пояснительная записка к авторской методической разработке.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

КУЗЬМИНА  Марина Владимировна

 

  

                                                                           I.              Пояснительная записка

 

 

•                     идеи

•                     ключевые понятия

•                     принципы концепции

•                     цель и задачи программы

•                     характеристика обучающихся, воспитанников

•                     время и основные этапы ее осуществления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная     записка.      

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

В. Боков.

       Программа «Все начинается с детства» базируется на Духовно- нравственном и гражданско – патриотическом воспитании старших дошкольников.( далее Программа) 

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления  ο  доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. 

        Воспитание детей  без духовно – нравственной  и  гражданско- патриотической основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы  не заботимся о самом  важном в развитии ребёнка – воспитании его души.

       Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью.  Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования в 2009 году, на ежегодном слете работников образования, подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.

      В характеристике «гражданских доблестей», которые В.И. Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах

     Понятия «гражданин» и «гражданственность» были актуальны для России, так как они традиционно были наполнены революционно-демократическим содержанием (А.И. Герцен, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов). Мыслители России видели в гражданине человека, любящего свое Отечество, готового отдать жизнь в борьбе за Россию, счастье людей, борца против всех форм социальной несправедливости. В советский период ХХ века одной из важнейших целей государства было воспитание человека, борца, революционера, сознательного труженика. В решении этой задачи, в разработке теории и практики воспитания граждан участвовали многие известные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.

       Американский исследователь Дж. Зевин, рассуждая о связи патриотизма и критического мышления, пришел к выводу, что гражданственность – это способность человека критически оценивать как ситуацию в обществе, так и решения правительства. Такой подход предполагает возможность для личности делать свой выбор, основанный на знании, образованности, просвещении. Ю.Н.Никифоров и А.Н. Скалина в работе «О понятии "гражданственность”» обращают внимание на коренное отличие западного и российского понимания данного слова. В нашем понимании акцент делается на духовно- нравственных объединяющих началах, в западном же контексте гражданственность трактуется как «просвещенный патриотизм» (Дж. Зевин), т.е. приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению.

      Одно из главных качеств, вершина проявления гражданственности – это внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества.

      Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Проблему духовно- нравственного и гражданско – патриотического  воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.  

 

 

Ключевые понятия темы:

Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Гражданственность  В «Толковом словаре великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».

Патриотизм -общественное явление, которое состоит в том, что некоторые люди жертвуют —время, деньги, здоровье, иногда даже жизнь, — во имя нравственных, культурных и материальных ценностей отечества и соотечественников.

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.                                                                                                                                             «Безнравственный человек – значит бессовестный» Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. (К.Д.Ушинский)

Нужно      понимать,  что    даже   нравственная     жизнь   -   не               цель или заслуга, а средство для очищения души...

                                                                                                                              Авторская  Программа «Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание старших дошкольников» является комбинаторной. Она органично сочетает в себе имеющиеся идеи по духовному и гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста. Данная программа обеспечивает равные стартовые возможности детей по социально - личностному развитию.

         Содержание программы поможет более полному освоению образовательных областей «Социализация» «Познание»  как основных с интеграцией в них (Физической культуры. Оздоровления, Музыки, Чтения художественной литературы, Коммуникация, Труд, Художественное творчество) в связи с новыми   Федеральными Государственными Требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания.

«Социализация»

Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни

«Познание»

Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

«Коммуникация»

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

«Чтение художественной литературы»  (решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

«Художественное творчество»

Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

 

Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и  принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и  государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими  реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Авторская Программа:

- разработана  в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;

         -  обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

 

Имеет цель:  освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений.

Через решение следующих задач:

Развитие у детей познавательных интересов,

--  Интеллектуальное развитие детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

– Развитие игровой деятельности детей;

– Приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми    (в том числе моральным);

– Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,   патриотических     чувств,   чувства принадлежности к мировому сообществу.

–  Формирование целостной     картины мира, расширение   кругозора детей.

 

В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми,  наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- поддержание эмоционально-положительного  настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным под периодам дошкольного детства ( 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

-Тематическое планирование:  по возрастам с учетом требований к  основной общеобразовательной программы. И примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

-Тематический план – региональный компонент «Мой город»

-Тематический - перспективный план активных форм работы с родителями.

