«Овощи, фрукты»

«Веселый горох»

«Ягодки и яблоки на тарелке»

«Собираем урожай»

«Приглашаем снегирей»

Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».

 Учить детей набирать краску на палец.  

Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать учить детей набирать краску на палец.

 Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.

Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки».

 Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге.

 Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой

 Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины.

Ноябрь

5

6

    7

8

9

«Деревья»

«Осенний пейзаж»

«Маленькой елочке холодно зимой»

«Деревья у озера»

«Рябинка»

«Сирень в корзине»

 Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке.

 Учить детей наносить гуашь на пленку.Закрепить знание детей о цветах.

 

Познакомить детей с новой техникой «монотипия».

 Учить детей наносить краску не выходя за контур.

 Закрепить умение держать правильно кисть.

 Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».

 Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку.

Учить детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).

Закрепить данные приемы рисования.

Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

Побуждать детей к самостоятельности.

Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы.

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Веселые цыплята»

«Жили у бабуси два веселых гуся»

«Лебеди на озере»

«Люли, люли, люли,

прилетели гули».

 Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».

 Побуждать детей дополнять изображение деталями.

 Развивать  у детей чувства цвета и формы.

 

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство.

 Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями.

 Развивать воображение.

 

Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи ладони.

 Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию.

 Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.

 Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно.

 Закрепить представление о цветах.

 Развивать ориентировку в пространстве, координацию.

Январь

14

15

16

17

«Животные»

«Котенок»

«Зайчонок»

«Ёжик»

«Киска, киска, киска брысь»

 

Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажная трубочка».

 Развивать творчество детей через выбор цвета.

 Учить детей рисовать трубочкой.

 

Продолжать учить детей использовать трубочку как изобразительное средство.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Продолжать формировать навыки рисования.

 Совершенствовать умение рисовать ладонью.

 Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев.

 Воспитывать воображение.

Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев.

Побуждать детей самостоятельно рисовать дорожку.

Воспитывать радостное настроение у ребят.

Февраль

18

19

20

21

«Сказки»

«Рыбки плавают, ныряют»

«Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»

Рисование + аппликация.

 

«Храбрый петушок»

«Тень, тень, потетень»

Продолжать учить детей рисовать при помощи полиэтиленовой пленки море.

 Закрепить умение рисовать всей ладонью рыбок.

 Развитие творческого воображения.

 

Закрепить навыки рисования полиэтиленовой пленкой.

 Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу.

 Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы.

 

Закрепить навыки рисования ладонью.

 Познакомить детей с новым приемом рисования « штампом».

 Развивать эстетическое восприятие.

Закрепить у детей  навыки использования нетрадиционной техники рисования пальцеграфия.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

Март

22

   23

24

25

26

«Цветы»

«Мимоза для мамы»

«Цветок радуется солнышку»

«Цветик-семицветик»

«Цветочек»

«Цветы в вазе»

 

Совершенствовать технику рисования пальцами.

 Развивать чувство ритма и цвета.

 Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.

 

Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов.

 Развивать чувство композиции.

 Воспитывать радостное настроение у детей.

 

Совершенствование техники «монотипия».

 Закрепить умение владения кистью.

  Развивать мышление и творческое воображение.

 

Закрепить умение рисовать пальчиками.

 Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами.

Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью и пальчиками.

Закрепить у детей знание цветов.

Воспитывать радостное настроение.

Апрель

27

28

29

30

«Игрушки»

«Конь ретивый, с длинной гривой»

«Разноцветная юла»

«Самолет, самолет, ты вези меня в полет»

«Мячики»

 

Учить детей наносить отпечатки пальчиками не выходя за контур.

 Продолжать совершенствовать навыки рисования двумя пальцами одновременно.

 Воспитывать аккуратность.

 

Учить детей рисовать при помощи бумажных трубочек разных видов.

 Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося отпечатки трубочкой равномерно по всей поверхности рисунка.

 Воспитывать интерес к работе.

 

Учить детей рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток.

 Закрепить название цветовой гаммы.

 Развивать творческое воображение детей.

 

Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.

