Авторская методическая разработка "Вы - художник"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Солдатова Ольга Викторовна

Методическая разработка "Вы - художник" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по художествено-эстетическому развитию (доп. образование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_vy_hudozhnik.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Авторская методическая разработка

«ВЫ - ХУДОЖНИК»

(использование нетрадиционных техник в рисовании)

Автор-составитель: Солдатова Ольга Викторовна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Дорогобуж, 2022г.

Содержание

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Актуальность

1.3 Педагогическая целесообразность.

1.4 Цели и задачи программы.

1.5 Принципы, методы и приемы.

2. Планируемые результаты.

3. Формы подведения итогов реализации программы

4. Учебно-тематический план

4.1 Учебно-тематический план первого года обучения

4.2 Учебно-тематический план второго года обучения

5. Материально-техническое обеспечение.

6. Приложение (перспективное планирование: 1год обучения)

(перспективное планирование: 2год обучения)

7.Картотека игр и упражнений

8. Организация работы с родителями

9.Список литературы.

Введение

      Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает».

Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания,  так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

 Рисуя,  ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности:  зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое,  интеллектуальное,  нравственно-трудовое,  физическое).

Проанализировав авторские разработки,  различные материалы,  а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.  

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.  Несомненно,  достоинством таких техник является универсальность их использования.

Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому,  нетрадиционные методики очень привлекательны для детей,  так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Вы - художник».

В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли,  чувства,  переживания,  настроение.  

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.  

Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения».  Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.  

Занятие превращается в созидательный творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала.

В силу индивидуальных особенностей,  развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей,  поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя,  испытать радость творческого созидания. Все темы,  входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная с раннего до подготовительного дошкольного возраста.

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа « Вы - художник » разработана на основе ФГОС ДО.

Программа разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2012.

Продолжительность реализации программы — 2 года. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-6 лет, реализуется  через кружковую работу и выставки.

Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 25 минут для детей 5-6 лет, а 6-7 лет - 30 минут.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» // Статья VI. Гигиенические нормативы по устройству, 4 содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Требования к организации образовательного процесса, таблица 6.6);
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» Рябинка» (составлена в соответствии с ФГОС ДО).

Формирование творческой личности ребёнка — одна из важных задач на современном этапе. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

   Новизной и отличительной особенностью программы «Вы - художник» по нетрадиционным техникам рисования является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить положительные эмоции, проявить фантазию, творчество

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом.

1.2Актуальность.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

1.3. Педагогическая целесообразность.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Использование многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют ребенку выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Использование в рисовании нетрадиционных техник, по принципу от простого к сложному, поможет в решении ряда вопросов:

- овладение графическими, техническими навыками и умениями;

- развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений;

- эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности.

Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования.

Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет  убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

1.4 Цели и задачи программы.

Цель программы:

Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. 

Задачи программы:

  • вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
  • побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
  • обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
  • способствовать возникновению у ребенка радости творчества и эстетического наслаждения;
  • развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, собственных замыслов;
  • совершенствовать и активизировать  знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности;
  • воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов;
  • развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования;
  • привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей

1.5 Принципы, методы и приемы.

Принципы:

  • системности, последовательности;
  • принцип творчества;
  • принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала.

Методы и приёмы:

  • Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков.
  • Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие

Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.).

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие

Продолжать знакомить с цветами спектра. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Использовать игры по художественному творчеству, игры – экспериментирование.

Чтение художественной литературы: 

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Воспитывать чуткость к художественному слову. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Социально- коммуникативное  развитие.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой замысел. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в использовании предметов при рисовании.

Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Здоровье: физкультминутки, игры малой подвижности. Знакомить с основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами поведения в организованной деятельности.

2. Планируемые результаты.

К концу года первого года обучения ребенок может:

  • различать способы нетрадиционного рисования;
  • самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
  • самостоятельно передавать сюжетную композицию;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

К концу второго года обучения ребенок может:

  • различать и называть способы нетрадиционного рисования;
  • знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
  • передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту
  • уметь применять полученные знания на практике

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня развития творческих способностей.
  • Обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

3. Формы подведения итогов реализации программы

1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы (приложение)

2. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

3. Тематические выставки в ДОО.

4. Участие в выставках и конкурсах в течение года.

5. Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.

4. Учебно-тематическое планирование

4.1 Учебно – тематический план первого года обучения.

п/п

Название темы  

Количество часов

1

Игра-беседа «Волшебная капелька»

1

2

Игра: «Знакомство с чудо - помощниками»

3

3

Игра – экспериментирование «Творим без кисточки».

