Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию рисование «Роспись матрешки» для детей группы дошкольного возраста (6-7 лет)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель: приобщение детей к национально – культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке – символе русского народного искусства. Ознакомление с нетрадиционным способом рисования узоров, отличительных у Семеновской матрешки -штампики из ткани.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей создания русской матрешки, обратить внимание на характерные особенности внешнего вида и декора семёновской и полхов – майдановской матрёшки. Познакомить с нетрадиционным способом рисования узора- штампиком из ткани.
Развивающие:
Формировать умение рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции, элементы оформления, развивать технику декоративного рисования. Развивать глазомер, чувство ритма, пропорции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус, внимание, аккуратность
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о мастерах и народных промыслах России, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, фотографий по художественному творчеству. Лото «Мастера искусств», «Собери пазлы» (самодельные пазлы матрёшки).
Материалы и оборудование:
Семёновская и полхов – майданская матрёшки, картинка с первыми матрешками из Японии, таблица с элементами орнамента, презентация по изготовлению матрёшек, сундучок.
Раздаточный материал:
Бумажные трафареты матрёшек, гуашь, акварель, кисти, стаканчики с водой, салфетки, трикотажные полоски для скручивания в жгутик.
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46
Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию
рисование
«Роспись матрешки»
для детей группы дошкольного возраста (6-7 лет)
автор – составитель:
воспитатель детского сада № 46
Баранова Наталья Владимировна
г. Рыбинск, 2024
Цель: приобщение детей к национально – культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке – символе русского народного искусства. Ознакомление с нетрадиционным способом рисования узоров, отличительных у Семеновской матрешки -штампики из ткани.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей создания русской матрешки, обратить внимание на характерные особенности внешнего вида и декора семёновской и полхов – майдановской матрёшки. Познакомить с нетрадиционным способом рисования узора- штампиком из ткани.
Развивающие:
Формировать умение рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции, элементы оформления, развивать технику декоративного рисования. Развивать глазомер, чувство ритма, пропорции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус, внимание, аккуратность
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о мастерах и народных промыслах России, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, фотографий по художественному творчеству. Лото «Мастера искусств», «Собери пазлы» (самодельные пазлы матрёшки).
Материалы и оборудование:
Семёновская и полхов – майданская матрёшки, картинка с первыми матрешками из Японии, таблица с элементами орнамента, презентация по изготовлению матрёшек, сундучок.
Раздаточный материал:
Бумажные трафареты матрёшек, гуашь, акварель, кисти, стаканчики с водой, салфетки, трикотажные полоски для скручивания в жгутик.
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия.
Ход организованной образовательной деятельности:
Звучит русская народная музыка. Входит воспитатель, одетый в русский народный костюм.
Воспитатель: «Я на ярмарке была, сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой,
И товар в нём расписной,
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью – во второй найдёшь.
Их, друг за другом разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех малютка – крошка,
Всё вместе – сувенир …» (матрёшка)
- Однажды из Японии один купец привез игрушку с сюрпризом – деревянного человечка с большой головой. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, только поменьше, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Мамотину. Выточили мастера фигурку из бруска, да и расписали её на новый лад. Расписали русские художники матрёшку на славу: щёчки, как румяные яблочки, губки бантиком, на голове платочек весёленький, из-под него коса толстая. И захотелось этой красавице русское имя дать. Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. А теперь матрёшки являются символами России.
- Ребята, а как вы думаете, из какого материала делают матрёшку? (ответы детей)
- Правильно, из дерева. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить заготовку, да что бы ни сучка, ни трещинки не было. Когда кукла готова, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. Потом сушат и полируют. Затем расписывают матрёшку. Мастера используют яркие, сочные цвета. Затем матрёшек покрывают лаком. ( Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов).
- А сейчас мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка «Нарядные матрёшки»
Хлопают в ладошки (хлопки в ладоши)
Дружные матрёшки.