 Показать прием получения отпечатка.

 Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

   Май

31

32

33

34

«Загадки Радуги»

«Волшебные картинки»

«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

«Вот и лето пришло»

«Выставка рисунков детей данной группы»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Развивать цветовосприятие у детей.

Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования.

Закрепить знания  и умения полученные за год.

Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа, используя материал: трубочки, печатки.

Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.

Развивать воображение и творчество.

Учить детей рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся рисунков.

Перспективное  планирование второго года обучения - средняя группа

     Месяц

      №

Тема занятия

Программное содержание

  Октябрь

1

2

    3

   4

«Овощи, фрукты»

«Собираем ягоды»

«Огуречик, огуречик»

«Овощной салат»

«Апельсин и ананас»

 Продолжать учить детей технике пальчикового рисования.

 Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Развивать мелкую моторику рук.

 

Учить детей технике рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей представление о зеленом цвете.

 Воспитывать у ребят внимание.

 

Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца.

 Развивать чувства ритма и цвета.

 Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 

Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки.

 Продолжать учить детей наносить

на ладонь  гуашь двух цветов.

 Развивать у детей композиционные умения.

Ноябрь

5

6

7

    8

9

«Деревья»

«Деревья с разноцветными листьями»

«Фруктовые деревья»

«Облетели с деревьев последние листочки»

«Осенний лес»

«Осень нашего края»

 

Познакомить детей с новой техникой

«печать листьями».

 Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа.

 Развивать ориентировку в пространстве.

 

Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева.

 Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом.

 Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

 Продолжать учить детей технике рисования на полиэтиленовой пленке.

 Сформировать у детей представления об изменении внешнего вида деревьев.

 Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет.

Показать прием печати по трафарету.Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции.

Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги.

Продолжать учить рисовать деревья.

Подбирать колорит осени.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа.

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Два петушка ссорятся»

«Каких я видел попугаев»

«У солнышка в гостях»

«Грач»

 

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка.

 Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

 

Продолжать учить детей использовать технику монотипия.

 Развивать у детей чувство цвета и формы.

 Закрепить основные цвета.

 

Продолжать знакомить детей с  новой техникой «рисование по сырой бумаге».

 Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой.

 Развивать мелкую моторику рук.

 

Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге».

 Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями.

 Поощрять детское творчество.

Январь

14

   15

16

17

«Животные»

«Ежик»

«Кто-кто в рукавичке живет»

«Звери под елочкой»

«Лев – царь зверей»

 

Познакомить детей с новой техникой- кляксография.

 Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

Продолжать  знакомить детей с  техникой - трафарет.

 Развивать у детей цветовосприятие и чувство композиции. Развивать фантазию.

 

Продолжать знакомить детей с техникой кляксография.

 Развивать творчество у ребят через выбор цвета.

 Развивать усидчивость.

Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия, набрызг.

Развивать воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Февраль

18

19

20

21

«Сказки»

«Жители страны Фантазии»

«Мышь и воробей»

«Ожившая сказка»

«Рисуем сказку «Колобок»

 

Продолжать учить детей рисовать кляксы.

 Учить детей фантазировать.

 Закрепить название теплых оттенков.

 

Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета.

  Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской.

 Воспитывать аккуратность.

 

Развивать у детей образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

 Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка.

 Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.

Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета.

Закрепить умение пользоваться трафаретами.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание.

Март

22

23

24

25

26

«Цветы»

«Открытка для мамы»

«Одуванчики»

«Астры»

«Цветы на клумбе»

«Весенние цветы»

 

Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

 Развивать глазомер.

 

Совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг).

 Воспитывать эстетический вкус.

 

Продолжать совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Развивать у детей координацию и силу движений.

 Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: монотипия, штампы, кляксы.

 Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета.

 Развивать творчество, воображение.

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.

Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.

Развивать творческое мышление и воображение.

Апрель

27

28

29

30

«Игрушки»

«Лошадка»

«Веселые зайчики»

«Плыви, плыви, кораблик»

«Петушок да курочка»

 

Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами.

 Развивать эстетическое восприятие.