-Проект – региональный компонент «Мой город»

«Планируемые результаты освоения Программы».

Вторая часть – Приложение.

 

 

Региональный компонент составляет 20%всей предлагаемой программы, знакомство с родным городом предстает в виде циклов бесед, экскурсий, встреч.  Как итог работы составлен проект «Мой город» включивший в себя всю проведенную работу, в проект вовлекаются все сотрудники и специалисты дошкольного учреждения. Реализацию проекта можно приурочить к дню города, тематическим неделям «Мой дом, мой город».

80%  содержания отведено  блоку «Духовно- нравственное воспитание»в старшей группе и 80% блоку «Воспитание Гражданина» в подготовительной группе.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

-    развитие игровой деятельности;

-  приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование положительного отношения к себе;

- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

- формирование первичных представлений о семье (ее составе,  родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

 - формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

-  формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

- формирование первичных представлений о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

- формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того,  «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);

- значительное место в реализации области занимают пятничные беседы в кругу, экскурсии, встречи с интересными людьми

 

  

                                                                           I.              Пояснительная записка

 

 

•                     идеи

•                     ключевые понятия

•                     принципы концепции

•                     цель и задачи программы

•                     характеристика обучающихся, воспитанников

•                     время и основные этапы ее осуществления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная     записка.      

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

В. Боков.

       Программа «Все начинается с детства» базируется на Духовно- нравственном и гражданско – патриотическом воспитании старших дошкольников.( далее Программа) 

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления  ο  доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. 

        Воспитание детей  без духовно – нравственной  и  гражданско- патриотической основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы  не заботимся о самом  важном в развитии ребёнка – воспитании его души.

       Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью.  Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования в 2009 году, на ежегодном слете работников образования, подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.

      В характеристике «гражданских доблестей», которые В.И. Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах

     Понятия «гражданин» и «гражданственность» были актуальны для России, так как они традиционно были наполнены революционно-демократическим содержанием (А.И. Герцен, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов). Мыслители России видели в гражданине человека, любящего свое Отечество, готового отдать жизнь в борьбе за Россию, счастье людей, борца против всех форм социальной несправедливости. В советский период ХХ века одной из важнейших целей государства было воспитание человека, борца, революционера, сознательного труженика. В решении этой задачи, в разработке теории и практики воспитания граждан участвовали многие известные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.

       Американский исследователь Дж. Зевин, рассуждая о связи патриотизма и критического мышления, пришел к выводу, что гражданственность – это способность человека критически оценивать как ситуацию в обществе, так и решения правительства. Такой подход предполагает возможность для личности делать свой выбор, основанный на знании, образованности, просвещении. Ю.Н.Никифоров и А.Н. Скалина в работе «О понятии "гражданственность”» обращают внимание на коренное отличие западного и российского понимания данного слова. В нашем понимании акцент делается на духовно- нравственных объединяющих началах, в западном же контексте гражданственность трактуется как «просвещенный патриотизм» (Дж. Зевин), т.е. приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению.

      Одно из главных качеств, вершина проявления гражданственности – это внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества.

      Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Проблему духовно- нравственного и гражданско – патриотического  воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.  

 

 

Ключевые понятия темы:

Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Гражданственность  В «Толковом словаре великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».

Патриотизм -общественное явление, которое состоит в том, что некоторые люди жертвуют —время, деньги, здоровье, иногда даже жизнь, — во имя нравственных, культурных и материальных ценностей отечества и соотечественников.

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.                                                                                                                                             «Безнравственный человек – значит бессовестный» Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. (К.Д.Ушинский)

Нужно      понимать,  что    даже   нравственная     жизнь   -   не               цель или заслуга, а средство для очищения души...

                                                                                                                              Авторская  Программа «Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание старших дошкольников» является комбинаторной. Она органично сочетает в себе имеющиеся идеи по духовному и гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста. Данная программа обеспечивает равные стартовые возможности детей по социально - личностному развитию.

