Конспект интегрированного занятия "История фарфорового блюдца"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Кистенева Ольга Валерьевна

Что же такое "фарфор"? Из чего он сделан? Когда и кем впервые изобретен? 

В конспекте занятия мы познакомимся с историей изобретения, процессах производсдства и качествах изделий из фарфора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ ФАРФОРОВОГО БЛЮДЦА»

Цель: систематизировать знания детей об истории возникновения фарфорового производства через различные техники нанесения узоров росписи.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с краткой историей появления фарфора, и фарфорового производства в России.

Приобщать детей к культуре и эстетике художественной роспись.

Развивающие:

Развивать познавательно творческую активность детей, образное мышление.

Развивать у детей чувство композиции, цвета.

Обогащать словарный запас. Активизировать словарь по теме «фарфор», «глина», «каолин», «минералы», «шликер», «кобальтовая сетка»

Воспитательные

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа.

Уважение к мастерам и желание создавать своими руками.

Поддерживать атмосферу творчества, активного участия в общих событиях группы.

Материалы:

Изделия из фарфора, иллюстрации для показа. Проектор для демонстрации видеоматериалов. Ноутбук. Комплект разрезных картинок.

Для практической части занятия:

Тарелки одноразовые, бумажные, белые. Краски «гуашь» разных цветов. Губка для мытья посуды, разрезанная на небольшие кусочки (из расчета по 3 кусочка на каждого ребенка), кисточки щетина – по количеству детей, трафареты для нанесения рисунка – по количеству детей, кисточки «белка» №2 – по количеству детей.  Тряпочки – салфеточки. Влажные салфетки.

Предварительная работа:

Ознакомительная беседа. Посещение музея «Волшебная кладовая» блок «Легендарный Русский фарфор», просмотр фарфоровых изделий. Компьютерная презентация на тему «Такая разная посуда». Проведение дидактических игр про фарфор.

Методы и приемы:

Наглядные: наблюдение, показ предмета, показ образца, показ способа действия. Демонстрация видеоматериалов. Рассматривание картин.

Практические

Игровой метод, Элементарный опыт, Моделирование

Словесные

Рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы.

Ход занятия

1.Организационный этап.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сейчас мы с вами находимся на выставке. Скажите пожалуйста, чему она посвящена?

Ответы детей.

Правильно ребята, вы совершенно правы.

Звучит музыка

Воспитатель: Ой, мне кажется, что к нам еще кто-то пришел в гости.

2. Основная часть

Здравствуй гостья дорогая!

Проходи!

Ты кто такая?

БЛЮДЦЕ:

Здравствуйте друзья!

Я фарфоровое блюдце!

И кто не взглянет на меня,

Все вокруг любуются.

Я сегодня к вам спешило,

В луже оступилось,

Сувениры вам в подарок

Хрупкие разбились

 (закрывает лицо руками, плачет)

Воспитатель: да уж блюдечко, не повезло тебе сегодня. сувениры разбила. Ребята, жаль вам блюдечко?

ВОСПИТАТЕЛЬ: а расскажи нам пожалуйста откуда ты.

БЛЮДЦЕ:

Чтобы восторгать надолго

Красотою глаз людей.

Дом мой раньше, и сегодня-

Императорский музей

ВОСПИТАТЕЛЬ: Надо же, а нам знакомо это место, и ребята в нем даже бывали. Наш музей в садике небольшой, а вот Императорский фарфоровой музей огромен. Он расположен на территории Императорского фарфорового завода, который был открыт аж в 1744 г. это было целых 280 лет назад.

А давайте мы ему поможем? Поможем ребята?

Блюдечко! Оставайся с нами, мы с ребятами обязательно тебе поможем. А ты знаешь, блюдечко, мы как раз собрались сегодня познакомиться с тем как, и из чего изготавливают фарфор.

Посмотрите, какие интересные экспонаты живут на нашей выставке, и у каждого из них есть своя история.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мне очень хочется поделиться с вами историей создания фарфора. Впервые фарфор придумали в Китае, это было очень давно в 620 г н.э., и если посчитать, то ему уже 1404 лет, это очень много. Китайцы десятилетиями хранили в строжайшей тайне процесс изготовления фарфора. Изделия эти очень ценились.

Спустя время китайский фарфор обрел невероятную популярность. Но он стоил очень дорого, и позволить себе его могли только очень богатые люди.

Прошло не мало лет с тех пор как фарфор впервые стали изготавливать в России. Его состав уже не был тайной, теперь ученые хорошо знали, что фарфор изготавливаю из глины, каолина и минералов. А вот точные пропорции по сей день держат в строжайшем секрете.

Создатель русского фарфора – русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов. (Показывает иллюстрацию) И в 1744г, по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора.

Мануфактура - это то же что завод.

Ребята, этот завод существует и сегодня.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята посмотрите пожалуйста как красивы изделия из фарфора, есть тут и чашки и блюдца и у каждого свой неповторимый наряд.