 Воспитывать интерес к народной игрушке.

 Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой.

 Совершенствовать умения детей подбирать цвета.

 Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

 

Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

 Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 

Учить детей изображать игрушки, передавая сходство с реальным предметом.

 Упражнять в проведении толстых и тонких линий при помощи пальцев.

 Развивать творчество у ребят.

    Май

31

32

33

34

«Загадки Радуги»

«В гостях у красок»

«Сегодня мы волшебники»

«Подарки для кошки Мурки»

«В гостях у Королевы-кисточки и Кляксочки»

Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования.

Поддерживать интерес к изодеятельности.

Доставить детям радость и удовольствие.

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография.

Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне.

Развивать у детей фантазию, воображение.

Закрепить навыки и умения использования различных материалов для создания выразительного образа.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Воспитывать желание помочь друг другу.

Выявить знания детей полученные за год.

Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы.

Вызвать эмоциональный отклик, побуждать активно участвовать в развлечении.

Перспективное планирование третьего года обучения - старшая группа

Месяц

     №

       Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1

2

3

4

«Овощи, фрукты»

«Яблоки»

«Во саду ли, в огороде»

«Мы делили апельсин»

«Страна Лимония»

 

Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка».

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа.

 Воспитывать художественный вкус.

 Познакомить детей с техникой рисования свечой.

 Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь.

 Развивать творческое мышление и воображение.

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой.

Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

 Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

 Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок.

 Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности.

 Развивать фантазию, воображение  детей.

Ноябрь

5

6

7

8

9

«Деревья»

«Осенние букеты»

«Осенние мотивы»

«Золотая осень»  

«Деревья смотрят в лужи»

«Сказочный лес»

 

Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями.

 Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

 

Совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски.Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования.

 

Продолжать обучать детей приемам работы в технике рисования свечой.

 Учить использовать в работе разнофактурный материал.

 Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Познакомить детей с новой техникой монотипия по- сырому.Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Продолжать учить детей технике кляксография.

Закрепить навыки рисования по сырому.

Закрепить знание детей о пейзаже.

Развивать фантазию, воображение.

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Лебедушка и петушок»

«Сова и синица»

«Воробушки зимой»

«Птицы на ветках»

 

Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи руки.

 Формировать у детей желание украшать иллюстрацию декоративными элементами.

 Развивать творческое воображение детей.

 

Учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: вырезывания и наклеивания.

 Закрепить технику создания изображения на плоскости и в полуобъеме при помощи ватных шариков. Развивать мелкую моторику рук.

 

Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

 Закрепить умения красиво размещать изображения на листе.

 Развивать композиционные умения.

 

Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов.

 Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

 Развивать эстетическое восприятие.

Январь

 

 

14

15

16

17

«Животные»

«Кони на лугу»

«Динозавры»

«Животные из Простоквашино»

«Животные пустыни»

 Учить детей составлять композицию с фигурами лошадей.Продолжать учить детей рисовать способом тычка.

 Формировать умение создавать выразительный образ.

Совершенствовать навыки  рисования при помощи ладошки.Закрепить технику рисования пальцами.

 Развивать фантазию, творческую активность в выборе формы, цвета, дополнительных элементов.

 

Продолжать осваивать способ создания знакомого образа посредством ватных шариков на горизонтальной плоскости.

 Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску.

 Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

Продолжать учить детей технике набрызг.

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.

Расширить представление детей о пустыне.

Воспитывать у ребят  интерес к природе разных климатических зон.

Февраль

18

19

20

21

«Сказки»

«Сказочная птица»

«Кто, кто в теремочке живет?»

«Дома в городе снеговиков»

«Кот, петух и лиса»

 

 

Совершенствовать навыки рисования ладошкой.

 Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре.

 Развивать воображение, фантазию.

 

Продолжать учить детей работать в технике - трафарет.

 Побуждать ребят вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

 Развивать умение создавать сказочные здания, передавая  особенности их строения.

 Учить детей новой технике рисования восковыми мелками и акварелью.

 Учить ребят передавать образ сказочного домика.