         Содержание программы поможет более полному освоению образовательных областей «Социализация» «Познание»  как основных с интеграцией в них (Физической культуры. Оздоровления, Музыки, Чтения художественной литературы, Коммуникация, Труд, Художественное творчество) в связи с новыми   Федеральными Государственными Требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания.

«Социализация»

Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни

«Познание»

Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

«Коммуникация»

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

«Чтение художественной литературы»  (решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

«Художественное творчество»

Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

 

Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и  принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и  государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими  реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Авторская Программа:

- разработана  в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;

         -  обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

 

Имеет цель:  освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений.

Через решение следующих задач:

Развитие у детей познавательных интересов,

--  Интеллектуальное развитие детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

– Развитие игровой деятельности детей;

– Приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми    (в том числе моральным);

– Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,   патриотических     чувств,   чувства принадлежности к мировому сообществу.

–  Формирование целостной     картины мира, расширение   кругозора детей.

 

В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми,  наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- поддержание эмоционально-положительного  настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным под периодам дошкольного детства ( 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

-Тематическое планирование:  по возрастам с учетом требований к  основной общеобразовательной программы. И примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

-Тематический план – региональный компонент «Мой город»

-Тематический - перспективный план активных форм работы с родителями.

-Проект – региональный компонент «Мой город»

«Планируемые результаты освоения Программы».

Вторая часть – Приложение.

 

 

Региональный компонент составляет 20%всей предлагаемой программы, знакомство с родным городом предстает в виде циклов бесед, экскурсий, встреч.  Как итог работы составлен проект «Мой город» включивший в себя всю проведенную работу, в проект вовлекаются все сотрудники и специалисты дошкольного учреждения. Реализацию проекта можно приурочить к дню города, тематическим неделям «Мой дом, мой город».

80%  содержания отведено  блоку «Духовно- нравственное воспитание»в старшей группе и 80% блоку «Воспитание Гражданина» в подготовительной группе.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

-    развитие игровой деятельности;

-  приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование положительного отношения к себе;

- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

- формирование первичных представлений о семье (ее составе,  родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

 - формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

-  формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

- формирование первичных представлений о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

- формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того,  «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);

- значительное место в реализации области занимают пятничные беседы в кругу, экскурсии, встречи с интересными людьми

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. Пояснительная записка

  1. идеи
  2. ключевые понятия
  3. принципы концепции
  4. цель и задачи программы
  5. характеристика обучающихся, воспитанников
  6. время и основные этапы ее осуществления

Пояснительная     записка.        

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

В. Боков.

       Программа «Все начинается с детства» базируется на Духовно- нравственном и гражданско – патриотическом воспитании старших дошкольников.( далее Программа)  

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления  ο  доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  

        Воспитание детей  без духовно – нравственной  и  гражданско- патриотической основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы  не заботимся о самом  важном в развитии ребёнка – воспитании его души. 

       Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью.  Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования в 2009 году, на ежегодном слете работников образования, подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”. 

      В характеристике «гражданских доблестей», которые В.И. Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах

     Понятия «гражданин» и «гражданственность» были актуальны для России, так как они традиционно были наполнены революционно-демократическим содержанием (А.И. Герцен, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов). Мыслители России видели в гражданине человека, любящего свое Отечество, готового отдать жизнь в борьбе за Россию, счастье людей, борца против всех форм социальной несправедливости. В советский период ХХ века одной из важнейших целей государства было воспитание человека, борца, революционера, сознательного труженика. В решении этой задачи, в разработке теории и практики воспитания граждан участвовали многие известные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.

       Американский исследователь Дж. Зевин, рассуждая о связи патриотизма и критического мышления, пришел к выводу, что гражданственность – это способность человека критически оценивать как ситуацию в обществе, так и решения правительства. Такой подход предполагает возможность для личности делать свой выбор, основанный на знании, образованности, просвещении. Ю.Н.Никифоров и А.Н. Скалина в работе «О понятии "гражданственность”» обращают внимание на коренное отличие западного и российского понимания данного слова. В нашем понимании акцент делается на духовно- нравственных объединяющих началах, в западном же контексте гражданственность трактуется как «просвещенный патриотизм» (Дж. Зевин), т.е. приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению.

