дополнительная общеобразовательная программа "Время рисовать"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Булгина Елена Юрьевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Время рисовать» по содержательной, тематической направленности является художественной и направлена на приобщение обучающихся к изобразительному искусству, развитие их творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………….…..3

1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………….. 6

1.3. Содержание программы …………………………………………………..7

     1.3.1. Учебный план……………………………………………………….....…7

     1.3.2. Учебно-тематический план …………………………………………….8

     1.3.3. Содержание учебно-тематического плана …………………...….…..10

1.3.4. Планируемые результаты …………………………………………..…16

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график …………………………………………17

2.2. Условия реализации программы ……………………………………….18

2.3. Формы аттестации / контроля ………………………………………….18

2.4. Оценочные материалы …………………………………………….……18

2.5. Методические материалы ……………………………………………….20

2.6. Список литературы ………………………………………………………22

  1. . Пояснительная записка

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Время рисовать» по содержательной, тематической направленности является художественной и направлена на приобщение обучающихся к изобразительному искусству, развитие их творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса.

Данная программа разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в сетевой форме реализации образовательных программ».
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
  • Распоряжение губернатора Кемеровской области от 06.02.2023 «Об утверждении Стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец» на период до 2025 года».

  • Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области».
  • Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 13.01.2023 № 102 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования, и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
  • Устав МБУДО «Тяжинский центр дополнительного образования».

      Актуальность программы. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и значение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Всё начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое, и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку с возрастом реализовать себя: в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

   В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Одной из главных целей преподавания изобразительного искусства становиться задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

     Программа актуальна, так как направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разными способами рисования, используют разные материалы для работы, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. 

    Уровень сложности освоения содержания программы – ознакомительный уровень. 

 

       Отличительные особенности программы в том, что в ней предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.

        Педагогическая целесообразность. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа решает основную идею комплексного творческого развития обучающихся дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Деятельностный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности обучающихся, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.

       Адресат программы. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Время рисовать» разработана для детей дошкольного возраста, 5 - 6 лет.

       Характеристика детей дошкольного возраста.    В этом возрасте обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых образцов творческих работ вызывает высокий эмоциональный отклик у ребёнка.

       Важный путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых творческих заданий.

Детям этого возраста трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы комментированного рисования. На занятиях используются игровые методы и технологии, а также потешки, загадки, считалки.

    Объем и срок освоения программы -  общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы 41 час. Продолжительность освоения программы – 11 месяцев. 

    Режим занятий, периодичность и продолжительность. Недельная часовая нагрузка – 1 академический час. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. (1 академический час - 30 минут в соответствии с требованиями Сан Пин). 

   Наполняемость учебной группы – от 7 до 25 обучающихся.

   Состав группы- постоянный.

   Особенности набора учащихся - свободный. Зачисление обучающихся в объединение производится с обязательным условием – заявлением от родителей (законных представителей) и номера сертификата учащегося. В течение года допускается дополнительный добор учащихся. 

   Формы обучения – очная, с применением дистанционного обучения на период карантина или других чрезвычайных ситуаций на основании приказа администрации Центра.

   Особенности организации образовательного процесса. Программа разработана для группы обучающихся дошкольного возраста 5-6 лет и реализуется в рамках сетевого взаимодействия. 

1.2. Цель и задачи программы

   Цель программы -  развитие творческих способностей и интереса обучающихся через овладение видами и техниками изобразительного искусства.

     Задачи программы:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с различными видами изобразительного искусства;

- обучить обучающихся подбирать цвета и сочетать цветовые контрасты;

- обучить обучающихся основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму и пропорции.

Развивающие:

- развивать у обучающихся эстетический и художественный вкус.

- развивать у обучающихся трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.

- развивать у обучающихся внимание, воображение, целеустремленность.

 Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся желание добиваться успеха собственным трудом;

- прививать обучающихся навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу.

