Мастер -класс для детей подготовительной группы "Эбру- рисование на воде"
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)

Иванова Наталья Витальевна

На воде создаются неповторимые шедевры. Каждая картина уникальна и неповторима.

 В Эбру самое ценное - это не сама картина, которую вы можете нарисовать, а то, что эту картину никто уже не сможет повторить.  Предполагают, что это искусство возникло в Турции. Слово «эбр» означает «похожий на облака».

Создание рисунков на воде – увлекательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_ebru.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское   районное муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение   детский сад «Ручеёк»

                                 Мастер – класс « Рисование в технике «Эбру».

                                                                                                         Воспитатель:

                                                                                                             Иванова. Н.В

                                                     п. Сингапай -  2024

Тема: Мастер –класс « Рисование в технике «Эбру».

Дата:06.05.2024г.

Время: 35 минут.

Место проведения : групповая комната.

Цель: формирование представлений детей о новом    нетрадиционном способе рисования в технике «Эбру».

Задачи:

Образовательные.

  • Познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру».
  • Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.

Развивающие.

  • Учить самостоятельно планировать свои действия.
  • Реализовывать свой замысел в рисунке, используя новую технику изображения.
  • Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику.
  • Цветовосприятие, чувство колорита, композиции, ритма у дошкольников, через продуктивную деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к новым знаниям и умениям, творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами.
  • Желание создавать своими руками красивые и аккуратные работы.
  • Способствовать проявлению положительных эмоций, умению передавать их в своих рисунках

Материалы к занятию:

Демонстрационные:

  • Спокойная музыка для сопровождения продуктивной деятельности детей.
  • Картины, выполненные в технике "Эбру".
  • Картины  выполненные в разных нетрадиционных техниках нарисованные детьми (рисование ватными палочками, рисование шариками, аппликация из рваной бумаги, рисование пластиковой картой)
  • Цветок   на картоне «Виды бумаги»

Раздаточные:

  • Набор «Эбру» (лотки, краски, загуститель, палочки, салфетки, бумага).
  • Стаканчики с водой, краски в тарелочках.
  • Фартуки.
  • Влажные салфетки.
  • Тарелочки для салфеток.
  • Клеёнка на столе.

Предварительная работа: рисование на воде  способом «Эбру», изучение свойств воды; видов бумаги. актуализация знаний детей о свойствах воды, проведение опытов и экспериментов. Экспериментирование с бумагой и водой. Беседа о видах деревьев. Просмотр презентации «Рисование   на воде  в технике «Эбру».

                              Ход  образовательной  деятельности:

  1. Вводная часть.

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

(Воспитатель собирает вокруг себя детей)

Воспитатель:

 «Придумано  кем-то просто и мудро

При  встрече здороваться: "Доброе утро"

- Доброе утро и солнцу, и птицам.

- Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро - длится до вечера!»

Доброе утро ребята!

 Дети садятся на стулья.

Воспитатель:

-Мы сегодня собрались на  мастер –класс , это раз,

будем мы всё изучать – это два, а потом  экпериментировать  и рисовать- это три.

-Сегодня  к  нам  утром  пришло письмо от Фиксиков. В конверте лежат задания, которые мы должны выполнить и угадать, на чём?  и где? мы будем рисовать.

 №1 Загадка  о бумаге .

«Она бывает документом

Салфеткой, фантиком, конвертом.

Письмом , обоями, билетом,

Альбомом, книгой  и  при  этом

Она бывает и деньгами

Что это догадайтесь сами? (бумага)

  -А вот необычны цветок, где вы должны назвать виды бумаги.

(дети  подходят  к    столу и находят такую же бумагу- называют её виды.)

Воспитатель:

Основное сырьё для изготовления бумаги — это древесина хвойных и лиственных пород. Деревья – это лёгкие нашей планеты, они вырабатывают кислород  которым мы дышим.