      Одно из главных качеств, вершина проявления гражданственности – это внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества.

      Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Проблему духовно- нравственного и гражданско – патриотического  воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.  

Ключевые понятия темы:

Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Гражданственность  В «Толковом словаре великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».

Патриотизм -общественное явление, которое состоит в том, что некоторые люди жертвуют —время, деньги, здоровье, иногда даже жизнь, — во имя нравственных, культурных и материальных ценностей отечества и соотечественников.

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.                                                                                                                                             «Безнравственный человек – значит бессовестный» Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. (К.Д.Ушинский)

Нужно      понимать,  что    даже   нравственная     жизнь   -   не               цель или заслуга, а средство для очищения души...

                                                                                                                              Авторская  Программа «Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание старших дошкольников» является комбинаторной. Она органично сочетает в себе имеющиеся идеи по духовному и гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста. Данная программа обеспечивает равные стартовые возможности детей по социально - личностному развитию.

         Содержание программы поможет более полному освоению образовательных областей «Социализация» «Познание»  как основных с интеграцией в них (Физической культуры. Оздоровления, Музыки, Чтения художественной литературы, Коммуникация, Труд, Художественное творчество) в связи с новыми   Федеральными Государственными Требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания.

«Социализация»

Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни

«Познание»

Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

«Коммуникация» 

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

«Чтение художественной литературы»  (решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

«Художественное творчество»

Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и  принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и  государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими  реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Авторская Программа:

- разработана  в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;

         -  обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Имеет цель:  освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений.

Через решение следующих задач:

-  Развитие у детей познавательных интересов,

--  Интеллектуальное развитие детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

– Развитие игровой деятельности детей;

– Приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми    (в том числе моральным);

– Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,   патриотических     чувств,   чувства принадлежности к мировому сообществу.

–  Формирование целостной     картины мира, расширение   кругозора детей.

В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми,  наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- поддержание эмоционально-положительного  настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным под периодам дошкольного детства ( 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

-Тематическое планирование:  по возрастам с учетом требований к  основной общеобразовательной программы. И примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

-Тематический план – региональный компонент «Мой город»

-Тематический - перспективный план активных форм работы с родителями.

-Проект – региональный компонент «Мой город»

«Планируемые результаты освоения Программы».

Вторая часть – Приложение.

Региональный компонент составляет 20%всей предлагаемой программы, знакомство с родным городом предстает в виде циклов бесед, экскурсий, встреч.  Как итог работы составлен проект «Мой город» включивший в себя всю проведенную работу, в проект вовлекаются все сотрудники и специалисты дошкольного учреждения. Реализацию проекта можно приурочить к дню города, тематическим неделям «Мой дом, мой город».

80%  содержания отведено  блоку «Духовно- нравственное воспитание»в старшей группе и 80% блоку «Воспитание Гражданина» в подготовительной группе.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

-    развитие игровой деятельности;

-  приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование положительного отношения к себе;

- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

- формирование первичных представлений о семье (ее составе,  родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

 - формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

-  формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

- формирование первичных представлений о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

- формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того,  «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);

- значительное место в реализации области занимают пятничные беседы в кругу, экскурсии, встречи с интересными людьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

Авторская методическая разработка "Musical English"("Музыкальный английский")

Авторская методическая разработка "Musical English"("Музыкальный английский") для детей дошкольного возраста....

Авторская методическая разработка по дефектологии для детей с недоразвитием интеллекта

В методической разработке использована здоровьесберегающая технология, с элементами пескотерапии...

Статья "ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к комплексному методическому планированию"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКАк комплексному методическому планированию по теме: «Взаимодействие и преемственность педагогов и специалистов ГБДОУ, при совместной разработке и подготовке досуговых меропри...

Пояснительная записка к авторской программе "Терем-теремок"

Ознакомление старших дошкольников с искусством деревянного зодчества...

Пояснительная записка к авторской интерактивной игре «Учим фрукты» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: формирование умений узнавать, называть и различать фрукты, классифицировать их по общему признаку....

Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)

Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...