«Приданное для Бабы Яги».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Киселёва Наталья Александровна
Цель.
Закреплять и систематизировать знания детей о Городецкой росписи; ее элементах, изобразительных средствах, этапах и цветовой гамме.
 
Задачи.
Образовательные.
Рассказать об обычае готовить приданое. 
Формировать умение детей самостоятельно составлять композиции из элементов городецкой росписи в зависимости от формы изделия.
Закреплять навыки пользования широкой и узкой кистью, смешивание красок, для получения нужного оттенка.
Развивающие:
Стимулировать творческую активность детей.
Воспитательные:
Создавать условия для формирования эмпатии у старших дошкольников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Приданное для Бабы Яги».20.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №48 «Белочка»

Конспект занятия

по изо деятельности для детей 5-7 лет.

«Приданное для Бабы Яги».

Воспитатель: Киселева

Наталья Александровна

Г. Заволжье 2023г.

Цель.

Закреплять и систематизировать знания детей о Городецкой росписи; ее элементах, изобразительных средствах, этапах и цветовой гамме.

Задачи.

Образовательные.

Рассказать об обычае готовить приданое.

Формировать умение детей самостоятельно составлять композиции из элементов городецкой росписи в зависимости от формы изделия.

Закреплять навыки пользования широкой и узкой кистью, смешивание красок, для получения нужного оттенка.

Развивающие:

Стимулировать творческую активность детей.

Воспитательные:

Создавать условия для формирования эмпатии у старших дошкольников.

Предварительная работа:

Знакомство с Городецкой росписью (презентация, рассматривание изделий и иллюстраций, рисование элементов росписи); изготовить с детьми на занятии по конструированию сундук; познакомить детей с русским народным костюмом (презентация, посещение музея).

Материал к занятию:

Сундук с русскими народными костюмами, презентация, видеозапись с Бабой Ягой, папка «Городецкая роспись», дидактическое пособие «Составь узор», включающий в себя элементы Городецкой росписи (цветы, листья) на магнитах; магнитная доска; силуэты одежды, скатерти и полотенца; гуашь.

Ход занятия:

Воспитатель в роли Х о з я й к и. Здравствуйте, мои дорогие, заходите, присаживайтесь на скамейки, в сундучок мой загляните (в открытом сундуке хозяйка показывает вещи). Сундук – вещь очень нужная. У меня он небольшой, а раньше в деревнях, он был такого размера, что на нем и посидеть, и полежать можно было, а сколько внутри у него умещается, сами поглядите!

1слайд (сундуки)

 Такой сундук в каждой деревенской избе был. Отец дарил сундук своей дочке, чтобы она складывала туда свое приданое. Вы знаете, что такое приданое? (Ответы детей.) Приданое девушка готовила себе на свадьбу. Она должна была своими руками сшить и украсить много рубашек, сарафанов, полотенец, одеял, чтобы было и на чем спать, и что носить, и что жениху подарить.

2слайд (костюмы расшитые и украшенные узорами)

Чтобы собрать себе приданое, девушке приходилось много трудиться. Рубашки, сарафаны, полотенца и скатерти украшали вышитыми узорами, кружевом, лентами. Каждая девушка старалась, чтобы ее приданое было самым красивым, чтобы посмотрели люди на ее рукоделие – и ахнули: «Ну и мастерица! Хорошая невеста, трудолюбивая!»

Совсем недавно прилетала ко мне сорока белобока и на хвосте новость принесла, мол, у Бабы Яги тоже сундук с приданым имеется! Может мы позвоним ей по волшебной видео связи и попросим нам его показать?

Дети: Да

(видео запись)

Хозяйка: Здравствуй Бабушка Яга.

Баба Яга: Здравствуйте ребятушки.

Хозяйка: Недавно прилетала ко мне сорока белобока и на хвосте новость принесла, что у тебя сундук с приданым имеется!

Баба Яга: А как же! Чем я, бабулечка, чем не красотулечка? Ко мне, между прочим, Леший с Кощеем сватаются, замуж зовут. А приданое себе я еще триста лет назад начала готовить. Все у меня есть: и рубахи, и сарафаны, и полотенца, и скатерти. Хотите посмотреть?

(достает сундук). У уф, запылился маленько… (сдувает муку с крышки). Вот и приданое мое: скатёрка, полотенце, рубашечка (каждое слово Баба Яга произносит все более растерянно, потому что все вещи испорчены, помяты, в дырках). Да что же это? Видать, мыши в сундучок залезли да моль залетела, поели погрызли мое приданое! Ой, беда, ой, беда! Что же мне делать? Какая я теперь невеста – без приданого! Не возьмет меня никто замуж!

Хозяйка: Не огорчайся, Баба Яга! Может, мы с ребятами сумеем тебе помочь? Шить ребята, правда, еще не научились, а рисовать умеют.

