Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_ns_portala.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе.

Тема:  «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».

Программное содержание:

 образовательные задачи: углублять, систематизировать, обобщать знания детей о родном селе, развивать познавательный интерес;  расширять кругозор;

воспитательные задачи: формировать чувство гордости за своё село, бережное отношение к флоре и фауне  п. Иноземцево умение работать сообща,  воспитание в детях самостоятельности в своих суждениях;

развивающие задачи: развитие связной речи, активизировать словарный запас, развивать умение выражать свои мысли и чувства.

Цель: расширить  и систематизировать знания детей о родном поселке Иноземцево Ставропольского края; воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к родному краю, его природе; развивать умение замечать красоту,  опираясь на региональную культуру.

Предварительная работа: экскурсии по улицам села, к памятнику, заучивание стихотворений о родном крае, рисование  «Моё любимое село».

Оборудование и материалы для занятия: казачья песня для сопровождения,  каравай для встречи гостей, мелодия  «С чего начинается Родина?» с помощью магнитофона,  Магнитофон,  телевизор, магнитная доска, столы и стулья по количеству детей и для гостей, национальный коврик посередине группы,  иллюстрация пос. Инозхемцево,  иллюстрация карты Ставропольского края на экране телевизора, картина Качинского (пейзаж Кавказа) на экране телевизора, портрет на экране телевизора поэта И. Кашпурова, иллюстрация города Ставрополя, флага и герба города на экране телевизора и на магнитной доске, иллюстрация пос. Иноземцево и герба г. Железноводска на экране телевизора и на магнитной доске,  фотографии некоторых достопримечательностей поселка Иноземцево на экране телевизора,  фото гор и их определение иллюстраций на экране телевизора,   макеты гор на столе для демонстрации, музыка для легенды Кавказа, костюмы для детей в драматизации легенды (девочка в зеленом платье, первый мальчик в белом костюме – рубашка и штаны, второй мальчик в зеленой рубашке и черных брюках), маски для драматизации (Машук, Бештау, Эльбрус), два игрушечных кинжала, бутылки с минеральной водой, музыка для сопровождения - легенды Кавказа «Осетинская хонга», казачий уголок, иллюстрации: мужская одежка казаков, домашняя одежда казака, женская праздничная одежда, женская казачья домашняя одежда , традиционный наряд народов Кавказа, атрибуты для игры «Смелый казак»: шашка (муляж), две лошадки (на палочке), костюмы народов Кавказа, оформленный армянский уголок, фонограмма для пения армянской песни – «Ай Им Гндак», музыка для кавказского танца, угощение для сюрпризного момента (традиционные армянские сладости),  музыка для сопровождения легенды Кавказа.

Ход занятия:  Начало занятия происходит с встречи гостей.

(Казачья песня для сопровождения),  каравай для встречи гостей,

  1. Организационный момент.

(Включается  мелодия  «С чего начинается Родина?»).  

(На экране телевизора иллюстрация п. Иноземцево).

(Дети заходят и садятся на свои места за столами).

  1. Сообщение темы.

 Воспитатель:  Ребята к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Тема сегодняшнего занятия - «Моя малая Родина – поселок  Иноземцево». Мы с вами живём в большой стране, которая как называется? Скажите, как называется наша страна?

Дети: Россия!

 Воспитатель:  В большой стране у каждого из нас есть родной уголок-село, город, где он родился, провёл свои детские годы, ходил в детский сад.   Для каждого - это    «маленький дом», - его малая родина, и где бы ни жил человек, он всегда с любовью и трепетом её вспоминает.

3. Основная часть.

1. Конкурс  «Эрудиты»:

Воспитатель:   - Как называется наш край?

Дети: Ставропольский.

(Иллюстрация карты Ставропольского края на экране телевизора)

(Стихотворение о Ставропольском крае – читает ребенок).

(На экране телевизора картина художника  Ставрополья  -  Качинского)

  Ребенок:  Иван Кашпуров

СТАВРОПОЛЬЕ 
Я видел Ставрополье на картинах, 
в окно вагона, через дым костров… 
Лежит оно в равнинах и горбинах, 
лежит на стыке четырех ветров. 
Ах, Ставрополье, синий край России, 
Ты – песня задушевная отцов.

Воспитатель:  -   Отрывок из стихотворения «Ставрополье» Ивана Кашпурова было прочитано на фоне картины Ставропольского художника Качинского.