3

4

Опытническая работа с различным иллюстративным материалом «Разные краски»

3

5

Способы тонирования бумаги. Рисование тампонами.

2

6

«Рисуем пальчиками»

3

7

Рисуем ладошками»

3

8

«Рисуем ватными палочками»

2

9

«Рисуем печатками»

3

10

«Необычная бумага», рисуем бумагой.

3

11

Предметная монотипия

3

12

Знакомство с пейзажем – рисование по мокрому.

3

13

Экспериментируем с предметами.

3

14

Тычкование полусухой жёсткой кистью.

1

Всего:36

4.2 Учебно – тематический план второго года обучения.

1

Знакомство с натюрмортом. рисование с использованием трафарета и шаблона

2

2

Знакомство с кляксографией»

2

3

«Монотипия»

2

4

«Рисуем пластилином»

3

5

«Набрызг»

2

6

Пейзаж в технике выдувания

2

7

Мыльные пузырьки

2

8

«Волшебные рисунки» (рисование жидким соленым тестом)

3

9

Восковые мелки + акварель

2

10

«Волшебные рисунки»

2

11

Свеча + акварель

2

12

«Граттаж»

3

13

Эффект кристаллов, рисование солью.

2

14

Рисование в технике «Грифонаж».

2

15

Игры – экспериментирования с различными материалами для рисования.

3

16

Волшебные веревочки(«Ниткография»).

2

Всего:36

5. Материально-техническое обеспечение.

Помещение для занятий: групповая комната, изостудия

Уголок художественного творчества в группе;

Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал

Инструменты и приспособления:  акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча;

ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы.

6. Приложение.

Перспективное планирование:

1год обучения

Месяц

Тема.Техника

Цель

Сентябрь.

Игра-беседа «Волшебная капелька»

познакомить детей с возможностями воды, краски, бумаги.

Игра: «Знакомство с чудо - помощниками».

Техника: экспериментирование с материалами для рисования.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Игра – экспериментирование «Творим без кисточки».

Техника: рисуем ладошками, рисуем пальчиками (игры – рисунки)

Упражнять в рисовании пальчиками, ладошками. Воспитывать аккуратность.

Опытническая работа с различным иллюстративным материалом «Разные краски»

познакомить детей с возможностями различных материалов для рисования и водой.

Способы тонирования бумаги. Рисование тампонами.

Познакомить с техникой тонирования бумаги для создания фона.

Октябрь.

  1. Тема: «Подсолнухи»

Техника: рисование пальчиками.

упражнять в рисовании пальчиками. Закрепить навыки рисования гуашью. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Развивать чувство композиции.

  1. Тема: «Укрась платочек».

Техника: оттиск пробками, рисование пальчиками.

учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками. Развивать чувство композиции и ритма.

Тема: «Осеннее дерево». Техника: оттиск печатками из ластика.

познакомить с приёмами печати печатками.

Тема: «Петушок» Техника: печатание осенними листочками.

Учить детей работать с хрупким материалом - листьям и. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Ноябрь.

  1. Тема: «Рыбка».

Техника: рисование ватными палочками.

упражнять в рисовании ватными палочками.

Тема: «Мои игрушки»

Техника: оттиск пробками, печатками, рисование пальчиками.

упражнять в рисовании предметов округлой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком.

Тема: «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Техника: рисование смятой бумагой.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Развивать чувство композиции.

Тема: «Рыбки в аквариуме».

Техника: восковые мелки и акварель

упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие.

Декабрь.

Тема: «Первый снег». Техника: Оттиск печатками из салфетки

закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощь. Печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции.

Тема: ««Ёлочка пушистая, нарядная».

Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

 Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: «Два петушка поссорились»

Техника: рисование ладошкой.

совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать чувство композиции.

Тема: «Укрась ёлочку бусами»

Техника: Пластилинография.

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Январь.

  1. Тема: «Ёлочные игрушки».

Техника: восковой мелок и акварель, оттиск пробкой.

упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой

  1. Тема: «Снеговик»

Техника: комкание бумаги (скатывание).

закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (ёлочка, метла, заборчик) Развивать чувство композиции.

  1. Тема: «Разноцветные бабочки».

Техника: Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Тема: «Веточка ели».

Техника: рисование частой расческой.

Познакомить с техникой рисование подручными материалами. Продолжить работать над понятием симметрия.

Февраль.

Тема: «Зимний пейзаж».

Техника: печать по трафарету,

Цель: Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить печатать с помощью трафарета.

Тема: «Укрась шарфик». Техника: печать по трафарету.