1.3. Содержание программы

                                                   1.3.1.Учебный план

  №

п/п

Наименование разделов

Часы по разделам

программы

Формы аттестации/

контроля

1 г/об.

ознакомительный

1.

«Введение»

1

2.

«Осенние мотивы»

5

3.

«Братья наши меньшие»

5

4.

«Зимние мотивы»

5

Викторина

5.

«Герои любимых сказок»

6

6.

«Декоративно народная роспись»

5

7.

«Праздничный подарок»

5

8.

«Весенние мотивы»

5

9.

«Летняя пора»

5

Контрольное тестирование

        ИТОГО :

42

                                   

Цели и задачи 1 года обучения

Цель первого года обучения: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой личности. 

Задачи обучающие:

- познакомить с материалами и инструментами;

- овладеть простейшими навыками работы с красками;

Развивающие:

- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру через художественное творчество.

1.3.2. Учебно-тематический план

Название раздела Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы

контроля

1

Введение

     1

1

-

1.1

Водное занятие. Введение в курс программы. ТБ при работе с инструментами

     1

1

-

Беседа

2

«Осенние мотивы»

     5

-

5

2.1

«Осенние дерево под ветром и дождём»

     -

-

1

2.2

«Загадки с грядки»

      1

-

1

2.3

«Летят перелётные птицы»

      1

-

1

2.4

«Кисть рябинки, гроздь калинки»

      1

-

1

2.5

«Любимые фрукты»

      1

-

1

Мини-выставка

3

«Братья наши меньшие»

      5

-

5

3.1

 «Зайчишки- храбришка и трусишка»

1

-

1

3.2

«Пушистые детёныши животных»

1

-

1

3.3

«Лягушонок и водяная лилия»

1

-

1

3.4

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

1

-

1

3.5

«Храбрый петушок» рисование по представлению

1

-

1

Мини-выставка

4

«Зимние мотивы»

5

-

5

4.1

«Зайка серенький, стал беленьким» рисование с элементами аппликации

1

-

1

4.2

«Зимние узоры»

1

        -

1

4.3

«Нарядная ёлочка»

1

        -

1

4.4

«Снеговик»

1

        -

1

4.5

«Новый год»

1

        -

1

Мини- выставка

5

«Герои любимых сказок»

6

-

6

5.1

 «Избушка на курьих ножках»

1

-

1

5.2

«Перо Жар-птицы»

1

-

1

5.3

«Образ Бабы-Яги»

1

-

1

5.4

«Три медведя»

1

-

1

5.5

«Еда из сказки»

1

-

1

5.6

«Волшебные предметы из русских сказок»

1

-

1

Мини- выставка

6

«Декоративно народная роспись»

5

-

5

6.1

«Декоративная роспись посуды»

1

-

1

6.2

«Весёлые матрёшки»

1

-

1

6.3

«Узор в стиле народной росписи»  Хохломская, Дымковская, Городецкая

1

-

1

6.4

«Хохломские ложки»

1

-

1

6.5

«Узоры на платье»

1

-

1

Мини-выставка

7

«Праздничный подарок»

5

-

5

7.1

«Подарок для папы»

1

-

1

7.2

«Букет для мамы»

1

-

1

7.3

«Весёлый клоун»

1

-

1

7.4

«Звёзды и кометы»

1

-

1

7.5

«Салют победы в честь 9 мая»

1

-

1

Мини-выставка

8

«Весенние мотивы»

5

-

5

8.1

«Пришла весна, прилетели птицы»

1

-

1

8.2

«Радуга-дуга»

1

-

1

8.3

«Красивые цветы»

1

-

1

8.4

«Бабочки-красавицы»

1

-

1

8.5

«Мои друзья!»