ВОСПИТАТЕЛЬ: блюдце, расскажи нам а какой наряд был у тебя

БЛЮДЦЕ:

Посмотрите: здесь узор

волнами разлился,

Здесь побег, и завиток,

Куст цветов раскрылся!

Ты не переживай пожалуйста, разбитые сувениры, заново соберём.

Игра «Найди чайную пару»

Смотрите все получилось, все сувениры снова целы. Да уж фарфор действительно очень хрупкий. А ведь за ним тоже нужно ухаживать. Блюдечко расскажи-ка нам, как за тобой ухаживать?

БЛЮДЦЕ:

За собой люблю уход,

И водой умыться.

Но будьте осторожны!

Я могу разбиться!

Эксперимент. «Сухой, мокрый, мыльный фарфор»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы будем очень бережно к тебе относиться. А ты не расскажешь нам из чего и как ты сделано?

Расскажу и покажу!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, пожалуйста садитесь на стулья.

Дети садятся на стулья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, блюдечко поделиться с нами всеми секретами изготовления, а вы внимательно посмотрите видео репортаж!

Показ видео репортажа про ИФЗ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, интересный был репортаж? По-моему, очень познавательный. Скажите честно, а хотели бы вы попробовать себя в роли мастера по росписи фарфора?

Дети: Да!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Под показ воспитателя дети выполняют упражнения:

Раз-два-три-четыре-пять —

Вышла чашка погулять.

Мимо чайник пролетает —

Чашку чаем наполняет:

— Буль-буль!..

Ой-ёй-ёй!

Нужен сахар кусковой!

Раз-два-три-четыре-пять —

Вышел сахар погулять.

Мимо ложка пролетает —

Сахар в чашке растворяет:

— Дзынь-дзынь!..

Ой-ёй-ёй!

Нужен пряник расписной!

Раз-два-три-четыре-пять —

Вышел пряник погулять.

Рядом зубки поджидают —

В прятки с пряником играют:

— Хруст-хруст!..

Ай-яй-яй!

По столу растекся чай!

Раз-два-три-четыре-пять —

Вышла тряпка погулять.

Тряпка в чае извозилась,

Тряпка фыркала и злилась:

— Раз-два-три-четыре-пять —

Не хочу с тобой играть!

4. Практическая работа.

Показ воспитателя:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы будем расписывать тарелочку, для того чтоб приступить к работе нужно знать, как это делать.

 Слушайте, смотрите, не перебивайте!

Останутся вопросы вы руку поднимайте

Воспитатель показывает детям процесс выполнения работы.

Берем трафарет, прикладываем его к месту нанесения росписи. Выбираем цвет краски. Берем губку и наносим на нее небольшое количество краски кисточкой. После этого определив нужный фрагмент наносим краску на поверхность используя тычковые (набивные)движения, с помощью губки наносим краску. И пока наша роспись подсыхает, мы с вами немножко разомнемся.

Теперь нам осталось лишь украсить тарелочки золотом.

Возьмите тонкую кисточку. Можно добавить золотые линии и/или создать окантовку, раскрасить край.

Если вам все понятно можете приступать.

Роспись блюдца.

Воспитатель наблюдает и помогает тем, у кого не получается.

3.Заключительный этап.

Ребята вы прекрасно справились с задание, как настоящие мастера по росписи фарфора показали свои умения. А давайте-ка мы с вами вспомним все то, о чем говорили сегодня.

Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним:

1.В кокой стране впервые был изобретен фарфор! (Китай)

2.Кто является создателем русского Фарфора? (Дмитрий Иванович Виноградов)

3. Как по-другому называют шликер (фарфоровое тесто)

4. Где в Санкт-Петербурге изготавливают изделия и посуду из фарфора? (Императорский фарфоровый завод)

5.Как называется самый знаменитый и узнаваемый узор, наносимый на фарфоровые сервизы? (Кобальтовая сетка)

Очень хорошо! Вам понравилось наше путешествие в страну фарфора?

Замечательно! А тарелочки которые вы сегодня расписали можете взять с собой. Как памятный сувенир. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Музей посуды "Фарфоровые блюдца"

На этапе дошкольного детства важную роль в развитии детей играет интерес к окружающему миру. Детям этого возраста необходимо усвоить определенный круг знаний о предметах, ознакомиться с их названиями,...

Конспект НОД «Чашка с блюдцем» (лепка)

Цель: учить детей лепить посуду из пластилина, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Задачи: Образовательные: - упражнять в соединении частей приемом прижима...

Конспект занятия на тему: Блюдце для кошечки" в первой младшей группе.

Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку....

Конспект НОД «Чашка с блюдцем» (лепка)

Конспект НОД «Чашка с блюдцем»(лепка)...

Конспект ООД по рисованию "Блюдце"

Цель: закреплять умение работать с красками.Задачи: развивать восприятие цвета, закреплять знание основных цветов. Совершенствовать умение работать кистью - держать кисть чуть выше железного наконечни...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы в образовательной области художественно-эстетическое развитие по декоративно-прикладному творчеству Тема: Блюдце для кружечки. Гжельская роспись.

Цель: закреплять знания о гжельской росписи, учить составлять узор на основе простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки)....