КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «МЫ ДРУЗЬЯ ЛЕСА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать логическое мышление, интерес к художественному слову.

Совершенствовать умение работать с бумагой (сгибать лист по диагонали, создавать объемные фигуры из бумаги). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_druzya_lesa_les_nash_drug.docx851 КБ

Предварительный просмотр:

       

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»)

 «МЫ ДРУЗЬЯ ЛЕСА»

 ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ

        

 Головийчук Оксана Николаевна

Москва, 2017 г.

Программное содержание:

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать логическое мышление, интерес к художественному слову.

Совершенствовать умение работать с бумагой (сгибать лист по диагонали, создавать объемные фигуры из бумаги).

Материал к занятию:

Страницы  книги пожеланий,  пожелание Березки, Бабочки, Полянки, Елочки, раздаточный материал с изображением цветка колокольчик, цветные карандаши, квадраты разного размера из зеленой бумаги для изготовления елочек, «мусор», музыка.

Словарная работа: Иван - чай, медуница, куколка, кокон, стог, роса, роща.

Ход образовательной ситуации:

  1. ВВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИЮ.

Воспитатель собирает детей возле себя.

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать? Куда вы путешествовали? Я приглашаю вас совершить путешествие в необычный лес, где можно встретить все времена года. Это не простое путешествие, а почему – вы догадаетесь в конце нашего путешествия.

Хотите отправиться в такое путешествие?   Тогда вперед! Вот план-карта нашего путешествия (появляется на экране). Дети рассматривают карту, определяют, куда идти.

  1. ОСТАНОВКА ПЕРВАЯ «Березовая роща»

Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года мы попали? (Весна) Докажите! (местами виден снег, на березках только лопнули почки, подснежники) Как вы думаете, что   случилось с березкой? Почему она плачет?

C:\Users\Teacher\Desktop\Жалобная книга природы\жалобная книга природы 003.pngC:\Users\Teacher\Desktop\Жалобная книга природы\жалобная книга природы 003.png

                Рисунок 1.

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы 
И капли сока, точно слёзы, 
Текли прозрачною струёй.
За каплей капля капает в песок
Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.

Воспитатель: Дети, вы поняли, почему плачет березка? Как же быть? Ведь березовый сок очень вкусный и полезный. (Ответы) Оказывается, березовый сок собирают специально обученные люди, они обрабатывают ранку у березки, и она не болеет. А сок можно купить в магазине.

    Дети, какой можно сделать вывод, посмотрев на эту страницу жалобной книги?

     Правило: Не собирайте березовый сок.

Какой из знаков обозначает это правило? (Дети выбирают подходящий знак из предложенных)

Воспитатель предлагает идти дальше. Дети определяют маршрут по карте.

  1. ОСТАНОВКА ВТОРАЯ «Царство бабочек»

Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года мы попали? (Лето) Докажите! (много цветов, порхают бабочки) Да, это летняя страница жалобной книги.

Воспитатель открывает  второй лист  жалобной книги. На нем нарисованы бабочки (рисунок 3).

C:\Users\Teacher\Desktop\Жалобная книга природы\жалобная книга природы 004.png

                                 

                                     Рисунок 3.

Что вы здесь видите? А вы знаете, какие бабочки первыми просыпаются после зимнего сна? (Лимонница, крапивница, траурница). А как появляются в природе бабочки? (ответы). Некоторые бабочки живут всего один день, другие – только лето, а есть бабочки, которые зимой, как и птицы, улетают в теплые края. Давайте с ними поиграем. Найдите каждой бабочке пару.

Дидактическая игра «Найди пару». 

Воспитатель: Одной бабочке не хватило пары. Как вы думаете, что случилось со второй бабочкой? (Ответы)

Воспитатель зачитывает жалобу Бабочки:

«Вы меня сачком поймали,

И недолго поиграли.

Хоть потом и отпустили,

Но меня вы погубили:

Пыльца с крылышек опала,

Я летать уже не стала.

На цветах мне не сидеть,

К небу, солнцу не взлететь!».

Физкультминутка.

Воспитатель:  Давайте ненадолго тоже станем бабочками:

Видишь – бабочка летает,  (машем руками)
На лугу цветы считает. (загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять – (хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (качают головой)
Задень, за два и за месяц... (загибают пальчики)
Шесть, семь, восемь, девять, десять…(хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела  (шагают на месте)
Сосчитать бы не смогла! (грозят пальчиком)

Дети, какой можно сделать вывод, посмотрев на эту страницу жалобной книги?

