Программа кружковой работы с дошкольниками "Волшебная кисточка"
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)

Литвинова Светлана Ивановна

Материал представляет собой программу по правополушарному рисованию работы педагога-психолога со старшими дошкольниками 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «УМЕЛАЯ КИСТОЧКА»

по правополушарному рисованию с детьми подготовительной группы «Колокольчик»

на 2023-2024 у.г.

педагог-психолог:

С.И. Литвинова

г.Белая Калитва

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребёнка дошкольника. Именно поэтому мы и решили обратиться к правополушарному рисованию, поскольку правополушарное рисование – метод, основанный на активации работы правого полушария головного мозга. Который не только раскрывает истинный потенциал ребёнка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережёт от перегрузок и стрессов. У нас же, дети группы «Колокольчик» отличаются повышенной утомляемостью, частыми   заболеваниями, а по итогам диагностики наметились тенденции снижения уровня самооценки и повышения уровня тревожности. Но тем не менее, этим детям нравится рисовать красками, нравится, когда их работы размещают на выставках.

В нашем случае, правополушарное рисование – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Этот метод позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, раскрыть творческий потенциал ребёнка; помогает открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения и конечно научиться рисовать красиво.

Цель:

Развитие творческих способностей детей через погружение их в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.

Задачи:

  • Развивать воображение, творческий потенциал, творческое самовыражение, художественный вкус.
  • Повышать уровень самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  • Обучать новым приёмам рисования.

Программа кружка предусматривает 34 занятия.

Режим проведения занятий: 1 занятие в неделю, при этом занятие состоит из 2-х частей:

  1. Первая часть занятия проводится в первой половине дня и связана с проработкой фона (10-20 мин.).
  2. Вторая часть занятия проводится во второй половине дня и связана с основной работой по теме (до 30 мин.).

Занятия строятся в интересной для ребёнка игровой форме.

Основные принципы работы по программе в рамках кружковой деятельности:

1.  Поддержки в ребёнке его достоинства и позитивного образа «Я»

2. Самовыражения и спонтанности

3. Принятия и одобрения всех продуктов творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы и качества.

4. Уникальности детской работы.

Материалы и оборудование:

  • Столы и стулья
  • Гуашь, акварель и восковые мелки фирмы «Гамма»
  • Кисточки круглые и плоские (синтетика), щетинные
  • Простые карандаши
  • Бумага для рисования
  • Салфетки
  • Баночки для воды

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Цели и задачи

Этапы рисования

09.2023г.

Степь

1.Учить без страха заполнять лист краской

2. знакомство с приёмами изображения травы.

1. Рисуем фон (небо и земля)

2. Рисуем траву на дальнем и ближнем фоне.

Ночной город

  1. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования
  2. Учить использовать различные материалы в одной работе
  1. Рисуем восковыми мелками контур зданий
  2. Рисуем «небо» акварелью и посыпаем рисунок солью крупного помола
  3. Закрашиваем здания тёмной краской – чёрной.

10.2023г.

«Две сестры» на Северском Донце

  1. Знакомство с приёмами рисования гор
  2. Дать понятие светотени, показать, как это работает в рисовании
  1. Рисуем «небо»
  2. Рисуем реку
  3. Рисуем горы
  4. Прорисовываем мелкие детали

Туман на реке

  1. Знакомство с приёмом работы по сырому
  2. Отработка приёмов высветления цвета

1.Рисование фона

2. Рисование «картины» по сырому

3. Уточнение, «подчёркивание» мелких деталей.

Жадный ёжик

  1. Обучение рисованию «иголок»
  2. Закрепление знаний и умений по изображению светотени
  1. Рисование фона
  2. Рисование грибочка
  3. Рисование ёжика
  4. Проработка и доработка деталей.

Осеннее дерево

1. Познакомить с приёмом рисования дерева «кручением» кисти на перевёрнутом листе

1. Рисование фона

2. Рисование ствола и веток дерева.

3. Рисование кроны и травы

4. Проработка мелких деталей

11.2023г.

Африка

  1. Познакомить с приёмами силуэтного рисования животных

1. Прорисовка фона

  1. Рисование «африканских» деревьев
  2. Рисование жирафов
  3. Проработка мелких деталей

Осенний лес

1. Научить использовать размер и цвет (его насыщенность, яркость) предметов для передачи перспективы.

  1. Прорисовка фона
  2. Рисование заднего плана «леса»
  3. Прорисовывание деревьев переднего плана
  4. Проработка мелких деталей

Горы

1. Закреплять приёмы рисования гор

2. Закреплять знания и умения по передаче светотени

3. Закреплять знания о законах перспективы

1. Рисуем фон

2. Рисуем горы

3. Рисуем облака

3. Прорисовываем «растительность» на горах

4. Рисуем передний план

5. Проработка мелких деталей.

Водопад

1. знакомство с приёмами изображения «падающей» воды

1. Рисуем фон

2. Рисуем скалы

3.Рисуем «основу – базу» водопада

4. Прорабатываем всё, что вокруг водопада, дорисовываем деревья и т..

5. Прорисовываем капли, брызги, пену воды.

6. Проработка мелких деталей

На морском дне

1. Учимся выполнению групповых работ

  1. Рисуем «морское дно» - коллективная работа
  2. Рисуем морских обитателей
  3. Вырезаем и наклеиваем морских обитателей на «морское дно»
  4. Доработка мелких деталей на общей работе

12.2023г.

Зимнее дерево

1. Познакомить с приемами передачи структуры коры дерева.

2. Познакомить с приемами рисования снега.

1. Рисование фона работы

2. Рисование дерева

3. Рисование снега

4. Проработка мелких деталей.

Зимой и летом – одним цветом

1. Учимся рисовать ёлку, сосну – хвойное дерево

2. Отрабатываем навыки поучения оттенков в рамках одного цвета.

1. Рисование фона

2. Рисование ствола дерева

3. Рисование хвои

4. Рисование снега

5. Проработка мелких деталей.

Зимний пейзаж

1. Закрепление навыков и умений в передаче перспективы

2. Поощрение творческого проявления.

1. Рисование фона

2. Рисование заднего плана

3. Рисование переднего плана

4. Рисование снега.

5. Проработка мелких деталей

01.2024г.

Северное сияние

1. Развитие детского творчества, фантазии

2. Познакомить с приёмами рисования «сияния», «отображения» объектов (в воде на зеркальной поверхности …).

1. Рисование фона.

2. Прорисовка северного сияния.

3. Прорисовка гор или других объектов (ёлки, белый медведь…)

4. Прорисовка отражённой поверхности

5. Проработка мелких деталей.

Снегири

1. Познакомить с приёмами рисования птиц.

1. Рисование фона и ветки дерева

2. Рисование птичек

3. Проработка мелких деталей.

Сова (филин)

1. Познакомить с приёмами прорисовывания оперения

2. закреплять навыки смешивания цветов для получения разнообразных оттенков

1. Рисование фона и ветки дерева.

2. Рисование «основы» птицы

3. Прорисовывание структуры дерева

4. Прорисовывание оперения.

5. Проработка мелких деталей.

02.2024г.

Морской прибой

1. Продолжать учить смешивать цвета для передачи различных оттенков.

2. Познакомить с приёмами передачи «ощущения движения» воды

1. Прорисовка фона.

2. Прорисовка дальнего плана и моря

3. Прорисовка берега

4.Прорисовка «основы» морской волны

5. Проработка мелких деталей заднего плана и берега.

6. Дорисовывание волны.

Конь

  1. Знакомство с приёмами рисования животного, со способами изображения гривы и хвоста

1. Рисование фона

2. Рисование силуэта коня

3. Проработка изображений заднего пана

4. Рисование хвоста и гривы

5. Проработка изображений переднего плана

6. Проработка мелких деталей.

Попугайчики

1. Учить продумывать сочетание цветов

2. Закреплять приёмы рисования птиц

1. Рисование фона и веточки дерева или жёрдочки

2. Рисование «основы» попугаев.

3. Дорисовывание заднего плана и веточки

4. Прорисовывание оперения птиц.

5. Проработка мелких деталей

Красивый букет

1. Познакомить с приёмами рисования цветка в зависимости от его расположения (положение головки, степень раскрытости)

1. Рисование фона

2. Обозначение вазы и цветовых пятен будущих цветов.

3. Заполнение пространства «между» цветами

4. Прорисовывание лепестков цветов

5. Прорисовывание стеблей и листьев цветов

6. прорисовка сердцевин и чашелистиков цветка

6. Проработка мелких деталей.

