Главные вкладки

    Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области «Познавательное развитие", "Ознакомление с миром природы" "Домашние, перелетные и зимующие птицы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Лобачева Елена Геннадьевна

    Конспект занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл domashnie_pereletnye_i_zimuyushchie_ptitsy.docx704.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в средней группе "Домашние. Перелетные и зимующие птицы"

    Программное содержание:

    1. Дать детям представление о видах питания домашних, перелетных и зимующих птиц.
    2. Закрепить понятие  «домашние», «перелетные», «зимующие» птицы.
    3. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
    4. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
    5. Активизировать в речи обобщающие слова: «домашние птицы», «перелетные птицы», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание осени: дождливая, холодная.

    Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.

    Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).

    Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин, игрушка Сорока.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Дети сидят за столами в группе.

    В.- Ребята, к нам сегодня в гости пришла Курочка Ряба. Курочка у нас домашняя птица. А каких еще домашних птиц вы знаете?

     Воспитатель показывает картинки с домашними птицами (петух, гуси, утки). Рассказать о жизни этих птиц и почему они называются домашними

    Дети дают ответы.

    В. - А как вы думаете чем питаются домашние птицы? (зерном, червячками, насекомыми.)

    Ответы детей.

    Воспитатель предлагает  детям прослушать голоса птиц в лесу. Спрашиваю, что они услышали, чьи это голоса?

    Ответы детей: пение птиц, птичьи голоса.

    В. - Да, это поют птицы, много птиц.

     - А как вы думаете, в какое время года записаны голоса птиц? 

    Ответы детей: - Летом.

    В. - Да, конечно летом, потому что летом в лесу много птиц. Это кукушки и соловьи, синички и дрозды, сороки и дятлы, вороны и совы, грачи и ласточки. Но вот лето кончилось, началась осень. Похолодало. Птицы начинают готовиться к отлету.

    В. - Как вы думаете, почему они собираются улетать в теплые края.

    Ответы детей: - Мало корма, стало холодно.

    В: - Правильно, стало меньше насекомых, трава пожухла, корма стало меньше. И поэтому первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми: стрижи, ласточки, мухоловки. Потом улетают журавли.

    Позже улетают скворцы и грачи. А когда наступают заморозки, начинают покрываться льдом реки, озера, пруды собираются в далекий путь водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди, цапли.

    - Ребята, а почему они улетают тогда, когда замерзает вода?

    Ответы детей: Птицам нечего кушать и негде плавать.

    В. Да, весь корм остается под водой: это и личинки насекомых, лягушки, жучки водоплавающие, рыба. И поэтому водоплавающим птицам нечем питаться. Вот и все птицы улетели в теплые края.

    В: Ребята, а как называются эти птицы? 

    Ответ: Перелетные.

    В: Правильно, они называются перелетными птицами. В зимнем лесу стало тихо. Дети, а как вы думаете, остались в лесу птицы?

    Ответы детей: Нет, да.

    В: Если побывать в лесу и прислушаться, то услышим голоса птиц. Жизнь в лесу продолжается.

    В.-Давайте вместе отправимся в лес.

    Дети: Давайте.

    Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

    Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

    На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.

    Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

    Дети: Зимующие птицы.

    Воспитатель: Загадки отгадывать любите?

    Озорной мальчишка в сером армячишке

    По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зёрнышки клевать,

    С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

    Спинка зеленовата, животик желтоват,

    На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)

    Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

    Каркунья хрипловатая. (Ворона)

    Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.

    Воспитатель: Какие это птицы?

    Дети: Зимующие.

    Воспитатель: Почему они так называются?

    Дети: Потому что остаются зимовать.

    Воспитатель:  Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

    Дети размышляют.

    Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

    Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

    Дети высказывают свои предположения.

    Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?  Садитесь в кружок.

    Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся  их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)

    Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

    Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

    Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

    Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

    Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?

    – Сорока, давай играть вместе с нами.

    Физминутка  «Вороны»

    Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.

    Кар-кар-кар (громко)

    Кар-кар-кар (громко)

    Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.

    Кар-кар-кар (тихо)

    (дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

    Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

     

    Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!

    Дети поднимают рисунки.

    Сорока: Кто же это не пойму?

    Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?

    Аналогично рассматривается второй рисунок.

    Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?

    Дети приносят конверт.

    Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?

    Воспитатель достаёт части птичек.

            

     

     

     

     

    Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать  какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.

    Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.

    Дети угощают Сороку семечками.

    Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!

    Дети прощаются с Сорокой.

    Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

    Итог

    – Каких птиц вы повстречали в лесу?

    – Как можно назвать их одним словом?

    – Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

    Кого угостим салом?

    Рябиной?

    Семечками?

    Кусочком яблока?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) на тему: «Насекомые»

    Уточнение и расширение представления детей о насекомых,их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обучение детей умению отвечать на вопросы полным ответом, поддержива...

    Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

    Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

    Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу познавательное развитие Ознакомление с миром природы в средней группе Тема: «Цветочный город»

    Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре. 3. Учить...

    «Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

             Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

    Конспект по образовательной области "Познавательное развитие" ознакомление с миром природы . Тема : " Животные жарких стран"

    Образовательные задачи :Закреплять представление детей о животных, обитающих в жарких странах, их внешнем виде, образе жизни и повадках.Развивающие задачи:Развивать связную речь. Уточнять , расширять ...