Правило: Не ловите бабочек.

Какой из знаков обозначает это правило? (Дети выбирают подходящий знак из предложенных)

Воспитатель предлагает идти дальше. Дети определяют маршрут по карте.

  1. ОСТАНОВКА ТРЕТЬЯ «Грустная поляна»

Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года мы попали? (Осень) Докажите! (на деревьях пожелтели листья, пожелтела и увяла трава) Да, это осенняя страница жалобной книги.

Воспитатель открывает следующий лист жалобной книги. На листе нарисована поляна, на которой разбросан мусор (рисунок 5).

C:\Users\Teacher\Desktop\Жалобная книга природы\жалобная книга природы 002.png

                                           Рисунок 5.

Как вы думаете – на что жалуются полянки?

Давайте и мы пройдем на полянку (на «поляне» разбросан мусор).

На зеленую полянку

Под деревья, спозаранку

Туристы весело пришли

И костер там развели:

Жарили и парили,

Мусор свой оставили.

И чего тут только нет:

Вот обертки от конфеток,

Банки, склянки и газеты,

Остатки пищи и пакеты.

Лес красивый не узнать,

Мусор нужно убирать!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.   (Дети убираются на «поляне»)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод, посмотрев на эту страничку жалобной книги?

Правило: Не сорите в лесу.

Какой из знаков обозначает это правило? (Дети выбирают подходящий знак из предложенных)

Воспитатель:

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Воспитатель предлагает идти дальше. Дети определяют маршрут по карте.

  1. ОСТАНОВКА ЧЕТВЕРТАЯ  «Зимняя сказка»

Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года мы попали? (Зима) Докажите! (на деревьях нет листьев, лежит снег) Да, это зимняя страница жалобной книги.

Воспитатель открывает следующий лист жалобной книги. На листе нарисована зимняя лесная поляна, на которой растет ель и другие деревья, много еловых пеньков (рисунок 6).

Воспитатель: Как вы думаете, что здесь случилось?

Воспитатель зачитывает жалобу Ёлочки:

Елочка в лесу жила

И красавицей слыла.

Вокруг нее подруги – елки

Росли, расправивши иголки,

Но вот, под новый год, зимой,

С топорами и пилой

Злые люди в лес пришли,

И там, где елочки росли,

Пенечки лишь остались –

Так люди постарались.

Вот наша елочка - она

Грустит в лесу совсем одна.

И ждет с тревогой новый год,

Вдруг человек за ней придет,

Пилой начнет ее пилить.

Не надо  елочки губить!

Правило: Не вырубайте деревья.

Какой из знаков обозначает это правило? (Дети выбирают подходящий знак из предложенных)

Воспитатель: Что же можно сделать, чтобы наша елочка не скучала? Давайте посадим для нее подружек. (Дети высаживают семена елочки, так начинается проект «Зеленая подружка»)

V. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Дети, чтобы вы не забыли, как  вести себя в природе, я приготовила вам эмблемы. (Воспитатель показывает эмблемы, а дети говорят, что они обозначают.) Я думаю, что вы сами запомните эти правила и расскажите о них своим друзьям.

Воспитатель загадывает загадки  и выставляет  цветы.

1.  Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Алёнки, двух Наташек.

Все веночки - из... (ромашек)

2.  Мы грибы несли в корзине

И еще цветочек синий.

Этот полевой цветок -

Тонкий нежный... (василек)

3.  Ежик в рощице, у кочки

Говорит Мишутке:

"Видишь синие цветочки?

Это - ... (незабудки)"

4.  Он растет повсюду летом -

В поле и у кочек.

Он изящен, фиолетов,

Это - ... (колокольчик)

5. На лугах, полях растёт
   Цветом розовым цветёт,
   Заварить им можно чай.
   Ты мне быстро отвечай!
    Что за травка? – (иван-чай).

6. Разбрелись в лесу сестрицы, Синеглазки (Медуницы)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод, посмотрев на эту страничку жалобной книги?

Правило: Не рвите цветы.

Какой из знаков обозначает это правило? (Дети выбирают подходящий знак из предложенных)

      Воспитатель: Послушайте стихотворение о цветах (дети читают стихотворение):

Мы все, друзья, живой природы дети,

Родные братья на родной планете,

Цветы, деревья, звери, птицы, люди –

Мы жизнь и дом родной свой очень любим.

 

Мы, как цветы, порой несовместимы,

Но все хотим, конечно, быть любимы,

И в чём-то все мы схожи меж собою

И связаны одной загадочной судьбою.