познакомить с техникой «печать по трафарету». Учить украшать полоску простым узором. Развивать чувство ритма и композиции.

Тема: «Котёнок»

Техники: тычок жёсткой полусухой кистью.

познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Тема: «На что похоже?»

Техники: Техника монотипии

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию.

Март.

  1. Тема: «Ваза для цветов».

Техники: «знакомая форма – новый образ»; оттиск печатками.

совершенствовать умения детей использовать знакомые техники изображения. Развивать воображение, чувство композиции, ритма.

  1. Тема: «Мимоза для мамы».

Техники: рисование бумажными салфетками.

упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.

Тема: «Весёлое солнышко»

Техники: рисование ладошками.

закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке.

Тема: «Весенний букет» (коллективная работа) Техники: рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику

Апрель.

Тема: Какого цвета весна».

Техники: монотипия.

Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Тема: «Ракеты в космосе».

Техники: печать по трафарету.

продолжать учить смешивать различные краски (синюю, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закреплять умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракету, летающие тарелки.

Тема: «Цыплята».

Техники: восковые мелки, комкание бумаги или обрывание.

закрепить умение создавать образ из скомканной салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывая детали (травку, цветы) и части образа(клюв, глазки, ножки). Развивать чувство композиции.

Тема: «Берег реки» Техники: рисование по мокрому.

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Май.

Тема: «Носит одуванчик, желтый сарафанчик».

Техники: тычок жёсткой полусухой кистью

закрепить умения детей рисовать в данных техниках. Учить создавать выразительный образ цветов. Развивать желание создавать коллективную работу (коллаж)

Тема: «Совушка - сова». Техники: пластилинография.

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз.

Тема: «Салют».

Техники: Акварель, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

Выставка рисунков детей.

учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания, упражнять в выборе понравившихся рисунков.

Перспективное планирование: 2год обучения.

Месяц

Тема.Техника

Цель

Сентябрь.

«Летний луг»

Техника: восковые мелки + акварель, печать по трафарету

закрепить навыки по ранее усвоенным техникам. Развивать

воображение, содействовать наиболее выразительному отражению

впечатлений о лете.

Тема: «Укрась вазу для цветов».

Техника: пластилинография

закрепить умения составлять простые узоры, используя технику пластилинография. Знакомство со способом скручивания жгутиком,

изготовление цветов из пластилина.Развивать чувство композиции.

Тема: «Деревья осенью»

Техника: Отпечаток листьями, ватными палочками.

Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую

листву – ватными палочками. Развивать чувство композиции, цвета.

Тема: Неваляшка»

Техника: Печать пуговицами по трафарету

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы.

Октябрь.

  1. Тема: «Ёжики».

Техника: тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Тема: «Паутина»

Техника: Рисование окрашенным шариком.

Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество.

Тема: «Осенние листья».

Техника: тиснение.

познакомить с техникой тиснения. Учить обводить листья простой форму, делать тиснение на них.

Тема: «Краски осени»

Техника: тампонирование, трафарет, восковые карандаши.

Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о осенних красках.

Ноябрь.

Тема: «Инопланетные животные».

Техника: Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Тема: «Ходит осень по дорожкам».

Техника: печатание листьями, печать или набрызг по трафарету.

познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Тема: «Загадка»

Техника: Ниткография

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

Тема: «Синий вечер».

Техника: Линогравюра

Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук.

 Декабрь.

Тема: «Первый снег» Техника: Свеча + акварель

учить рисовать в технике свеча + акварель. Закрепить умение изображать снег, используя свечу. Развивать чувство композиции.

Тема: «Мышка».

Техника: рисование нитками.

Познакомить детей с техникой выполнения рисунков из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Закрепить умение работать в технике «знакомая форма – новый образ».

Тема: «Ёлочка».

Техника: рисование пальчиком, акварель + восковые мелки.

учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки ( в технике акварель + восковые мелки) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закреплять умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушка. Упражнять в умении украшать ёлку бусами (рисование пальчиками).

Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения

Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения

Январь.

Тема: «Зимняя ночь».

Техника: черно – белый граттаж.

познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно – белый граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Тема: «Сафари парк».

Техника: восковые мелки, акварель, трафарет.

совершенствовать умение в технике работы с трафаретом, восковыми карандашами и акварелью. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Тема: «Узоры на стекле».

Техника: Эффект кристаллов, рисование солью

учить создавать выразительный образ, используя технику рисования солью. Развивать умение пользоваться средствами выразительности графики.

Тема: «Снежинка бела, какая чистая, какая смелая….»

Техника: тампонирование по трафарету, набрызг.

Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений.

Февраль.