 Развивать чувство композиции.

Закрепить у детей умение передавать сюжет сказки, используя знакомые нетрадиционные техники рисования.

Развивать творчество, фантазию.

Развивать стремление выполнять работу красиво.

Март

22

23

24

25

26

«Цветы»

«Черемуха»

«Мимоза»

«Цветик-разноцветик»

«Цветущая клумба»

«Георгины»

 

Закрепить умение рисовать ветку черемухи способом тычка.

 Формировать чувство композиции и ритма.

 Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.

 

Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка.

 Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

 Поощрять детское творчество, инициативу.

 

Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

 Закрепить навык закрашивания внутри контура.

 Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

 

Совершенствовать навыки работы в технике кляксография.

 Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

 Развивать у детей творческое воображение.

Продолжать совершенствовать умения и  навыки используя техники кляксография, набрызг.

Развивать наблюдательность.

Развивать умение предвидеть результат, достигать его.

  Апрель

27

28

29

30

«Игрушки»

«Барабан висит на ленте»

«Веселые матрешки»

«Кукла с мячиком»

«Машинки на стоянке»

 

Познакомить детей с новой техникой рисования «граттаж».

 Формировать умение получать  четкий контур рисуемого объекта.

 Развивать эстетические чувства.

 

Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж».

 Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

 

Совершенствовать навыки рисования используя нетрадиционную технику граттаж.

 Продолжать учить детей сильнее нажимать на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.

 Развивать мелкую моторику рук.

 

Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в  технике «граттаж».

 Продолжать учить создавать композицию рисунка.

 Развивать чувство ритма.

   Май

31

32

33

   34

«Загадки Радуги»

«Необычные рисунки для Матроскина»

«Космический коллаж»

«Мои маленькие друзья из Простоквашино»

«Вот и лето пришло»

Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования.

Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию, мышление.

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал. Доводить начатое до конца.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.

Развивать воображение и творчество.

Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Закрепить умения использовать в работе нетрадиционные техники рисования тычком, по-сырому, граттаж.

Развивать чувство композиции и ритма.

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования.

Понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа.

Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе.

Развивать воображение и творчество.

 Четвертый год обучения - подготовительная к школе группа

   Месяц

      Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1

2

3

4

«Овощи, фрукты»

«Овощи и фрукты-герои сказки»

«Дары природы»

«Натюрморт с арбузом»

«Фрукты»

 

Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре.

 Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге.

 Развивать образное восприятие, чувство цвета.

 

Совершенствовать технику рисования «монотипия».

 Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта.

 Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 

Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта.

 Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок.

 Развивать творческую активность.

 

Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением.

 Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов.

 Развивать чувство композиции.

Ноябрь

5

6

7

8

    9

«Деревья»

«Ветка рябины в вазе»

«Осенняя береза»

«Дерево под ветром и дождем»

«Новогодняя елка»

«Унылая пора»

 Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании   нетрадиционных техник.

 Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности рябины.

 Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала.

 

Познакомить детей с новой техникой «рисование свечей».

 Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

 

Продолжать знакомить детей с техникой «рисование свечей».

 Учить детей изображать различные образы деревьев.

 Развивать у ребят фантазию при выборе изобразительного материала и составление композиции.

Учить изображать деревья с помощью рисования смятой бумагой, жесткой кистью, мелками.

Продолжать обучать детей способам действий жесткой кистью.

Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображения каких-либо небольших предметов.

Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции, используя нетрадиционные техники рисования.

Совершенствовать навыки смешивания красок.

Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Снегири на ветках»

«Дятел и кукушка»

«Цапля с птенчиком»

«Голуби на черепичной крыше»

 

Совершенствовать навыки рисования способом «тычка».

 Развивать умение самостоятельно создавать композицию.

 

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.

 Продолжать учить детей рисованию свечей.

 Развивать мелкую моторику рук.

 

Продолжать совершенствовать технику граттаж.

 Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент.

 Развивать композиционное и пространственное восприятие.

Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет.

Развивать у детей чувство цвета и композиции.

Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.