На ногах сапожки, ( дети выставляют пятку, сначала
Топают матрёшки, (левую, затем правую )
Влево, вправо наклонись, (наклоны в стороны )
Всем знакомым поклонись. (наклоны вперёд )
- Ребята, посмотрите, эта матрёшка из города Семёнов, а другая из Полхов – Майдана. Чем они отличаются? ( У полхов – майданской матрёшки не нарисованы руки, впереди овал, расписанный яркими цветами)
- А какие цвета используют мастера из Полхов - Майдана? ( жёлтый, алый, голубой, фиолетовый)
- Сколько лепестков на центральном цветке? (5)
- А семёновская матрёшка? (одета в сарафан, фартук, платок, по бокам нарисованы руки, фартук украшен ярким букетом).
- А вы бы хотели стать мастерами по росписи матрёшек? Тогда я приглашаю вас в мастерскую. Каждый из вас выберет - какую матрёшку будет рисовать. Семёновскую или полхов – майданскую. Мы с вами будем рисовать матрёшек с натуры, как это делают настоящие мастера. Постарайтесь передать узор, чтобы матрёшки на рисунках были похожи, как настоящие.
Мастера, скорей за дело,
Украшай матрёшек смело!
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Пальчиковая гимнастика.
Мы ребята – мастера (указать на себя)
Долотом тук – тук стучали, (постучать кулаком по ладони)
Все сучочки убирали, (указательным пальцем по ладони)
Получилось как-то криво (рукой показать кривую линию)
Отпилили мы красиво, (провести ребром по ладони)
Зачищали шкуркой долго, (потереть ладонь о ладонь)
Покрывали лаком стойким, (потереть пальцами о ладонь)
Всё узором украшали, (указательными пальцами обеих рук нарисовать узоры в воздухе)
Посмотреть гостей позвали! (руками поманить к себе)
Воспитатель: «Как вы видите здесь для вас приготовлены бумажные силуэты матрешек. Расписывать матрешку будем поэтапно, не торопитесь и будьте внимательны.
1-Начать следует с лица. Возьмите тонкие кисти и нарисуйте брови дугой, глаза, губы сердечком, румянец на щечках. Рисуйте концом кисти, линии должны быть тонкими и аккуратными.
2-Затем раскрасим платок, он может быть желтым или красным, не забудьте про орнамент на краю платка.
3-Раскрасьте букет на фартуке: крупные цветы – красным, розовым, желтым; мелкие цветы – голубым, синим, фиолетовым; листья – светлыми и темными оттенками зеленого цвета.
4- Нижнюю часть платья, которая выглядывает из-под фартука, раскрасьте желтым или красным (в зависимости от того, какой цвет вы выбрали для платка, они не должны совпадать).
5- На последнем этапе каждый берет полоску ткани, скручивает ее ровно в рулетик и получается как штампик из ткани. Затем наносит узор- спираль на силуэт матрешки на рукава, на платок...»
Дети приступают к росписи. Во время работы звучит русская народная мелодия.
После завершения росписи воспитатель подводит итог.
Воспитатель: «Давайте встанем со своих мест и рассмотрим друг у друга матрешек. Посмотрите, какие разные они у вас получились – веселые, задорные нарядные. Из вас получились прекрасные мастера матрешечного промысла. Молодцы! Вы очень талантливые мастера! Давайте мы с вами устроим выставку матрёшек»
Рефлексия: прием «Незаконченное предложение»
-сегодня я узнал…
-было интересно….
-было трудно….
-я научился….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Нам на улице не страшно» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии
Задачи с интеграцией образовательных областей:Социально – коммуникативное развитие. Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;Формировать дружеские, доброжелательн...

Конспект организованной образовательной деятельности «Мурманск - спортивный» по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Занятие по познавательному развитию с региональным компонентом....
Конспект Организованной образовательной деятельности по Социально-коммуникативному развитию « Школа пожарных наук » для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Волшебная страна»...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования («Ниткография») в группе Ягодка» Кружок «Цветные фантазии».
Программное содержание:Программное содержание: - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание о...

Конспект организованной образовательной деятельности по техническому творчеству на тему «Роботы - помощники» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по техническому творчеству на тему «Роботы - помощники» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных методов рисования «Семицветный мост дугой» для детей группы дошкольного возраста (4-5 лет)
Цель: активизация интереса детей к окружающему миру, формирование умения изображать радугу.Задачи:Обучающие: - систематизировать знания детей о явлениях природы;- упражнять в сч...