(Портрет на экране телевизора поэта  И. Кашпурова)

Воспитатель: Стихи  Ивана Кашпурова о родной земле, о труде на полях. В своем стихотворении он воспевает   красоту природы  родного края.  

Воспитатель:  - Назовите самый главный город Ставропольского края.

Дети: Ставрополь.

(Иллюстрация города Ставрополя).

Воспитатель: Этот город был основан еще в далеком 1777 году.

(Изображение флага и герба Ставропольского края)

Воспитатель:  - А что это?

Дети: флаг и герб Ставропольского края

Воспитатель:  - Как называется наш поселок?

Дети: Иноземцево.

(Иллюстрация пос. Иноземцево)

Воспитатель: А что это?

(герб г. Железноводска)

Воспитатель:  - Назовите улицы родного  поселка. (Гагарина, Лесная …).   Воспитатель:  - Какие здания и сооружения вы знаете в своем родном поселке?

 (Показ  некоторых достопримечательностей поселка Иноземцево  школа № 5, бывший дом немецкого колониста Рошке, здание администрации, Памятник клизме в санатории Машук Аква-терм, поликлиника № 2,)

Воспитатель:  Скажите, чем отличается   природа нашего Ставропольского края от других мест нашей России?

Дети: курортный край, горы, минеральные источники.

Воспитатель:  - Назовите  горы,  которые окружают наш поселок?

Дети: Бештау, Машук и т.д.

 Воспитатель: Назовите эти горы.

(Показ гор и их определение иллюстрации Бештау, Змейка, Эльбрус, Машук).  

2.  Драматизация легенды:  ЛЕГЕНДА   «МИНЕРАЛЬНЫЕ  ИСТОЧНИКИ И ГОРЫ КАВКАЗА»

Воспитатель:    Наш поселок Иноземцево лежит в необычном месте.  Вы  наверно, слышали, что  о нашем крае сложилось много легенд. Они рассказывают о далёком прошлом  наших предков.  

Воспитатель:  Какие вы знаете легенды Кавказа?

Дети: ЛЕГЕНДА «ЗАМОК КОВАРСТВА И ЛЮБВИ», ЛЕГЕНДА «МЕДОВЫЕ ВОДОПАДЫ», ЛЕГЕНДА «ГОРА  МАШУК». ЛЕГЕНДА   «МИНЕРАЛЬНЫЕ  ИСТОЧНИКИ И ГОРЫ КАВКАЗА», ЛЕГЕНДА «РОЖДЕНИЕ КАВКАЗА», ЛЕГЕНДА «ОЗЕРО ТАМБУКАН», ЛЕГЕНДА «РЕКА  АРХЫЗ», ЛЕГЕНДА «НАРЗАН - БЕСЦЕННЫЙ ДАР».

 Воспитатель:   Давайте одну из легенд попробуем обыграть.  

(Драматизация легенды)

( ЛЕГЕНДА   «МИНЕРАЛЬНЫЕ  ИСТОЧНИКИ И ГОРЫ КАВКАЗА»).  

( Музыка для легенды Кавказа).

Воспитатель:  Много легенд и народных преданий породила целебная минеральная вода. «В далекие времена, - повествует одна из легенд, - на широкой долине росла и хорошела девушка Машук. (Выходит девочка в зеленом платье на голове маска Машук и танцует). Особо пригожей была она в лучах заходящего солнца, которое высвечивало ее пышный зеленый наряд. Седой Эльбрус - царь Кавказа, в груди которого все еще клокотали могучие силы, а сердце горело огнем, страстно полюбил Машуку. (Выходит мальчик, у которого на голове маска Эльбруса, белая рубашка и белые штаны и на поясе игрушечный кинжал и делает под музыку движения с кинжалом). Еще больше любил ее сосед, молодой князь Бештау. (Выходит мальчик, у которого  маска Бештау, зеленая рубашка и черные штаны, у него тоже игрушечный кинжал за поясом и делает танцевальные движения вокруг девочки). Но ни одна тайна не может вечно оставаться тайной. И когда Эльбрус узнал про  любовь Машуки и Бештау, горы сотряслись от его гнева. (Поднимает руки вверх и делает гневное выражение лица и воинственное движение руками). А вскоре случилось самое страшное: князь Бештау поднял руку на старшего, и его меч рассек седую голову Эльбруса на две части. (Имитация движения руками). Но могучий старик разрубил наглеца на пять частей и разбросал их. (Показ боя между двумя соперниками, мальчик – Бештау склоняет голову и приседает на колено). В порыве гнева он вонзил меч и в грудь неверной Машуке. (Девочка танцует вокруг и пытается помешать кровопролитию и хватается за рану. Опускается на колени).  Прошли века, окаменели горы. И теперь с первыми лучами солнца пятиглавый Бештау тянется к кудрявой Машуке (девочка и мальчик тянут друг к другу руки), а в вечерней тишине двуглавый Эльбрус бросает на нее свою тень (мальчик кинжалом показывает на Машук и Бештау горы макеты на столе). Но любовь сильна. До наших дней из глубокой раны Машуки течет голубой, горячий  поток целебных вод, приносящий людям здоровье, счастье и любовь....» (Показ на минеральную воду, которые приготовили).