Тема: «Метель».

Техника: «Набрызг»

познакомить с техникой «набрызг».

Развивать воображение, чувство композиции.

Тема: «Снежинки -пушинки»

Техника: печатание, набрызг.

продолжать учить передавать образ предмета с помощью печатания. Учить самостоятельно составлять коллективную работу

Тема: «Подводное царство».

Техника: мыльные пузырьки.

познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями,

продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину. Развивать чувство композиции.

Тема: Волшебная бумага (зеркало)

Техника: «гравирование» или «чеканка».

Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма, эстетического вкуса.

Март.

Тема: «Цветы в вазе»

Техника: рисование по трафарету, восковыми карандашами, пластиковыми вилками.

учить рисовать цветы необычными материалами. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания изображения. Учить располагать изображения на листе.

Тема: «Фрукты на блюде» (с натуры).

Техника: восковые мелки = акварель.

учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в умении аккуратно закрашивать восковыми мелками фрукты, создавать созвучный тон с помощью акварели.

Тема: «Маки».

Техника: печать с помощью овощей

учить создавать общую композицию, на основе техники печатания.

Тема: «Ранняя весна

Техника: монотипия пейзажная

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Апрель.

Тема: «Звёздное небо».

Техника: набрызг, печать поролоном по трафарету.

учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие.

Тема: «Мы волшебники».

Техника: Пейзаж в технике выдувания.

познакомить с техникой выдувания рисунка, развивать воображение, желание дорисовать полученный образ. Развивать чувство композиции.

Тема: «Яблоки на тарелке».

Техника: процарапывание

познакомить с техникой процарапывания по гуашевой основе, учить составлять коллективную работу.

Май.

Тема: «Георгины для мамы»

Техника: Оттиск капустой

продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство композиции.

Тема: «Тихий вечер»

Техника: Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белогогратажа. Учить передавать настроение тихого вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

Тема: «Плюшевый медвежонок». Техника: рисование песком

совершенствовать умение детей в данной технике. Учить отображать образ наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания образа.

Тема: «Берёзка».

Техника: рисование свечой и акварелью.

познакомить детей с созданием образа новой техникой. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции.

Выставка рисунков детей

учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания, упражнять в выборе понравившихся рисунков.

Работа с родителями

Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках рабочей программы на 2017 – 2018 уч. год

№ п\п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки выполнения

1

 «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Информация на сайте ДОУ

Сентябрь

2

«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание

Октябрь

3

 «Как часто рисует ваш малыш?»

Анкетирование

Ноябрь

4

«Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»

Консультация в приёмной

Декабрь

5

 «Рисуем вместе с детьми»

Буклеты для родителей

Январь

6

 «Необычными вещами мы рисуем без труда»

Мастер-класс

Февраль

7

 «Увлекательное рисование»

Папка-передвижка

Март

8

«Несколько советов по развитию творческих способностей детей»

Памятки для родителей

Апрель

9

«Наш семейный портрет»

Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями.

Май

Работа с педагогами

Календарно-тематическое планирование работы с педагогами

в рамках  рабочей программы

на 2017– 2018 уч. год

№ п\п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки выполнения

1

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов

Сентябрь

2

«Дождик, дождик, капелька»

Открытый просмотр НОД по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования

Октябрь

3

 «Педагогическая мастерская»

Совместная работа с музыкальным руководителем по подбору музыкального сопровождения к занятиям.

Ноябрь

4

«Игры с красками»

Создание картотеки игр, способствующих развитию творческих способностей детей

Декабрь

5

 «Новый год стучится в дверь»

Изготовление плакатов для оформления музыкального зала к Новому году

Январь

6

«Портрет моего папы»

Конкурс между детьми старших групп, выполненных в различных техниках нетрадиционного рисования

Февраль

7

 «Маленькие фокусники»

Тематический досуг (совместная работа с музыкальным руководителем)

Март

8

«Роспись цветка на камне»

Мастер-класс для педагогов

Апрель

9

«Мы художники»

Оформление выставки детских творческих работ (совместная работа педагогов)

Май


7.Картотека игр и упражнений.

Выгорский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре

Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.

Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении

 как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»

Граттаж - рисование по восковой прокладке, - в процарапывании.

Упражнения:

 «Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки.

 «Салфетка для мамы»

«Волшебная поляна

 «Дворец для Снегурочки»

«Полёт в космос»

«Вечерний город»

«Ветер по морю гуляет».

Монотипия –техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.