И, как цветы, одни из нас ранимы,

Скромны, застенчивы, незаменимы,

Хранят в душе своей тепло и радость,C:\Users\Teacher\Desktop\Жалобная книга природы\жалобная книга природы 002.png

И людям дарят в этой жизни сладость.

 

Иные лишь о почестях мечтают,

И выгоду свою во всём стяжают,

Лишь внешней красотой к себе поманят,

Но тут же непременно одурманят.

 

Но жизнь за теми, кто душой светлее,

Хотя им в жизни этой и труднее.

Всё ж верю я, что счастье будет с теми,

Кто лишь добро и радость всюду сеет.

4. предложение  полянок.(о чем просит полянка)

Воспитатель: Ребята мы с Вами пришли на полянку, но что же здесь не так? Почему так много здесь мусора? На  странице –  полянка с мусором. (рисунок 5).

Рисунок 5.

Как вы думаете – какое пожелание полянки?

Давайте и мы пройдем на полянку (на «поляне» разбросан мусор).

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
(
А. Усачёв)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.   (Дети убираются на «поляне»)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод, посмотрев на эту страничку пожеланий?

Правило: Не сорите в лесу.

Какой из знаков обозначает это правило? (Дети выбирают подходящий знак из предложенных)

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

За собой не уберешь,

В лес потом и не войдешь.

Вместо леса свалка.

Природу очень жалко!

5. Пожелание Ёлочки. (о чем просит Ёлочка)

- А сейчас мы с вами оказались среди елок.

Воспитатель показывает  страницу  пожеланий книги (объемную). На ней – елочка и пеньки. 

Воспитатель:  зачитывает  следующую загадку. 

Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки...(ёлка).

 Как вы думаете, что здесь случилось?

Елочка в лесу жила

И красавицей слыла.

Вокруг нее подруги – елки

Росли, расправивши иголки,

Но вот, под новый год, зимой,

С топорами и пилой

Злые люди в лес пришли,

И там, где елочки росли,

Пенечки лишь остались –

Так люди постарались.

Вот наша елочка - она

Грустит в лесу совсем одна.

И ждет с тревогой новый год,

Вдруг человек за ней придет,

Пилой начнет ее пилить.

Не надо  елочки губить!

Правило: Не вырубайте деревья.

Воспитатель: Что же можно сделать, чтобы наша елочка не скучала? Давайте посадим для нее подружек. (Дети высаживают семена елочки, так начинается проект «Зеленая подружка»)

IV.ОТГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА.

Воспитатель: Ребята лесные жители  приготовила для вас сюрприз. Это – кроссворд. Отгадав этот кроссворд, мы узнаем, какое волшебное слово вам они приготовили.

Вопросы к кроссворду:

  1. Город этот не простой, Он дремучий и густой...(Лес).
  2. Не шмель, не пчела, а жалит.(Крапива)
  3. Никто не пугает, а вся дрожит.(Осина)

          4.       Не загадка это даже, Сразу назовем,

                     Если только кто-то скажет -Желуди на нем!(Дуб)

          5.       Вот так дивные проказы - На траве горят алмазы. 
                   Миллионы их, а все ж , в сундучки не соберешь.…(Роса) 

1

2

3

4

5

6

7

Дети читают слово в выделенном столбце: «Спасибо»

V. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Дети,  чтобы вы не забыли, как  вести себя в природе, я приготовила вам эмблемы. (Воспитатель показывает эмблемы, а дети говорят, что они обозначают.) Я думаю, что вы сами запомните эти правила и расскажите о них своим друзьям.

Лесные правила

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки – не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Муравейник не топчи,

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг!

Тебе – спасибо!»

http://infodoski.ru/d/1188067/d/7274.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП). на тему: «Ознакомление детей с календарем».

: Систематизировать представления о времени, уточнить представления о последовательности дней недели, использование календаря. Вызвать интерес к календарю....

Конспект образовательной ситуации в области познавательного развития старшая группа

Конспект образовательной ситуации в области познавательного развития в  старшей  группе направлен на ознакомление с миром природы, через использование технологий моделирования...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательное развитие для детей старшей группы

Тема: «Деревья осенью»Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание. Развивать мелкую моторику.об...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательного развития (формирование элементарных математических представлений) для детей подготовительной группе

Тема: «Поиграем  с мишкой»Цель: Развитие познавательных интересов детей через формирование элементарных математических представлений.Задачи: 1. Расширять представления детей о частях ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» (Экология)

Тема: «Друг земли – дождевой червяк» Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире.Задачи:Образовательные:  дать детям представ...