Баба Яга: Неужели умеют?

Хозяйка: Конечно! Они тебе и рубашки, и сарафаны, и скатерти, и полотенца украсят. Только ничего, если все это из бумаги будет?

Баба Яга: Ничего, ничего! Это неважно, что все бумажно! Я метлой постучу, покручу и все в настоящее превращу. Мне бы только узоры понаряднее, покрасивее, чтобы я самой лучшей невестой была. Уж вы постарайтесь, ребятушки!

Хозяйка с детьми: Постараемся, обязательно постараемся!

Баба Яга: Буду ждать с нетерпеньем. А за нарядами пришлю завтра к вам своих гусей-лебедей, они мигом все принесут. Жду!

(конец видео)

 (Для украшения приданого Бабе Яге используются готовые силуэты одежды)

Хозяйка: Какие бы узоры придумать, чтобы стала одежда веселой, яркой?

Я знаю такую роспись. Она праздничная и яркая. Посмотришь на нее – и настроение сразу поднимается. Может кто знает, как она называется?

Дети: Городецкая

Хозяйка: Правильно, она называется Городецкая роспись.  Ее в Городце придумали. (показать образцы городецкой росписи, вспомнить основные элементы).

Любимый фон у городецких художников – желтый, солнечный. Я приготовила желтые сарафаны, юбки, платки, рубахи и косынки, а также скатерти и полотенца. Давайте, украсим все это городецкими узорами!

Только посмотрите, вся одежда у нас разной формы узоры на ней надо расположить по-разному.

Д/и «Собери узор»

Кто из вас может составить схему узора для треугольной косынки?  (предложить  детямвыложить их  на магнитной доске)

А как можно расположить узор на квадратном платке?

Для сарафана, какое расположение узора подойдет лучше? (можно вызвать двоих детей и попросить расположить по-разному узор в полосе)

А для круглой скатерти?

Дети выкладывают схемы.

Хозяйка: Молодцы ребятушки, но прежде чем мы приступим к работе, давайте поиграем.

Физкультминутка:

Мы пойдем по лугам  (дети шагают на месте)

С яркими цветами.

Сказочные те цветы    (руки вверху, наклоны вправо-влево)

Нарисуем сами.

Здесь ромашки и бутоны   (указательными пальцами обеих рук

Словно капельки росы,             в воздухе изображают капельки)

Расцветают здесь розаны      (круговые движения руками перед собой)

Удивительной красы

Городецкий конь бежит,       (руки в замок, перед собой, ноги согнутые в                           колене вперед поднимаем)

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают              (руки в сторону, машем руками)

И купавки расцветают.          (присесть, встать медленно,

                                                   изображая руками распустившийся цветок)

Хозяйка: А теперь разбирайте наряды и начинайте творить.

С чего начинается Городецкая роспись?

Дети: С подмалёвка

Хозяйка: напомните мне как мы рисуем подмалёвок

Дети: рисуем светлой краской цветное пятно круглой формы;

Хозяйка: Что дальше?

Дети: рисуем, носик и лепестки цветка более тёмным цветом;

Хозяйка: Правильно, а что затем?

Дети: оживка: рисуем белым цветом точки, дуги, капельки.

Хозяйка: Правильно, приступайте к работе.

Хозяйка обращает внимание детей на характерное расположение узора на скатерти, полотенце, а также на русской одежде: по вороту, по подолу, на рукавах у рубашки, по центральной линии у сарафана и т. п.

Когда все работы готовы, предлагаю их рассмотреть.

Хозяйка: Полюбуйтесь какая красота у нас получилась.

Как вам кажется, где самый интересный узор?

Какой наряд самый яркий? А какой самый аккуратный? В каком наряде вы бы предложили Бабе Яге пойти на праздник? Почему вы так решили?

Затем хозяйка убирает приданое в сундук, сделанный заранее, хвалит детей. Все наряды обещает передать Бабе Яге.

Прощается, провожает до двери, желая счастливого пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг для детей средней группы "День рождения Бабы Яги".

Физкультурные развлечения и праздники  проходят эмоциональнее, если на них присутствует сказочный герой.Баба Яга - один из самых любимых отрицательных  героев сказок. Но ведь она не всегда б...

В гости к Бабе Яге.

Досуг для младшего дошкольного возраста....

«Снежная баба» конспект интегрированного занятия в средней группе

учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные техники рисования. Учить делать отпечаток с синтипоновым  тампоном. Учить доводить предмет до нужного...

Происхождение образа Бабы-Яги. Кто такая Баба-Яга?

Познакомить детей со сказочным образом Бабы-Яги....

Осенний праздник «Как баба Яга хотела царицей стать или Проделки бабы Яги»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29081812","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29081815","attributes":{"alt":"","class"...