1

-

1

Мини-

выставка

9

«Летняя пора»

5

-

5

9.1

«Занимательная окружность»

1

-

1

9.2

«Букашки»

1

-

1

9.3

«Подводный мир»

1

-

1

9.4

«Художник в цирке»

1

-

1

9.5

«Животные жарких стран»

1

-

1

Демонстрация готовых

изделий

Итого:

41

1

40

1.3.3. Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. Введение

Образовательная задача раздела: познакомить обучающихся с программой и её разделами

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с программой, с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для работы. Правила безопасности. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Раздел 2. «Осенние мотивы»

Образовательная задача раздела познакомить с изобразительными материалами, инструментами и техниками, дать представление о работе с красками.

Тема 2.1. «Осеннее дерево под ветром и дождём»

Теория: Знакомство обучающихся с историей живописи, видами красок (акварель, гуашь), правилами их смешивания. Знакомство с понятием пейзаж. Систематизирование знаний детей о последовательности времён года, уточнение представления о характерных особенностях каждого сезона. Углубление знаний по теме осень.

Практика: Рисование с натуры и по представлению.

Тема 2.2. «Загадки с грядки»

Теория: Знакомство с понятием «натюрморт». Углубление знаний по теме «Осень».

Практика: Работа с красками. Выполнение практического задания «Загадки с грядки».

Тема 2.3. «Летят перелётные птицы»

Теория: Беседа «Птицы нашего края».

Практика: Работа с акварельными красками.

Тема 2.4. «Кисть рябинки, гроздь калинки»

Практика: Продолжить развивать навыки и умения целенаправленно наблюдать натуру, красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, последовательно строить изображение, передавая красками цвет предмета, его форму, пропорции.

Тема 2.5. «Любимые фрукты»

Теория: Загадки о фруктах.

Практика: Рисование по замыслу. Работа с цветом.

Раздел 3. «Братья наши меньшие»

Образовательная задача раздела: бережное отношение к природе и её обитателям.

Тема 3.1. «Зайчишка-храбришка и трусишка»

Теория: Обогащение знаний о жизни животных: образ жизни, среда обитания, детёныши. Беседа о бережном отношении к животным.

Практика: Создание выразительных образов животных разными художественными средствами, пользуясь разными материалами (акварель, гуашь, цветные карандаши). Передача в рисунке формы, пропорции фигуры, окрас животного.

Тема 3.2. «Пушистые детёныши животных»

Теория: Просмотр иллюстраций по теме «Пушистые детёныши животных». Диалог с обучающимися.

Практика: Поэтапное изображение животных.

Тема 3.3. «Лягушонок и водяная лилия»

Практика: Работа с красками. Выполнение по собственному замыслу, построение композиции рисунка.

Тема 3.4. «Рыбки играют, рыбки сверкают»

Теория: Просмотр презентации «Подводный мир» и иллюстраций по теме «Рыбки играют, рыбки сверкают».

Практика: Изображение морского дна и его обитателей. Работа в цвете. Выбор материала на усмотрение учащихся (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки и т.д.).

Тема 3.5. «Храбрый петушок» рисование по представлению

Практика: Поэтапное изображение храброго петушка. Рисование по представлению. Работа цветом.

Раздел 4. «Зимние мотивы»

Образовательная задача раздела совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.

Тема 4.1. «Зайка серенький, стал беленьким»

Теория: Обогащение знаний о жизни животных: образ жизни, среда обитания.

Практика: рисование с элементами аппликации.

Тема 4.2. «Зимние узоры»

Теория: Систематизирование знаний детей о последовательности времён года, уточнение представления о характерных особенностях каждого сезона. Углубление знаний по разделу зимние мотивы.

Практика: Изучение основных признаков и свойств красок, приёмы работы  кистью, материалами и инструментами, необходимыми для работы. Рисование с натуры и по представлению.

Тема 4.3. «Нарядная ёлочка»

Теория: Беседа «Традиции Нового года», просмотр иллюстраций по теме.

Практика: Умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка.

Использование красок, карандашей или других материалов.

Тема 4.4. «Снеговик»

Практика: Поэтапное изображение снеговика. Работа с цветом.

Тема 4.5. «Новый год»

Практика: Рисование по собственному замыслу.

Раздел 5. «Герои любимых сказок» 

Образовательная задача раздела совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.

Тема 5.1. «Избушка на курьих ножках»

Теория: Знакомство с русской народной культурой – сказками и сказочными персонажами. Особенностью характера и внешности.

Практика: Изображение избушки по представлению.

Тема 5.2. «Перо Жар- птицы»

Практика: Поэтапное изображение.

Выбор материала на усмотрение обучающих (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки и т.д.).

Тема 5.3. «Образ Бабы-Яги»

Теория: Викторина: «Гость из сказки»

Практика: Изображение Бабы-Яги. Работа цветными карандашами.

Тема 5.4. «Три медведя»

Теория: Знакомство с русской народной сказкой и её персонажами. Особенностью характера и внешности главных героев.

Практика: Изображение по представлению. Работа с цветом.

Тема 5.5. «Еда из сказки»

Теория: Просмотр иллюстраций с изображением еды из сказок. Беседа.

Практика: Творческая работа обучающихся.

Тема 5.6. «Волшебные предметы из русских сказок»

Теория: Обогащение знаний о волшебных предметах в русских сказках.

Практика: Рисование с элементами аппликации.

Раздел 6. «Декоративно народная роспись»

Образовательная задача раздела познакомить обучающихся с декоративной росписью и её происхождением.

Тема 6.1. «Декоративная роспись посуды»

Практика: Создание узора по мотивам росписей, используя разнообразные приёмы работы кистью и применение нужной цветовой гаммы.

Тема 6.2. «Весёлые матрёшки»

Теория: Просмотр иллюстраций с изображением матрёшек и изготовлением её.

Практика: Творческая работа обучающихся.

Тема 6.3. «Узоры в стиле народной росписи»

Теория: Знакомство с видами и историей декоративной росписи (Хохломская, Дымковская, Городецкая). Изучение отличительных особенностей.

Практика: Создание узора по мотивам росписей, используя разнообразные приёмы работы кистью и применение нужной цветовой гаммы.

Тема 6.4. «Хохломские ложки»

Практика: Роспись шаблона ложки хохломской росписью.

Тема 6.4. «Узоры на платье»

Практика: Творческая работа обучающихся.

Раздел 7. «Праздничный подарок»

Образовательная задача раздела познакомить с историей и традициями праздников.

Тема 7.1. «Подарок для папы»

Теория: Подробное знакомство с видами праздников, их историей, традициями, выбором подарков.

Практика: Изготовление подарка своими руками. Рисование с элементами аппликации.

Тема 7.2. «Букет для мамы»

Теория: Беседа «Какие бывают подарки»

Практика: Изготовление подарка своими руками. Рисование с элементами аппликации.

Тема 7.3. «Весёлый клоун»

Теория: Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация» и иллюстраций по теме «Цирк».

Практика: Изображение клоуна соблюдая пропорции и размеры. Работа в цвете. Выбор материала на усмотрение учащихся (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки и т.д.).

Тема 7.4. «Звёзды и кометы»

Теория: Просмотр презентации «Космос»

Практика: Выполнение изобразительных работ, используя основных приёмов работы с кистью, смешивание красок. Развитие воображения и чувства композиции. Совершенствование умения и навыков рисования.

Тема 7.5. «Салют победы в честь 9 мая»

Теория: Беседа и просмотр иллюстраций на тему «День победы!»

Практика: Выполнение изобразительных работ. Применение разных способов рисования. Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.

Раздел 8. «Весенние мотивы»

Образовательная задача раздела: познакомить с разными способами рисования, дать представления о выразительных возможностях цвета.

Тема 8.1. «Пришла весна, прилетели птицы»

Теория: Беседа на тему весна и её признаки. Изучение особенностей этого времени года.

Практика: Выполнение изобразительных работ, используя основных приёмов работы с кистью, смешивание красок. Совершенствование умения и навыков рисования.

Тема 8.2. «Радуга-дуга»

Теория: Рассмотрение картинок с изображением радуги. Цвета радуги. (первичные, вторичные, дополнительные цвета и способы их получения)

Практика: Работа с красками. Смешивание первичных, вторичных и дополнительных цветов.

Тема 8.3. «Красивые цветы»

Практика: Применение теоретических знаний в художественном творчестве.

Тема 8.4. «Бабочки-красавицы»

Практика: Набросок простыми карандашами, работа в цвете. Выбор материала на усмотрение учащихся (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки и т.д.). 

Тема 8.5. «Мои друзья!»

Практика: Выполнение задания на основе наблюдений или по представлению нарисовать портрет своего лучшего друга.

Раздел 9. «Летняя пора»

Образовательная задача раздела совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками. 

Тема 9.1. «Занимательная окружность»

Теория: Учимся различать геометрические фигуры (овал, круг, полуовал, полукруг). Игра «Что это такое?»

Практика: Рисуем геометрические фигуры от руки и преобразовываем их в интересные картинки.

Тема 9.2. «Букашки»

Теория: Беседа «Маленький мир».

Практика: Работа с красками. Отображаем в рисунках несложный сюжет, передавая особенности  формы, размера и цвета насекомых.

Тема 9.3. «Подводный мир»

Теория: «Беседа в картинках», расширяем знания детей об обитателях подводного мира.

Практика: Продолжить развивать навыки и умения красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, последовательно строить изображение, передовая красками цвет предмета, его форму, пропорции.

Тема 9.4. «Художник в цирке»

Теория: Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация». Обсуждение, беседа в картинках.

Практика: Рисование темы по замыслу на. Работа с цветом.

Тема 9.5. «Животные жарких стран»

Теория: Обогащение знаний о жизни животных: образ жизни, среда обитания.

Практика: Поэтапное изображение. Рисование по представлению. Работа цветом.

1.3.4. Планируемые результаты 1 год обучения

Обучающиеся будут знать:

 - первичные знания о видах и техниках изобразительного искусства; 

-названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различным материалом (краски, цветные карандаши, клей).

- название материалов, название и назначение инструментов, которые используются на занятиях;

- цветах радуги;

Будут уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, цветные карандаши и т. д.);

- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.)

-изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

- правильно организовывать рабочие место;

-  навыки работы с различными изобразительными материалами;

-  работать коллективно и помогать друг другу;

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Организация образовательного процесса

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Время рисовать» обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20»

Количество учебных недель – 42

Количество учебных дней  42

Срок освоения программы-11 месяцев

Возраст учащихся, занимающихся по программе: 5 - 6 лет.

Режим и продолжительность занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. (1 академический час - 30 минут в соответствии с требованиями СанПин). Образовательный процесс (начало и окончание учебных занятий) осуществляется в соответствии с расписанием творческого объединения МБУ ДО «Тяжинский центр дополнительного образования».

Начало учебного года: 10.09.2023 года.

Окончание учебного года: 17.07.2024года.

Форма учебных занятий: аудиторная.

Виды аудиторных занятий: теоретические и практические.

2.2. Условия реализации программы

   1.Материально-техническое обеспечение

  На занятиях используются следующий перечень учебного оборудования: учебные столы и стулья,1 ноутбук, доска магнитная. Инструменты и приспособления: клеёнки, непроливайки, простые карандаши, ластики, кисти (№1,№2,№3,№4,№5), палитры, краски (гуашь, акварель) и т.д.

2. Информационное обеспечение:

      Учебно – методический комплекс для педагога:

Программное обеспечение: сборник учебно-методических пособий, мультимедийные презентации, видеоролики по разделам программы.

3. Кадровое обеспечение:

      Педагог дополнительного образования.

2.3. Формы аттестации / контроля

  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

   Промежуточная аттестация: 

Промежуточный аттестация представляет собой оценку качества освоения обучающимися содержания разделов программы и проводится в форме викторины, беседы, опроса, тестирования.  

Итоговая аттестация:

Итоговая аттестация обучающихся по результатам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в целом по её реализации в форме контрольного тестирования.

2.4. Оценочные материалы

Критерии оценки практических умений и навыков

Высокий уровень: (В) Знает, умеет, самостоятельно, безошибочно выполняет задание педагога.

Средний уровень: (С) Знает, умеет выполняет либо по образцу, либо с помощью педагога.

 Низкий уровень:  (Н) Не выполняет ни по образцу, ни с помощью педагога.

Критерии оценки теоретических знаний

Высокий уровень: (В) Ставиться в случаи выполнения теоретических заданий без единой ошибки.

Средний уровень: (С) Ставиться обучающемуся, если он допустил одну или две ошибки

Низкий уровень: (Н) Получает обучающийся в том случаи, если допущены три и более ошибки при выполнении теоретических заданий.

            Результаты оценивания обучающихся заносятся в карту теоретических знаний и практических умений, и навыков по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Фамилия, имя

обуч-ся

Теоретические знания

Практические

умения и навыки

Итоговый

Итоговый

1.

2.

3.

4.

  Сравнение результатов позволяют сделать вывод о промежуточных и итоговых знаниях и умениях обучающихся в целом.

2.5. Методические материалы

Учебно – методический комплекс для педагога:

1. Информационный материал «История появления красок»

2. Информационный материал «Нетрадиционные техники рисования»

3. Электронная папка «Мультимедиа».

4. Электронная папка «Презентации к занятиям».

5. Электронная папка «Фотоальбом»:

  1. «Природа»
  2. «Рисуем человека»
  3. «Животные»
  4. «Цветы»
  5. «Сказочные герои»

Учебно – методический комплекс для детей:

1.Демонстрационные материалы по дополнительной общеразвивающей программе «Время рисовать»:

- «Дикие и домашние животные»;

- «Природа вокруг нас»;

- «Дикие и домашние птицы».

2. Раздаточный материал по дополнительной общеразвивающей программе «Время рисовать»

Формы занятий:

-Занятие – путешествие;

- Дидактические игры;

- Подвижные игры;

- Ролевые игры;

В ходе работы используются педагогические технологии и методы:

Словесные:

  • словесная инструкция;
  •  показ (подражание);
  • объяснение;
  • рассказ.

 Наглядные:

  • метод совместных действий;
  • предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.

Практические:

  • подвижные игры;
  •  сюжетные игры.

Технологии

  • Личностно-ориентированные
  • Индивидуализация обучения
  • Дифференцированного обучения
  • Игровой деятельности
  • Здоровьесберегающие технологии

   Каждое занятие оснащено различным дидактическим материалом (схемы,  раздаточный материал, плакаты к занятиям предметные и сюжетные картинки к занятиям, раздаточный, электронные ресурсы по темам и разделам программы, папки с рисунками, книги и т.д.)

Алгоритм учебного занятия

1этап - организационный.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического

настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

 2 этап - проверочный. 

Содержание этапа: проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

  1. этап – подготовительный

 Содержание этапа (подготовка   к   восприятию   нового содержания).

 Мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.         Сообщение темы, цели учебного занятия.

 4 этап - основной.   

Содержание этапа: усвоения   нового учебного   материала, выявление   неверных представлений, их коррекция.

  5 этап  - контрольный.  

Содержание этапа: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

   6  этап – итоговый (рефлексивный)

2.6. Список литературы

Основная литература:

для педагога:

1.Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия.  / Энциклопедия/Н.К. Величко. –Москва.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2015.-224 с.

2. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. - М.: Академия, 2015. – 109 с.

3. Кононов В.Н. «Искусство работы с камнем» Издательство: Аделант, 2015г.

4.Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – 2-е изд., стереотип.- М., Дрофа, 2015г.-224с.

5.Ращупкина С.Ю. Рисуем цветы на камнях  / Практическое издание /  С.Ю. Ращупкина.- Москва.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2012.- 253 с.

6.Третьякова М.В. Цветы из гофрированной бумаги  / Издание для досуга /  М.В. Третьякова.- Москва.: «Издательство СКИФ» 2018.- 64 с.

7. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАОПресс»: 2015г.

Жанры живописи. https://www.annaorion.com.ua/vidy-zhivopisi/

Нетрадиционные техники рисования (http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm)

Стать по рисованию. [Электронный ресурс]  http://izo-life.ru/statiirisov/

Тёплые и холодные цвета.  http://image-and-style.ru/tyoplyie-i-holodnyie-tsveta-kak-razlichat/

21 способ рисования с детьми  [Электронный ресурс]  https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-s-detmi.html 

для родителей:

1. Лебедевой, М.Н: Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй. Перевод с немецкого М.Н: Лебедевой .- Олма-Пресс, 2016 г.

 2. Порудоминский В.И. Первая Третьяковка / Рассказы / В.И.         Порудоминский . – Москва.: «Детская литература» 2015.-127 с.

3. Солодовникова О., Веденеева Н., Евсеева А. Большой самоучитель по рисованию /Энциклопедия / О. Солодовникова, Н. Веденеева,       А. Авсеева .- Москва.: ЗАО «РОСМЕТ-ПРЕСС»2017.-192 с.

4.  Шквыря Ж.Ю. Поделки из бумаги / Клуб семейного досуга /  Н.В. Шквыря.- Харьков.: ООО «Книжный клуб» 2016.- 64 с.

Загадочные семь цветов... или что рассказать детям про радугу.

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Ftsvetyzhizni.ru%2Ftematicheskie-zanyatiya%2Fzagadochnye-sem-cvetov-ili-chto-rasskazat-detyam-pro-radugu.html

Музеи мира. Картины известных художников. https://muzei-mira.com

Откуда берутся краски?  http://www.art-urok.ru/kraski.htm 

Поэтапное рисование. http://juicep.ru/?cat=9

Рисование на камнях для детей / Painting on Rocks for Kids"http://bankknig.com/hobby_remesla/88716-risovanie-zverejj-na... 

Тёплые и холодные цвета.

https://12dshi.nsk.muzkult.ru/media/2020/05/02/1255216949/Urok_2_risuem_polovichki.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Творим, рисуем, играем".

Программа создана для детей 5-7 лет. Основная цель программы - учить изображать доступными средствами и приемами предметы и явления окружающей действительности. ...

Программа дополнительного образования "Творим, Рисуем, играем".

Основная цель программы - учить изображать доступными средствами и приемами предметы и явления окружающей действительности. ...

Методическое пособие для дополнительного образования по теме «Фантазируем рисуя»

Современному обществу крайне необходимы личности, обладающие высокоразвитой духовной культурой, способные видеть, чувствовать красоту окружающего мира, глубоко проникать в сущность явлений и событий, ...

Дополнительное образование "Рисуем - творим!"

Конспект по дополнительному образова нию в подготовительной группе....

Справка-отчёт по результатам освоения дополнительной образовательной платной услуге « Рисуем на песке»

Развитие творческих способностей,  познавательного интереса у  детей младшего дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Я рисую мир» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Дополнительная образовательнаяпрограмма художественно – эстетической направленности «Я рисую мир»ДЛЯ  ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ...

Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности (художественное творчество) для детей 6-8 лет «Рисуем на песке»

Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности для детей 6-8 лет "Рисуем на песке" разработанная на основе парциальной образовательной программы "Ри...