Игра -квест по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" на тему: "Приданье в старины глубокой" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Егорова Марина Николаевна

республиканский конкурс "Воспитатель года Чувашии-2022"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-kvest_v_starshey_gruppe.docx217.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ибресинский детский сад «Радуга» Ибресинского района Чувашской Республики

Квест-игра

по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» на тему:

«Преданье старины глубокой»

в старшей группе

 Воспитатель: Егорова М.Н.

Первая квалификационная категория

п Ибреси

2022г.


Квест-игра на тему:

«Преданье старины глубокой»

Цель: Формирование представлений о жизни и быте народа, обычаях и традициях.

Программное содержание

Образовательная область «Познавательное развитие».

Познакомить детей с предметами старинного быта: их названием, предназначением (печь, посуда, чугунок, ухват, кочерга, коромысло и т. д.).

 Закрепить знания детей о национальных костюмах: (название костюма, головного убора, чувашская вышивка);

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.

 Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к фольклору.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развивать связную речь и коммуникативные умения с помощью игры.

Материалы и оборудование: аудиозапись, мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация «Значение чувашских узоров», чувашский национальный костюм, салфетки с чувашской вышивкой, предметы народного быта (печь, ухват, чугунок, коромысло, ухват);

Бумажные куклы, бумажные национальные костюмы (чувашские, русские,

татарские, мордовские, марийские, башкирские, удмуртские).

Предшествующая работа: рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства; чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.

Методы и приемы:

• словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, совместное обсуждение, отгадывание загадок);

• наглядные (показ демонстрационных материалов; слайды);

• игровые (дидактические игры, подвижные игры);

• практические (упражнение);

• методы контроля (наблюдение, анализ работ).

Воспитатель в национальной чувашской одежде вместе с детьми входит(под музыку).

Орг. момент

Организационный момент.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

А друг с другом мы играем.

Никого в беде не бросим,

Не заберём, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Воспитатель.Ребята, а вы знаете, как ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки жили в старину?Предлагаю отправиться в путешествие и узнать о жизни наших предков. Путешествовать мы будем по мини-музею. Наша команда должна найти ключи-подсказки, а по ним найти местонахождение тайника. Ключи находятся на станциях. Чтобы получить ключ необходимо выполнить задания.

В этом нам поможет волшебный экран

( картинка - печка)

«Историю вы узнать хотите? — к дереву подойдите, на дерево — чудес внимательно смотрите. Среди картинок конверт с заданием найдите!»

(Дети снимают конверт с заданием. В конверте разрезанная картинка с изображением печки. Дети должны собрать картинку (печку).

Станция № 1. «Отгадай-ка»  (ПЕЧКА).

Воспитатель  показывает детям фотографию печки, подводит детей к печке и ведет рассказ:

На Руси в давние времена в русских избах центральное место занимала печь.В каждой избе была печь. Её называли – матушка, хозяюшка, кормилица. Печь согревала дом, на лежанке печи спали.

Есть загадка о печи«Чего из избы не вытащишь?» Почему так говорили? (Ответы детей). Печь занимала большую часть дома. Клали печь из кирпича и обмазывали глиной. Как называли человека, который клал печь?

Дети(Печник).

Воспитатель: Как вы думаете, чем печку топили? (печку топили дровами).

Воспитатель: Печь не только обогревала жилище, но и кормила. В печи очень вкусно готовили щи, кашу, картошку. топлёное молоко, пекли хлеб, пироги. Сушили грибы, ягоды, лечебную траву.

А придут дети с улицы: замерзли, или ноги промочили, залезают сразу на печку. Печь и обогреет, и одежду, обувь высушит, и вылечит если надо.

Воспитатель: Вспомните, как люди называли свою печь?

Дети: Матушка. Кормилица. Хозяюшка.

Воспитатель: Как люди использовали печь?

Дети: Варили, сушили, спали, лечились.

Дети получают первый ключ и конверт с заданием.