Упражнения:

 «Бабочки»

«Осенний парк»

Печатка  техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Упражнения:

Для детей младшей группы

«Цветы для пчёлки»;

В средней группе - «печатки» с геометрическим рисунком

В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток» букет цветов; закладки; букет из рябиновых веток.

Рисование по сырой бумаге 

Упражнения:

Средняя группа.

«Плывут по небу облака»

«Аквариумные рыбки»

«Зайцы на поляне»

Старшая группа.

«Летний дождь»

«Воробышки зимой»

«Мой пушистый маленький друг»

Подготовительная группа.

«На дне морском»

.

«Последний лист»

 «Радуга – дуга»

Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.

Упражнения:

«Волшебная поляна»

«Букет цветов»

Набрызг 

Упражнения:

 «Снегопад»

Кружатся в танце белые снежинки.

«Закружила золотая осень»

Печать от руки – 

Описание техники:

Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.

Упражнения:

 «Потеряли перчатки по дороге котятки

 «Наши птицы»

«Цветы»

«Животные»

«Ежи»

8.Организация работы с родителями.

формы работы:

  • Консультации
  • Родительские собрания,
  • Совместное проведение мероприятий
  • Совместное творчество родителей и детей

Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества. Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

 Формы работы с родителями по развитию

конструктивно-модельной деятельности детей

Планирование работы с родителями

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:

  • анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей
  •  «Круглый стол»
  • Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем
  •  «Прогулки с детьми по городу»
  • Дни открытых дверей
  • Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами развития конструктивно-модельной деятельности детей
  • Тематические консультации
  • Родительские собрания
  • Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно-эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей
  • Проектная деятельность
  • Цикл консультаций: «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации».

3.1. Мониторинг достижения

детьми планируемых результатов освоения программы

Методика  Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

     Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).

2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.

Простые карандаши.

     Испытуемому предлагалось:

В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так, чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного.

     Оценка результатов:

0-4 балла – очень низкий результат;

5-9 баллов – низкий;

10-14 баллов – средний;

14-18 – высокий;

19-24 – очень высокий.

Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.

 

Методика  Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Свободный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

     Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.

На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка

производится в баллах по следующим критериям:

     10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

     8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

     5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом

является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

     3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

     0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

     Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Результаты первого и второго этапов суммируются.


3.3. Требования к уровню подготовки воспитанников:

К концу учебного года у детей будут:

1.Расширены представления детей о творческой деятельности человека в различных видах искусства, о значении творческой деятельности человека в жизни;

2.Закреплены знания о сенсорных эталонах, продолжается развитие художественного восприятия, мышления, памяти, обогащения словаря.


4. Контроль за реализацией программы.

Развивающая среда для работы по программе включает следующие центры:

Центр

Образовательная задача

Примерное содержание среды

Предполагаемая деятельность детей

Уголок изо-деятельности

«В мире красок»

Развитие ручной умелости, проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности

  • Материалы  инструменты и их заместители для работы в различных видах деятельности.
  • Бумага разных форматов и структур.
  • Оборудование для работы.
  • Игры.
  • Мнемотаблицы
  • Технологические карты
  • Рисование
  • Нетрадиционное рисование
  • Лепка
  • Аппликация
  • Раскраски

Игротека

Уточнение, систематизация знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности

Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам

Игровая деятельность

Книжный уголок «Литературный центр»

Накопление познавательного опыта, умения «работать» с книгой.

Познавательная и художественная литература, картинки и фотографии, «Книжкина больница»

  • Рассматривание
  • Слушание
  • Систематизация наглядного материала

Уголок природы

«Вырастай- ка»

Расширение познавательного опыта, его использование в других видах деятельности

  • Иллюстрации с экологическим содержанием
  • Картотека загадок, стихов, примет, пословиц, поговорок
  • Природный материал
  • Мнемотаблицы
  • Дидактические игры экологического содержания

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов. Труд природоведческого содержания.

Лаборатория «Отчего и почему»

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов, расширение познавательного опыта

  • Материалы
  • Оборудование
  • Технические  материалы
  • Фартуки
  • Наглядные модели

Опыты, эксперименты, исследования.

9.Список литературы.

1. Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
2. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки
3. Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».
4. И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

5. А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".

Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

"В гостях у сказки" (авторское методическое пособие)

Данное пособие состоит из 6 слайдов, целью данного пособия являеться развитие речевой активности дошкольников  на материале сказок...

Авторское методическое пособие "Золотая осень"

Методическое пособие по теме "Осень" ...

Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)

Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...

Электронное методическое пособие "Художники-иллюстраторы детских книг"

     Электронное пособие может быть полезным педагогам, работающим с дошкольниками и младшими школьниками, родителям. Небольшой рассказ о творческих особенностях художников-иллюс...