-В мире насчитывается боле 600  видов  бумаги , а какая бумага находиться  в центре цветка ?

(Цветок нарисованный при помощи техники «Эбру»)

- Нам сегодня  для рисования   нужен  будет  ещё другой материал…

№2 Загадка о воде:

 «Я  и туча и туман

И ручей и океан

И летаю и бегу

И стеклянной быть могу» (вода)

Какими свойствами обладает вода?

Ответы детей

 ( Вода – это жидкость, не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса. Вода прозрачная, текучая, не имеет своей формы.)

Воспитатель:

-А в каких состояниях встречается вода в природе?

Жидком, твёрдом  и газообразном. Вода растворяет разные вещества.

Вода - уникальное вещество нашей планеты. Она нужна каждому кто её населяет: растениям, животным, рыбам, людям.

Воспитатель:

( На доске картины в этой технике)

Посмотрите, ребята, все эти рисунки нарисованы на воде. У художников такой способ рисования  называется - рисование  в технике «Эбру».

На воде создаются неповторимые шедевры. Каждая картина уникальна и неповторима.

 В Эбру самое ценное - это не сама картина, которую вы можете нарисовать, а то, что эту картину никто уже не сможет повторить.  Предполагают, что это искусство возникло в Турции. Слово «эбр» означает «похожий на облака».

Создание рисунков на воде – увлекательный процесс.

Пальчиковая гимнастика                 

 «Утром пальчики проснулись»
Утром пальчики проснулись (разжимают кулачки),

Потянулись (напрягают, разводят пальцы) 

И встряхнулись (встряхивают кисти),

Крепко-крепко обнялись (имитация рукопожатия),

За работу принялись закатывают рукава»), 

Налепили куличей (ладошки «лепят» пирожки),

Стали звать к себе гостей (приглашающие движения кистями рук),

Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах)

И весь день протанцевали (ручки «танцуют»)

 (дети проходят в мастерскую и выбирают себе стол)

  1. Основная часть. Рассказ воспитателя.

А вы хотите научиться  рисовать  на воде?  Тогда  приглашаю  вас в нашу  творческую  мастерскую

-Сейчас я вам покажу и расскажу, как это делается.
У меня в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или   на Кавказе, называется оно
гевен.

Инструменты и материалы:

Также нам понадобятся краски. Открою вам, ребята, секрет, что и краски не такие, какими мы привыкли рисовать на бумаге, в них добавлена бычья желчь, чтобы они могли оставаться на поверхности воды.
 Инструменты для рисования в технике эбру  - это веерные кисти, специальное  шило, гребни. Но мы с вами сегодня попробуем рисовать с помощью палочки. Посмотрите, она  не очень острая, но нужно быть с ней всё же осторожными.

Нам понадобятся салфетки и бумага. Пока мы не рисуем, воду следует накрывать листом тонкой бумаги, чтобы на поверхность воды не попадали пылинки и чтобы она не подсыхала. На подсохшей воде краски плохо растекаются. Когда мы готовы рисовать, снимаем лист тонкой бумаги так, чтобы вода медленно стекла с листа в поддон. Если на поверхности воды остались пузырьки, их нужно удалить салфеткой.

Этапы работы:

  1.Любой  эбру рисунок начинается с фона. Для этого я набираю на палочку необходимую краску и затем аккуратно подношу палочку к воде и вертикально опускаю кончик палочки с краской в воду. Делаем круги по всей поверхности, меняем цвет.

2.Теперь приступаем к рисунку. Мы с вами научимся рисовать цветы. Основой для цветка будет большой разноцветный круг. Набираем на палочку краску нужного цвета и ставим много разноцветных кружков в одно и тоже место, чтобы у всех кружков был один и тот же центр. Делаем это медленно, чтобы краска успела стечь с палочки и растечься по поверхности воды.

 3. Мы работаем на поверхности воды,  не прокалываем ее. Обратите внимание: краски расплываются, как будто живые, волшебные. Вытаскиваем палочку из воды и протираем о салфетку насухо. Салфеткой необходимо вытирать палочку каждый раз, когда мы достаем её из воды.