Ведущий читает задание«Вот сюда вы подойдите, и всехзнаниями удивите!»

Станция № 2 «Предметы народного быта»

В конверте - тексты загадок. Дети должны их разгадать и найти предметы-отгадки в мини-музее.

 Посмотрите, здесь много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим.

 Слушай загадку:

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.

- Правильно, печка. Молодцы.

-Для чего нужна была печь в избе?

(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)

Воспитатель: В старину вставали рано утром, первым делом растапливали печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.

-Но в какой посуде готовили? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте следующую загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу …. чугунок.

-Какая необычная посуда. Ну- ка еще раз скажите, как называется?

(чугунок).

-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?

(потому, что он сделан из чугуна).

-Чугун – это такое железо.

-Чугун сделан из чугуна – значит он какой?

(чугунный).

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

-здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:

Из печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват.

-Хорошо, молодцы.

-А вы знаете что представляет собой ухват?

(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).

-А для чего нужен был в доме ухват?

(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).

Воспитатель.  А что такое ухват вы знаете?  Ухват, или рогач, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Хорошо, молодцы.

- Слушайте мою другую загадку:

Выпускает жаркий чай

Древний чайник…. самовар.

- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар- значит сам варю.

- А что же он варит?

(чай).

-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.

- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?

(да)

-Сейчас они стали электрические.

- Слушаем мою загадку:

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра …. коромысло.

- Из чего делали коромысло?

(из дерева).

- По краям, что делали?

(крючки)

-Для чего?

(для ведер).

Коромысло можно носить на одном плече или двух.

Дети получают 2 ключ и следующий конверт

Воспитатель читает «Вот сюда вы подойдите и на костюмы посмотрите»

Станция №3 «Национальные костюмы»

- Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне (фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шуракепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они писихи, а полотенце у нас называется – алшали.

Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу. Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений.  

- Ребята, вы уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (Ответы детей).

- Правильно! В цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете, что обозначает красный цвет в орнаменте? (Ответы детей).

- Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (Ответы детей).

- Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.

- Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (Ответы детей). Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. Каждый узор - это маленькая история, и эту историю придумала мастерица, которая вышила этот узор. Если знать значение узоров, то можно легко

Воспитатель говорит: (На столе лежат куклы и национальные костюмы).  Ребята, посмотрите на кукол. Они без одежды. Рядом лежат национальные костюмы. Наша задача: найти чувашский национальный костюм и одеть в них куклы.(дети одевают кукол в национальные костюмы и проговаривают название одежды на чувашском языке.).

Молодцы ребята, выполнили задание.

Дети получают 3 ключ

Воспитатель достает следующий конверт.

Воспитатель. Вот и вернулись мы опять к печке. Ведь недаром о печке не только сказки сложены, но и пословицы  и поговорки.

Печь – нам мать родная.

Добрая-то речь, коль в избе печь.

Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони.

Печь – кормилица наша!

Может, она нас и накормит? Кто хочет узнать, что она нам приготовила? 

Итак, давайте подведем итоги нашего путешествия по мини-музею. Сегодня мы с вами научились работать в группе и выполнили много заданий.

(- Мы узнали, что в старину печь занимала главное место в доме. Чем была полезной печка, ребята, делала? (печь кормила, поила, обогревала, лечила;

Мы познакомились с такими предметами народного быта, как чугунок, ухват, утюг, самовар, коромысло.

Рассматривали узоры на чувашском костюме и отметили какое смысловое значение имеют узоры в чувашской вышивке.

 А печь приготовила нам угощение. Прошу всех к столу, пироги есть и чай из самовара пить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – посел...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Составим сказку» в старшей группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности  Возрастная группа: старшаяТема комплексно-тематического планирования: «Красота в искусстве и в жизни»Тема НОД: «Составлен...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Волшебные звездочки»

Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуще...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «МЫ ДРУЗЬЯ ЛЕСА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую форму речи.Развивать логическое мышл...