  Ребенок:  (Стихотворение о городе Железноводске – читает ребенок)

                    Поверив собственным болезням,

                Сюда вернемся через год,

                Где из груди горы Железной

                Источник молодости бьет.

                Густеют липкие туманы,

                Орлиных крыльев стынет взмах,

                И торопливые романы

                Вершатся в парках и домах.

                                        (А.М. Городницкий)

3. Беседа о народах, проживающих в п. Иноземцево – армяне.

  Ребенок:  (Стихотворение о  Ставропольском крае – читает ребенок)

Ставропольский край родной,

есть на карте мировой

Ты меньше чем кленовый лист.

Здесь все народы собрались.

У нас в сердцах, мой край родной и милый.

Ты как цветок прекрасен,

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина. (М. Пляцковский)

Воспитатель:  Много народов собрал под своей крышей наш край и много народов проживает на территории нашего поселка. А какие вы знаете  народы, которые живут у нас в поселке Иноземцево? (русские, армяне, греки).   Ребята, а знаете ли вы, какие народы проживают на  Северном Кавказе?  

Дети: чеченцы, кабардинцы, карачаевцы, осетины, даргинцы, дагестанцы, лезгины.

Воспитатель: Большинство населения края, как и нашего поселка Иноземцево составляют русские —   Традиционно велики в крае  и в нашем поселке этнические общины армян,  украинцев   и греков. Одну из самых больших групп в нашем поселке Иноземцево составляют – Казаки. Ребята, давайте обратимся к нашему казачьему уголку. Я знаю, что Алена у нас казачка, и она расскажет нам о мужской казачьей одежде.

Сообщение ребенка о казачьем наряде - (обращение к казачьему уголку):

(Иллюстрация: мужская одежка казаков).

 Ребенок: Служебная одежда казака – это мундир из синего сукна, шаровары  с красными лампасами, фуражки или папахи с красным верхом, сапоги.

(Иллюстрация: домашняя одежда казака). В домашнем быту казаки носили полотняную вышитую рубаху, шаровары на сапоги.  (Девочка)

(Иллюстрация женская праздничная одежда).

 Воспитатель:  Женская одежда состояла из кофты, юбки и фартука, так называемая «парочка».  Кофта была с оборкой «басочкой», воротник стойка, рукав длинный. Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Украшалась кружевами, оборками.

Нижняя юбка «спидница» -   шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой. Еще был фартук или запон.

(Иллюстрация домашняя женская казачья одежда).  

Воспитатель:  Различают праздничные наряды или расхожие т.е. (на каждый день).  

Праздничные наряды украшались  узорами. На голове шёлковые платки, на ногах полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах. Головной убор замужних женщин – шлычка (колпачок).  

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

(Под музыку Казачья Воля - При Лужке)

                               Игра: «Смелый  казак».

Атрибуты: шашка (муляж), две лошадки (на палочке). Правила: Два участника по команде садятся на лошадь, преодолевают полосу, выигрывает тот, кто вперед возьмет шашку.

Воспитатель: И в нашей группе в основном дети – русские, но на втором месте в крае, в нашем поселке и в нашей группе находится группа детей, которые родились и воспитываются в армянских семьях и чтят свои обычаи и традиции.

(Иллюстрация традиционный наряд народов Кавказа).

Воспитатель: Давайте обратимся к нашему  уголку народов Кавказа, который вы уже хорошо рассмотрели.  Здесь костюмы, которые уже не встретишь в повседневной жизни, только в музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен мы еще можем увидеть эти костюмы. Хотите посмотреть, как одевались наши прабабушки и прадедушки?  

(Рассматривание народных костюмов народов Кавказа). (Обращение к армянскому уголку).

Воспитатель: Одежда  народов  Северного Кавказа  имела  много  общих  черт,

ввиду  схожести  бытовых  условий проживания и эстетических запросов,

характерных для всего региона.  

А) (Девочка и мальчик  рассказывают, из чего состоит национальный костюм).  

 Сообщение ребенка о  традиционном наряде  народов Кавказа.

  Ребенок:  Нательной  одеждой  мужчин  и женщин были  рубашки  и  штаны  из холста  или  тонкой шерстяной ткани.

(Иллюстрация традиционный наряд народов Кавказа).

   В непогоду носили бурки и башлыки. Зимней одеждой были овчинные шубы, их носили мужчины и женщины. (Мальчик)

(Иллюстрация традиционный наряд народов Кавказа).

    Ребенок:   Женскую одежду составляло  приталенное платье. Поверх платьев

носили безрукавки, кафтанчики или  халаты.  Украшением  женщин  всех

народов, проживающих на территории Северного Кавказа были пояса, бусы,

серьги, перстни и браслеты. (Девочка)

Воспитатель: Но костюм – это не самое главное у народов Кавказа. Такие одежды ушли в прошлое. Самое главное – это язык и культура народа, которые передаются из поколения в поколение. Люди разговаривают на своем родном языке, поют песни, танцуют танцы и помнят обычаи и традиции своего народа. Давайте сейчас послушаем, как говорят армянские дети на своем языке.

Б) (Ребенок читает стихотворение на армянском языке, а затем на русском перевод).

В) (Ребенок считает на армянском языке до 10)

Воспитатель: А теперь послушаем, как армянские дети умеют считать до 10, а наш переводчик проверит их.  

(Помощник воспитателя проверяет наших детей в правильности счета).

Воспитатель: А умеете ли вы считать на русском языке?

(Тот же ребенок считает на русском языке).

Воспитатель: Дети могут петь на своем родном языке, давайте послушаем, как звучит песня на  армянском языке.

Г) (Ребенок поет песню на армянском языке).  

( фонограмма для пения армянской песни – «Ай Им Гндак»)

Воспитатель: А теперь мы бы хотели посмотреть традиционные движения в танцах замечательного армянского народа.

Д) (Дети под музыку делают несколько традиционных движений).

(музыка для кавказского танца – «Осетинская хонга»)

Воспитатель: Мы благодарим наших детей за участие и очень рады, что они так много знают о своей культуре и языке.

4. Подведение итогов и сюрпризный момент.

(Переключение на первую иллюстрацию занятия иллюстрация п. Иноземцево).

Воспитатель: Ребята, сегодня было очень много ярких и необычных моментов в нашем занятии и мне бы хотелось, чтобы вы их назвали. Что вам запомнилось сегодня больше всего?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, дома попробуйте  выразить свои впечатления о занятии на листе бумаги в виде рисунка. (Творческая работа - дома).

Воспитатель:  Но это еще не все. Все народы Кавказа, в том числе и армянский народ очень мирные, дружелюбные, гостеприимные, а поэтому каждое мероприятие, торжество, праздник не могут обойтись без традиционной национальной кухни и традиционных угощений и сладостей. Наш замечательный повар Алла Суреновна приготовила для вас традиционное угощение и приглашает вас попробовать сладости народа Кавказа.

(Звучит армянская музыка). (Дети и гости получают угощения).

Воспитатель: А наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Составим сказку» в старшей группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности  Возрастная группа: старшаяТема комплексно-тематического планирования: «Красота в искусстве и в жизни»Тема НОД: «Составлен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» для подготовительной группы 6-7 лет на тему: «Победный май»

Цель: Воспитание патриотических чувств.Обучающие задачи: 1.  Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). 2. ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" . "Экскурсия в заповедник "Малая Сосьва" (старшая группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" .  "Экскурсия в заповедник "Малая Сосьва" (старшая группа)...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие», раздел: «Формирование элементарных математических представлений», «Шахматное развитие». Тема: «В поисках сокровищ» (итоговое в форме квест-игры для дет

Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений с помощью элементов игры в шахматы.    Образовательные задачи:- Формировать умение сравнивать к...