Палочку мы также используем для того, чтобы придать рисунку нужную форму. Кончик протертой о салфетку палочки мы окунаем в воду и проводим линии от края круга к его центру или наоборот.

  4.Не забываем вытирать палочку каждый раз, когда достаем ее из воды. Это важно! Так как мокрая палочка оставляет на рисунке не аккуратные белые линии,

5.Когда рисунок готов, переносим его на бумагу.

  Аккуратно берем лист белой плотной бумаги, за противоположные углы по диагонали, подносим к поверхности воды и плавно, на одном дыхании, кладем лист на воду. Очень важно не сместить лист во время наложения его на воду. Чтобы достать рисунок, берем бумагу за уголки с одной стороны, и медленно вытаскиваем лист о край лотка, позволяя воде стечь с листа в поддон.

 Рисунок готов. Теперь нужно дать ему время подсохнуть.

 - Правда, ребята, это рисование похоже на волшебство!

  1. Практическая часть.

 Я, предлагаю вам, превратится в волшебников. Но пока вы только начинаете свою работу волшебников, я вам предлагаю облачиться в «волшебные плащи» (Дети одевают  фартуки)

Итак, вы полностью готовы к чудесным превращениям и созданию цветов на воде.

Только помните: рисунок получается хорошо, если мы действуем медленно, аккуратно.

А ещё я открою вам секрет, что вода - живая, она чувствует наше настроение. Творите с любовью в сердце. Мы переносим на воду всю глубину своей души.

Давайте произнесем волшебные слова: (пальчиковая гимнастика)

«Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Палочкой взмахну своей,

К волшебству спешим скорей!»

- А сейчас подходите к своим местам и попробуйте сами нарисовать рисунки этой техникой.  Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая.

(Дети подходят к своим рабочим местам и начинают творить. Работу сопровождает музыка. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь)

4.Рефлексия

Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые неповторимые рисунки.
- Вы смогли научиться рисовать на воде?

- Что вам помогло выполнить эту работу? (Знание, как рисовать в этой технике)

- Вам понравилось рисовать новым способом? Что обозначает слово эбру?

- Какие способы рисования вы знаете?( на выставке представлены ваши работы в разных нетрадиционных техниках : рисование воздушными шариками, рисование трубочками и веерными кисточками и др.)

Вывод

- Я рада, что вы открыли для себя этот необычный способ  рисования.  Теперь вы сами сможете научить своих друзей так же рисовать.  Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.

- Наши работы высохнут, и мы можем подарить их  нашим родным и близким,  и  дополнить нашу  выставку  Эбру.
- Спасибо ребята за работу.

Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья:
Любовь к прекрасному живёт в веках.

                              ( Зинаида Торопчина)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс дл детей и родителей "Рисование листьями"(подготовительная группа).

Этот мастер-класс мы проводили осенью, здесь показана , достаточно, необычная техника рисования листьями....

Мастер-класс для педагогов «Искусство Эбру — рисование на воде»

Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве п...

Мастер-класс для родителей "Искусство Эбру - рисование на воде".

Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены ...

Мастер класс для родителей «Искусство Эбру – рисование на воде»

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».Задачи:Показать родителям основной способ рисования красками на воде -мраморирование, с элементами цветочного декора....

Мастер-класс на тему: «Нетрадиционная техника рисования на воде как средство психолого-педагогической коррекции при помощи искусства и творчества»

Цель: диссеминация педагогического опыта работы с применением арт-педагогических технологий. Задачи:представить педагогам ДОУ интегрированную образовательную деятельность с   использова...

Дистанционный мастер - класс для родителей «Искусство Эбру – рисование на воде»

Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены...

мастер- класс с детьми на тему: "Рисование на воде в технике ЭБРУ"

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести мастер - класс. Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисовани...