Проект "Краски Радуги"
проект по рисованию (старшая группа)

Сергиенко Галина Давыдовна

Художественно-эстетическое воспитание детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx458.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Радуга»

ПРОЕКТ

 «КРАСКИ РАДУГИ»

https://look.com.ua/pic/201210/1280x1024/look.com.ua-60043.jpg

                                                                        Разработала: Сергиенко Г.Д. воспитатель высшей квалификационной категории

с. Мамонтово

2023

Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники средней, старших и подготовительной групп детского сада «Радуга»

Срок реализации: сентябрь 2023г.- май 2024 г.

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью

«Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность: Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

- Развивает уверенность в своих силах.

- Способствует снятию детских страхов.

- Учит детей свободно выражать свой замысел.

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

 - Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.

- Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Цель проекта: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от

узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки.

- Знакомить с творчеством художников мамонтовского района.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Нетрадиционные техники рисования и технология их применения. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

- Рисование ладошкой и пальцами

- Ниткография

- Пластилинография

- Граттаж

- Печать листьями

- Монотопия

- Рисование крупой

Формы работы и методы по обучению нетрадиционным техникам рисования.

Основная форма работы - занятие. Занятие проводятся в соответствии с разработанным мной перспективным планом один раз в месяц в каждой возрастной группе.

План разработан с учетом возрастных особенностей детей 4-7 лет, занятия 20-30 минут.

Занятия характеризуются сменой вида деятельности, наглядностью, наличием упражнений с движениями, музыкальным сопровождением. Занятия проводятся в форме игры, путешествия, загадок, виртуальных экскурсий. Изученные техники рисования закрепляются в свободной творческой деятельности детей. Также проводится индивидуальная работа с детьми, испытывающие затруднения в работе по нетрадиционным техникам рисования. Организуются конкурсы детского рисунка.

- Рисуем ладошками и руками, в работу включается множество чувствительных окончаний, которыми изобилует эта зона, поэтому ребенок не только получает удовольствие от занятия, но и активизирует множество участков коры головного мозга, что способствует его развитию.

- Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» — пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.

- Граттаж – это древняя техника нанесения изображений при помощи выцарапывания. Под современным граттажем (фран. gratter — скрести, царапать) понимают процарапывание рисунка на листе бумаги или дощечке, которая покрыта тонким слоем воска и туши. В настоящее время это распространенный профессиональный метод создания графических художественных композиций. С его помощью можно добиться четких штрихов и создать эффектный образ с минимальными усилиями.

Монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей

- Рисование крупой помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие (легче даётся письмо). Ещё у малыша проявляются фантазия, богатое воображение, речь. При помощи такого занятия дети становятся более усидчивыми.

ПЛАН РАБОТЫ

Период

Тема образовательной деятельности

Техника рисования

Задачи

сентябрь

Изучение методической литературы

Е.В.Баранова «От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования»

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.»

Т.А. Копцева «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК» Парциальная программа для детей 4-6 лет

И.А. Лыкова  «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет»

Подобрать материал, который будет формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству, поможет научиться рисовать, используя нетрадиционные техники рисования.

октябрь

«Осенний лес»

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Рисование ладошкой и пальчиками

отпечатки листьев

ватные палочки

Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

ноябрь

«Любимой мамочки портрет»

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Знакомство с портретом. Виды портретов

Прорисовывание деталей

Рисование нитью

Учить детей рисовать волнистые линии, посредством нетрадиционной техники рисования «ниткография». Воспитывать любовь к матери

Познакомить с видами портретов. Развивать эстетический вкус.

декабрь

«Рябинки для снегирей»

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

рисование пальчиками

рисование с помощью шаблона

пластилинография

Упражнять детей в технике работы с гуашью.
Развивать эстетическое восприятие.

Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

январь

«Зимний вечер»

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Знакомство с картиной местного художника

Рисование пальчиками и ладошкой

Рисование ватными палочками

способ рисования с помощью клея и манной крупы

Учить ритмично наносить мазки на бумагу пальчиками.

Развивать у детей интерес к процессу рисования, вызвать у детей интерес к работе с краской.

Познакомить с новым способом нетрадиционного рисования.

Воспитывать любовь к родному краю, гордость его жителями.

февраль

«Наша армия родная»

 Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Дорисовывание и раскрашивание военной техники

рисунки по мотивам литературных произведений

Парный портрет

Формировать умения самостоятельно обогащать сюжет рисунка.

Учиться передавать в рисунке особенности внешнего вида (себя и папы)

Воспитывать уважение и чувство гордости к Российской Армии. 

март

«Букет для мамы»

(коллективная работа)

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

рисование пальчиками

рисование с помощью шаблона

рисование методом «тычка»

Воспитывать в детях отзывчивость, желание порадовать близкого человека. Учить детей правильно прикладывать пальчики, шаблоны к бумаге, чтобы оставался аккуратный отпечаток.

апрель

Первые весенние цветы

«Одуванчики»

Средняя группа

«Сирень»

Старшая группа

«Цветущий луг»

Подготовительная группа

рисование приемом тычкования

пластилинография

монотипия

Познакомить детей с первыми весенними растениями.

Продолжать учить детей рисовать гуашью - цветы, используя прием - тычкования.

Закрепить цвета: желтый и зеленый.

Вызвать интерес к миру природы научить изображать цветущую ветку сирени. Закрепить приёмы скатывания, расплющивания.

Учить детей располагать цветы по всему листу бумаги. 

Познакомить с новой техникой рисования.

май

«Праздничный салют»

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Рисование ватными палочками

Рисование крупой

граттаж

Учить детей рисовать прямые линии, в разных направлениях, посредством нетрадиционной техники рисования «граттаж».
Упражнять в различении цветов.
Развивать воображение;
Воспитывать гордость за подвиг солдат.

Работа с родителями

1.Консультация «Что таят детские рисунки» для всех групп - ноябрь

2. Родительское собрание «Нескучное рисование». Мастер-класс для родителей 5 группы -декабрь

3. Папка- передвижка  « Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»  - февраль

 4.Выставки работ детей - в течении года

Работа с педагогами

1.Помощь в оформлении изостудии – сентябрь

2.Картотека «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - октябрь

3.Клуб молодого педагога. Выступление по теме: «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» - январь

4.Отчет по проекту «Краски радуги» Презентация – апрель

Литература:

Е.В.Баранова «От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования»

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.»

Т.А. Копцева «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК» Парциальная программа для детей 4-6 лет

И.А. Лыкова  «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"

С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....

презентация "Наша Радуга" или как мы лепили из теста радугу.

Презентация может быть полезна в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Этот материал так же может пригодиться при работе на интерактивной доске. В интересной и доступной форме можн...

Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  №52 «Лукоморье»    Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...

Проект по развитию речи «Цвета Радуги» (во второй младшей группе «Радуга»)

АкАктуальность: Восприятие цвета происходит при помощи зрительной ориентировки. Знакомство детей с цветом происходит в процессе непосредственного восприятия цвета в связи с предметами окружающего мира...

«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»

laquo;Воспитание «Радугой»Внедрение в практику работы ОУПримерной Образовательной Программыдошкольного образования «Радуга»...