Январь

14

15

16

17

«Животные»

«Пушистые детеныши животных»

«Домашние животные»

«Звери в зоопарке»

«Кто живет в зимнем лесу»

 Учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении.

 Продолжать учить детей использовать при изображении шерсти материал разного вида: поролон, трубочка.

 Развивать творческое воображение.

 

Продолжать учить детей рисовать домашних животных разными материалами по фону.

 Совершенствовать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер.

 Развивать творческую активность.

 

Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу.

 Совершенствовать технику рисования пальцами, «кляксографией», тычком.

 Развивать любознательность.

Совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники рисования.

Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику рисования.

Развивать чувство цвета и композиции.

Февраль

18

   19

   20

21

«Сказки»

«Лиса и журавль»

«Фонари в городе Снеговиков»

«Сказочный подсолнух»

«Сказочный дом – гриб»

 

Закрепить навыки рисования  «по сырому».

 Закрепить умение смешивать на палитре краску.

 Развивать у детей усидчивость.

 Познакомить детей с новой техникой «батик».

 Учить детей рисовать по ткани.

 Формировать эстетический вкус.

 

Продолжать знакомить детей с техникой «батика».

 Развивать у детей чувство цветовосприятия.

 Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Учить детей самостоятельно придумывать и изображать дом-гриб, при помощи нетрадиционных техник рисования.

Развивать воображение, фантазию.

Развивать мелкую моторику.

Март

22

23

24

   

    25

26

«Цветы»

«Цветы в вазе»

«Цветочек в горшочке»

«Маки»

«Цветок, который смотрит в воду»

«Нарцисс»

«Волшебный цветок»

 

Совершенствовать технику рисования «граттаж».

 Продолжать формировать чувство композиции и ритма.

 Развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

Закрепить приемы работы в  технике кляксография.

 Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов.

 Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.

Продолжать совершенствовать технику изображения - граттаж.

Совершенствовать приемы работы с острым краем палочки.

Воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

Продолжать учить детей навыкам рисования техникой «батик».

Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя гуашь.

Закрепить представление о внешнем виде цветка.

Совершенствовать навыки рисования в технике батик.

Формировать умения и навыки рисования по ткани.

Воспитывать воображение, фантазию.

Апрель

     

   27

28

29

30

       «Игрушки»

«Веселые человечки»

«Золотой петушок»

«Баба Яга и леший»

«Игрушки для детского сада»

 Продолжать знакомить детей с техникой граттаж.

 Закрепить и усложнить способ изображения  фигурки человека.

 Воспитывать у детей аккуратность в работе.

 

 Совершенствовать навыки изображения сказочного персонажа, выполняя работу в технике тампонирование.

 Закрепить знание детей о цветовой гамме.

 Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

 

Учить детей изображать при помощи деревянной и ватной палочек, способов действий и взаимоотношений героев.

 Развивать чувство композиции.

 Развивать интерес к народному творчеству.

Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности форм предметов.

 Продолжать учить детей использовать техники рисования: пальцеграфия, штампы, печатки, набрызг.

 Развивать самостоятельность, творческую активность.

  Май

31

32

33

   34

«Загадки Радуги»

«Загадочный мир космоса»

«С днем рождения, поселок»

«Мир, в котором мы живем»

«КВН по изобразительной деятельности»

Совершенствовать умения и навыки подбирать материал, соответствующий технике нетрадиционного рисования.  

Продолжать учить детей создавать многоплановую сюжетную композицию.

Закрепить знания детей о различных техниках рисования: батик, граттаж, кляксография.

Развивать фантазию, воображение детей.

Развивать мелкую моторику.

Учить детей рисовать праздничный поселок, передавая архитектурные особенности зданий.

Продолжать совершенствовать навыки детей выбирать необходимые для рисунка материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, трубочки, палочки и т.д.

Воспитывать любовь к родному поселку.

Показать целостность окружающего мира, раскрыть образ природы.

Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков.

Совершенствовать технические навыки в рисовании граттажем.

Развивать наблюдательность.

Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной техники рисования.

Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях.

Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства.

Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно-художественному искусству.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально – техническое обеспечение программы

Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.

Функциональное использование кабинета.

  • Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • Индивидуальное консультирование;
  • Проведение кружков
  • Проведение мастер классов с родителями и детьми;
  • Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах детского творчества и его значимости.

 

Базовое оснащение изостудии.

  • Столы для детей: 4 шт.
  • Стул для детей: 13 шт.
  • Полки для изоматериалов: 3 шт.
  • Стенка для пособий: 1 шт.
  • Подставка для цветов: 1 шт.
  • Мольберт:1шт.
  • Магнитофон: 1шт.
  • Изобразительный материа

Художественные материалы и инструменты.

п/п

Наименование

Количество

1

Кисти:

  • синтетика №6
  • синтетика №3
  • щетина №7
  • щетина №2
  • коза №6

20шт

20шт

20шт

20шт

20шт

2

Карандаши:

  • графитные,
  • цветные,
  • цветные толстые
  • восковые в пластике
  • Восковые

20шт

5 упаковок по 24шт

4 упаковки по 12шт

5 упаковок по 12шт

8 упаковок по 12шт

3

Уголь художественный

8 упаковок

4

Краски акварель

6 штук по 12 цветов

5

Гуашь

6 наборов по 6 цветов

6

Гуашь

4 набора по 12 цветов

7

Цветная бумага

10 наборов

8

Цветной картон

10 наборов

9

Белый картон

10 наборов

10

Ножницы

15 штук

11

Краски для ткани «батик»

2 набора

12

Трафареты

8 штук

13

Печатки

12 штук

14

Клей –карандаш

Клей ПВА

8 штук

Наглядные пособия.

п/п

Наименование

Количество

1

Плакаты:

  «Фрукты», «Овощи», «Азбука цвета», «Цвета»

3 штук

2

Репродукции картин

Альбом пейзажной живописи «Четыре времени года»

 Альбомы репродукций.

« Четыре времени года.»

  Альбом «Знакомство с жанровой живописью»

25 шт.

1шт

1шт

1 штуки

3

Изделия декоративно-прикладного искусства

22 штук

4

Технологические карты:

«Шаг за шагом», «Море», «Зоопарк», «Игрушки», «Природа», «Космос»

5 комплектов

5

Альбомы с декоративными росписями

5 штук

  

 Методическое обеспечение программы.

  1. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников»; Москва творческий центр 2004г
  2. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»; методическое пособие; Москва 2004г
  3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Москва 2008г
  4. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» ;Академия развития 2001г
  5. Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва творческий центр 2005г
  6. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
  7. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
  8. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
  9. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
  10. Ремезова Л.А. «Играем с цветом»; Москва «Школьная пресса» 2004г
  11. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»;Москва издательство «ГНОМ и Д» 2001г
  12. Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа»; Москва – Владос 2003г
  13. Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003г
  14. Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа» Москва – Владос 2003г
  15. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006г

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Насыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного природного и бытового материала.

Принципы организации:

  • Принцип сезонности: построение  познавательного  содержания с учётом  природных  и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
  • Принцип развивающего характера художественного образования.
  • Принцип  природосообразности: постановка задач художественно - творческого развития детей с  учётом  возрастных  особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
  • Личностно-ориентированного подхода  к каждому ребёнку;

·         Активности, контролируемости,  индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

·         Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

·         Учёт возрастных и психологических особенностей детей;

·         Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

·         Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

·         Игровая форма подачи материала;

·         Сотрудничество Организации с семьей;

  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Заключение.

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.  Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.  

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным,  увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Литература.

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
  2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  4. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
  6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
  7. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.

 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет Срок реализации 4 года

В программе «Радуга» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается...

программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования "Юные художники" в старшей группе

прграмма по дополнительному образованию детей посещающих детский сад старшую группу...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.Задачи:  ·       Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ас...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я-художник» для детей 3 – 7 лет

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художествен...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год

Программадополнительного образованияпо нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики»для детей старшей группына 2022-2023 учебный год...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет

Общеобразовательная программа Художественно-эстетической направленности...