03.2024г.

Гномики (ночная прогулка)

  1. Познакомить с приёмами силуэтного изображения человека, со способом изображения ровного контура диска луны или солнца
  1. Рисование фона с диском луны (используем шаблон)
  2. Проработка заднего плана и крупных объектов по бокам рисунка.
  3. Рисование силуэта гномика
  4. Проработка мелких деталей.

Котик

1. Научить способам и приёмам передачи структуры шерсти.

1. Рисование фона

2. Рисование силуэта котика

3. Рисование шерсти котика

4. Проработка мелких деталей.

Весенние ручейки

  1. Продолжать учить передавать перспективу с помощью цвета и размера

1. Рисование фона- основы

2. Силуэтное обозначение ручейка

3. Рисование заднего плана леса

4. Проработка ручейка

5. Рисование среднего и переднего плана

6. Проработка мелких деталей.

04.2024г.

Цапля

1. Закрепление приёмов рисования птицы.

2. Обучение приёмам изображения оперения путём затемнения или осветления основного цвета

1. Рисование фона

2. Силуэтное изображение цапли

3. Прорисовка заднего плана работы.

4. Прорисовка оперения цапли

5. Прорисовка переднего плана работы

6. Проработка мелких деталей.

Этот загадочный космос

1. познакомить с приёмом набрызга

2. Учить использовать шаблон при рисовании

3. закреплять приёмы работы щетинной кистью

1. Изображение фона.

2. Прорисовка «планет» с помощью шаблона

3. Рисование «Млечного пути»

4. Работа щетинной кистью (объём планет)

5. Изображение «звёзд» путём набрызга

Рыбак (На причале)

1. Продолжить обучат силуэтному изображению человека

2. Закрепить приёмы передачи перспективы с помощью цвета

1. Изображение фона

2. Прорисовка заднего плана

3. Прорисовка лодки с рыбаком (силуэтное)

4. Прорисовка переднего плана

Цветущие деревья

1. Продолжать учить рисовать кистью способом кручения на перевёрнутом листе

2. Познакомить с приёмом изображения цветов с использованием различных оттенков

1. Изображение фона

2. Рисование ствола и ветвей дерева

3. Прорисовывание цветов

3. Рисование «земли», травы

4. Проработка мелких деталей

05.2024г.

Салют в вечернем городе

1. Познакомить с приёмами рисования салюта

1. Рисование фона

2. Рисование «силуэта» города

3. Обозначение цветовых пятен «салюта»

4. Прорисовка мелких элементов города.

5. Прорисовка салюта

6. Проработка мелких деталей переднего фона и салюта

Степные тюльпаны

1. Познакомить с приёмами прорисовки цветов в соответствии с перспективой

1. Рисование фона

2. Рисование заднего плана

3. Рисование травы и цветов заднего плана

4. Рисование цветов переднего плана

5. Проработка мелких деталей

Шмель и цветы

1. Обучение приёмам изображения насекомых.

2. Показать приёмы рисования «прозрачности»

1. Рисование фона

2. Рисование цветов

3. Рисование (фоновое) туловища и крыльев шмеля.

3. Прорисовка цветов

4. Дорисовывание шмеля

5. Проработка мелких деталей, акцентов

06.2024г.

Одуванчики

1. Закреплять приёмы рисования цветка с передачей его объёма

1. Рисование фона

2. Прорисовка цветовых пятен будущих цветов.

3. Прорисовка стеблей и листьев

4. Рисование лепестков цветка «зонтиков» одуванчика

5. Проработка светотени стеблей и листьев

6. Проработка цветка

Необитаемый остров

1. Познакомить с приёмами рисования пальмы

2. Закрепить навыки передачи перспективы с помощью цвета.

3. Закрепить приёмы рисования «воды»

1. Рисование фона

2. Обозначение острова

3. Прорисовывание волн (поверхности воды) используя цвет и линию как средство выразительности.

4. Рисование пальм

5. Проработка «острова»

6. Проработка мелких деталей, обозначение светотени.

Парусник в море

1. Развивать детское творчество, фантазию.

1. Показать приёмы рисования парусника.

2. Предложить детям самостоятельно продумать композицию, прорисовать фон и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рису...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...